В результате деятельности КПСС, Советского государства, помощи русского народа к 1991 г. были достигнуты значительный расцвет и равенство советских наций и народностей в сфере производства, экономики, науки, образования, культуры, образа жизни, соотношения рабочих, колхозников, интеллигенции, городского и сельского населения и т.п. Это было важно потому, что к моменту образования Союза между русским, украинским, белорусским и другими народами существовало значительное различие по всем этим качествам. Например, за годы советской власти промышленное производство выросло в СССР в 152 раза, в Белоруссии – в 207 раз, в Казахстане – в 232 раза, в Армении – в 333 раза. Среди занятых в народном хозяйстве высшее и среднее (полное и неполное) образование имели в СССР – 76,7%, в Казахстане – 77%, в Армении – 78,6%, в Узбекистане – 77,9% и т.п.
Правящая элита, завороженная успехами советского социализма, совершенно не видела надвигающегося естественного кризиса союзного государства в сфере межнациональных отношений, пролетарского интернационализма, пролетарско-социалистической формации, где межнациональные отношения являлись концентрированным выражением всех отношений. В докладе, посвященном 60-летию СССР, генсек Л.И. Брежнев говорил:
Вражда и недоверие в отношениях между нациями уступили место дружбе и взаимному уважению. Там, где веками насаждалась психология национального эгоизма, прочно утвердился интернационализм.
В докладе еще раз подчеркивалось, что национальный вопрос в том виде, в каком он достался от прошлого, решен полностью, окончательно и бесповоротно на базе нового социалистического строя (государственной собственности, пролетаризации населения республик, распространения русского языка и культуры как формы проявления коммунистической идеологии). Отмечалось, что в стране осуществлено подлинное равенство наций – политическое, экономическое, культурное (под этим понималось равенство прав граждан различных рас и наций в СССР).
Образование на обломках царской империи СССР урегулировало и устранило некоторые социальные противоречия и конфликты царской России. Были устранены противоречия и конфликты между господствующими и угнетаемыми классами, между царской властью и народом, между народом и Русской православной церковью. Были урегулированы конфликты между Москвой и национальными окраинами, которые получили свои национальные государства в рамках СССР. Остался, но был смягчен конфликт между русскими и нерусскими в национальных республиках. Был смягчен конфликт между сохраняющей свою ведущую роль русской нацией и другими нациями в СССР за счет принижения роли государственных органов РСФСР. Но постепенно стали обостряться старые и появляться новые конфликты внутри СССР, которые долго не замечались руководством КПСС.
В целом считалось, что национальная политика КПСС отвечает поставленным задачам. СССР воплотил в себя стремление и волю многонациональной семьи равноправных народов к социализму, спаянных общей исторической судьбой, пролетарским интернационализмом, социалистической экономикой, советским государством, коммунистической идеологией.
Надэтнонациональное положение русских
Коллективизация, индустриализация, победа в Великой Отечественной войне, восстановление народного хозяйства, достижение ядерного паритета с США, образование интернациональной общности – советского народа и т.п., казалось бы, свидетельствовали о прочности СССР и о тщетности пророчеств его распада.
Все это было достигнуто прежде всего за счет русской государствообразующей нации. Она служила СССР внутренней связывающей во всех отношениях (языковой, культурной, экономической, военной и т.п.) силой и потому не стала полноценным субъектом СССР, как другие нации. Во всех, кроме РСФСР, союзных республиках именно титульные нации оказались субъектами Союза, хотя эти республики и были многонациональными (Армения, Латвия, Украина и др.).
Надэтнонациональное положение русских в царской России и СССР – не случайный факт, а следствие абсолютно правильного и разумного, глубоко укоренившегося в дворянской, интеллигентской и просвещенной городской среде, представления о духовно-культурной основе национальной идентификации (самоопределения): к русским относили представителей всех наций, которые были носителями русской культуры – бытовой и высокой.
Поэтому обособление русских в отдельный субъект Союза (а теперь и РФ) было просто невозможно, так как привело бы к распаду страны. Не случайно в конце XX в. страны ЕС используют опыт царской и советской России: у Европейского Сообщества нет национального лица. И в этом залог дальнейшего интернационального сближения европейских народов и государств.