В экономическом анализе индексы используются не только как обобщающие показатели, но и для измерения влияния различных факторов на показатели работы предприятия.
По отношению к результату факторы могут быть количественные и качественные.
Пример: когда изменение сложного показателя зависит от изменения двух факторов.
На объем выпущенной продукции (Q) влияют 2 фактора:
² выработка одного работающего (w) - качественный;
² число рабочих (Т) - количественный.
Взаимосвязь между показателями следующая: Q = w*T.
Определим общий индекс объема выпущенной продукции (через выработку):
- это относительный показатель;
Абсолютный показатель объема выпущенной продукции будет выражаться следующим образом:
(шт);
Для того, чтобы проследить влияние каждого показателя фактора (выработка и число работников) на показатель-результат (объем выпущенной продукции) построим следующие индексы:
Индекс выпуска продукции под влиянием выработки:
Индекс показывает изменение объема продукции в отчетном году по сравнению с базисным под влиянием изменения выработки ( % или коэффициент)
В абсолютном выражении количество выпускаемой продукии в отчетном году по сравнению с базисным за счет изменения выработки определяется следующим образом:
Построим индекс физического объема, характеризующий его изменение за счет изменения чисденности работников:
В абсолютном выражении изменение количества выпускаемой продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет изменения численности работников:
2. Общие индексы общего объема реализации, цен и товарооборота
3. Абсолютное изменение товарооборота в результате изменения цен и физического объема реализованных тканей.
1.
В отчетном году по сравнению с базисным хб тканей было реализовано на 92% ( на 8% меньше), а льняных - 105% или на 5% больше.
В отчетном году по сравнению с базисным цена за 1 м хб ткани увеличилась в 1.12 раза или на 12% , а льняных тканей увеличилась в 1.3 раза или на 30%.
В отчетном периоде по сравнению с базисным сумма реализации хб тканей составила 101% или увеличилась на 1%, а льняной - 143% или увеличилась на 43%.
Взаимосвязь:
2. Общий индекс общего объема реализации:
Общий объем реализации в отчетном периоде по сравнению с базисным составил 12.2%.
Абсолютное изменение стоимости товарооборота под влиянием цен и физического объема реализации:
Абсолютное изменение стоимости товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным составило 21.78 руб.
Общий индекс цен:
Изменение стоимости товарооборота за счет изменения цены в отчетном периоде по сравнению с базисным составила 122.4% или товарооборот увеличился на 22.4%.
Абсолютное изменение стоимости товарооборота за счет изменения цены:
В результате роста цен стоимость товарооборота возросла на 22.14 руб.
Общий индекс физического объема:
В отчетном периоде по сравнению с базисным под влиянием изменения объема реализации стоимость товарооборота составила 99.6% или снизилась на 0.4%.
Абсолютное изменение стоимости товарооборота за счет изменения физического объема реализации:
Абсолютное изменение стоимости товарооборота за счет изменения физического объема реализации составила 0.36 руб, т.е. снизилась.