Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ- ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА



 

Нормы, содержащиеся в п. 2 ст. 2 ЗК РФ, предоставляют Правительству РФ право принимать в пределах полномочий, определенных Кодексом, федеральными законами, указами Президента РФ, постановления, регулирующие земельные отношения.

В ходе осуществления земельной реформы можно выделить два периода, два пространства реформ: первый- поэтапное изменение действующего земельного законодательства, второй- принятие нового головного кодифицированного акта: ЗК РФ и введение в действие главы ХУ11 ГК РФ « Право собственности и другие вещные права на землю», на применение которой ранее был установлен мораторий до 16 апреля 2001 г.

Движение земельной реформы по этапам предполагает эволюционный характер земельных отношений. В земельном законодательстве первого периода происходили, в основном, спорадические изменения, одни из которых проистекали из «общих законов и указов о реформ» (о собственности, о приватизации, о крестьянском (фермерском) хозяйстве, о неотложных мерах по осуществлению земельной реформы, о праве граждан на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы, о реализации конституционных прав граждан на землю), другие приняли форму отдельных рыночных нормативных актов, третьи- приняли форму нормативных правовых актов, устанавливающих особый правовой режим для отдельных категорий земель.

Ко второй группе нормативных правовых актов относятся постановления Правительства РФ, регулирующие передачу земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность крестьян при выходе их из колхозов и совхозов; порядок купли-продажи гражданами земельных участков и формы свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения1; реорганизацию колхозов и совхозов, предприятий и организаций агропромышленного комплекса2; порядок осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев3,поэтапное введение мониторинга земель4; порядок консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами5; государственный контроль за использованием и охраной земель6; порядок возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства7.

К третьей группе нормативных правовых актов относятся постановления Правительства РФ, устанавливающие особый правовой режим отдельных категорий земель. В современных условиях, когда предмет земельного права все более усложняется за счет дальнейшей дифференциации земельных отношений, основанных на многообразии форм (субъектов) права собственности и платности землепользования, выделение такой группы нормативных правовых актов вполне оправдано, так как позволяет в полной мере учесть принцип целевого предназначения земель, согласно которому определяется правовой режим земель, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

К числу таковых относятся, в частности, нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха1; устанавливающие особенности правового режима водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полосах 2;регламентирующие порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом и (или) изъятия земель лесного фонда3; определяющие размеры и границы земельных участков в кондоминимумах4; закрепляющие порядок формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режим его использования5; устанавливающие особенности правового режима национальных природных парков6.

С момента введения в действие нового ЗК РФ, в государственной земельной политике начались перемены, которые можно характеризовать как последовательный рост значимости стабильных, прозрачных, защищенных рыночных механизмов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на землю, переход прав на землю и иного недвижимого имущества, равенство прав всех лиц, участвующих в земельном обороте, независимо от видов прав на землю. При этом возрастает также роль государственного регулирования земельных отношений в жилищной сфере, связанного с повышением «роли и эффективности конкурентных механизмов предоставления земельных участков в собственность», созданием « единых объектов недвижимости с равными правами на земельный участок и на все расположенные на нем строения»7.

Проявлением этих новых тенденций является возрастание роли и удельного веса нормативных правовых актов, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата для предпринимательской деятельности. К такого рода актам относится, в частности, постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. «Об организации проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков»1, расширившее правовые основы для развития рынка недвижимости, для эффективного использования земельных участков и иных объектов недвижимости.

Весьма значительную группу источников земельного права второго периода составляют постановления Правительства РФ по вопросам управления в области использования и охраны земель. Решающее значение при этом в постановлениях Правительства РФ придается системе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих нормативное правовое регулирование земельных отношений: Министерства экономического развития и торговли РФ[16], Министерства природных ресурсов РФ4, Министерства промышленности и энергетики РФ[17], Министерства сельского хозяйства РФ[18], Министерства здравоохранения и социального развития РФ[19], Министерства юстиции РФ.

Вместе с тем нормативно-правовые акты Правительства РФ второго периода включают в сферу управления в области использования и охраны земель мониторинг земель, государственный земельный кадастр и государственный учет объектов недвижимости8, государственную экспертизу землеустроительной документации9, контроль за проведением землеустройства10, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним11, государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, государственный учет

показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного

назначения1, кадастровое деление территории России и присвоение кадастровых номеров земельных участков2.

Особую группу источников земельного права составляют постановления Правительства РФ, на основе которых реализуются полномочия, возложенные на него п. п. «г» и «д» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ по вопросам управления федеральной собственностью и обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в т.ч. и поземельных прав и свобод. С этих позиций особого внимания заслуживает постановление Правительства РФ от 4 марта 2002 г.3, определившее процедуру разграничения государственной собственности на землю при подготовке и согласовании перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности. Функции и полномочия федерального Правительства по управлению федеральной собственностью закреплены в постановлении Правительства РФ от 10 марта 2000 г., регулирующем порядок выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения4.

В связи с введением в действие ЗК РФ и ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения постановлениями Правительства РФ от 20 декабря 2002 г.5 и 23 декабря 2002 г.6 признаны не действующими и не подлежащими применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами постановления Правительства РФ, регулирующие: порядок реорганизации колхозов и совхозов; порядок приватизации и реорганизации предприятий и организаций АПК; реформирование сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области; порядок осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев и другие нормативные правовые акты, регулирующие развитие земельной и аграрной реформы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.