Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ-ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА



Традиционно, как известно, до принятия ГК РФ 1994 г., понятие законодательства трактовалось достаточно широко, оно охватывало не только законы, но и Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

В п. 2 ст. 3 ГК РФ закрепляется узкое понимание законодательства. Гражданское законодательство, как гласит п. 2 ст. 3 ГК,- состоит из ГК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения. Впервые в истории российского и советского законодательства пределы гражданского законодательства были ограничены только законами. Подобного рода новшество получило высокую правовую оценку как политиков, так и юристов, так как это открывало возможность жестко реализовывать принцип разделения властей. Здесь был закреплен принцип, согласно которому гражданско-правовые отношения регулируются только законами. При этом предполагалось, что в силу морального авторитета гражданского права такое узкое понимание законодательства, будет оказывать влияние и на другие отрасли законодательства. Высказывались также надежды на то, что повысится правовая культура общества, укрепится правовая дисциплина, поднимется авторитет Государственной Думы РФ.

Сегодня можно сказать, что эти надежды не оправдались. В земельном законодательстве до сих пор доминирует широкое понимание законодательства. Ст. 72 Конституции РФ по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов также пользуется традиционным широким пониманием законодательства. Оно относится, в частности, к земельному, водному, лесному законодательству, законодательству о недрах, об охране окружающей среды.

Из текста ст. 2 ЗК РФ видно, что в Кодексе также доминирует широкое понимание законодательства. В нормах ст. 2 Кодекса в отличие от положений ст. 3 ГК РФ, закрепившего узкое понимание гражданского законодательства как совокупности законов, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, земельное законодательство рассматривается не только как совокупность законов РФ и принимаемых в соответствии с Кодексом законов субъектов РФ. При таком широком понимании земельного законодательства в его состав включаются также подзаконные нормативные правовые акты: Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые актыМинистерства экономического развития и торговли РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства финансов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства юстиции РФ, других федеральных органов исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов РФи органов местного самоуправления, содержащие нормы земельного права.

Особо значительна роль в трансформации прежнего земельного строя, основанного на монополии государственной собственности на землю, и аграрных преобразованиях государственного и коллективного секторов сельского хозяйства в рыночную аграрную экономику Указов Президента РФ, на основе которых была проведена, в частности, передача земли в частную собственность крестьян при выходе их из колхоза и совхоза; закреплено право крестьян продавать земельные участки, передавать их по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, производить обмен, передавать в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, кооперативов.

В первой половине 90-х годов были приняты указы Президента РФ, регулирующие отчуждение несельскохозяйственных земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий. В них вошли многие правовые нормы, посвященные продаже земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, при расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам для предпринимательской деятельности. Указами Президента РФ были закреплены процессуальные требования, предъявляемые к приватизации земли на коммерческом и инвестиционном конкурсе, установлена процедура приватизации земли и совершения гражданско-правовых сделок с земельными участками при расширении и дополнительном строительстве приватизированных предприятий[13].

Большую практическую роль в усилении частноправового регулирования земельных отношений, обусловленного развитием частной собственности на землю и отношений в сфере предпринимательской деятельности, сыграли Указы Президента РФ, обеспечивающие: преобразование государственных предприятий в акционерные общества; реализацию государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий; приватизацию предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению АПК; формирование доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации; гарантии собственникам недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами; реформирование государственных унитарных предприятий, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ряд указов Президента РФ закрепляли неотложные меры по осуществлению земельной и аграрной реформы; устанавливали нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан; регулировали аукционную продажу земельных участков для индивидуального жилищного строительства, продажу за приватизационные чеки жилищного фонда, земельных участков и муниципальной собственности; определяли перечень объектов права федеральной государственной собственности в соответствии с принципом общегосударственной значимости земельных участков и других природных ресурсов; устанавливали право собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности; регулировал продажу гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды; закрепляли комплекс мер по реализации конституционных прав граждан на землю.

Некоторые из названных выше указов Президента РФ были не во всем совершенны, некоторые не во всех частях соответствовали конституционным нормам и прежнему законодательству. Часть из них была подвергнута обоснованной критике за то, что они строились на политике « шоковой терапии», когда главным критерием успеха реформ признавалась скорость реформы земельной собственности и развития частного сектора в экономике. Негативное воздействие на реформирование земельного строя, основанного на монополии государственной собственности на землю, оказала политика непродуманной приватизации и разового насильственного разрушения огосударствленной земельной собственности; форсирования фермеризации и акционирования; недооценки кооперирования как в производственной, так и в непроизводственной сфере; администрирования и нарушения прав трудовых коллективов на свободный выбор форм собственности и хозяйствования на земле; ослабления государственного регулирования сельского хозяйства; ослабления социальной защиты прав земельных собственников, землепользователей и арендаторов, что привело к формированию нежизнеспособных мелких и средних фермерских и корпоративных хозяйств, не имеющих правовой защиты от разорения и не приспособленных к работе в новых рыночных условиях[14].

Однако нельзя отрицать позитивного значения указов Президента РФ, ориентированных на рациональное и эффективное использование и охрану земли, как важнейшего многофункционального природного ресурса, всеобщего пространственного базиса и основного средства производства в сельском и лесном хозяйстве. Благодаря Указам Президента РФ были подготовлены необходимые условия для правового обеспечения демократизации страны, осуществления структурной перестройки экономики, направленной на стабилизацию отношений земельной собственности, легализацию частной собственности на землю, которая служит основой для подъема экономики, свободы предпринимательства и конкуренции и повышения деловой активности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации названные выше Указы Президента РФ, регулировавшие ранее земельные отношения, признаны утратившими силу[15] и не подлежащими применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.