Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ- ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА



Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, согласно п. 4 ст. 2 ЗК РФ, издаются в качестве источников земельного права на основании и во исполнение «настоящего Кодекса, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации». Эта формула отражает принципиальные положения практики муниципального правотворчества, основу которого составляют уставы муниципальных образований и законодательство субъектов РФ, предоставивших право органам местного самоуправления и должностным лицам органов местного самоуправления принимать правовые акты по вопросам своего ведения. Это положение, закрепленное ст. 19 ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1, подтверждается ст.ст 7 и 43 нового федерального закона от 6 октября 2003 г.. В соответствии с требованиями реформы федеративных отношений и местного самоуправления расширяется сфера муниципального правотворчества, охватывающего весь спектр нормативного правового регулирования земельных отношений, результатом которых являются муниципальные нормативные правовые акты, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования[22].

Законы субъектов РФ и уставы муниципальных образований определяют наименование и виды правовых актов, полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу. Принятые и вступившие в силу по вопросам местного значения в установленном порядке нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы муниципального земельного права, имеют обязательную силу для исполнения их всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами. Устав муниципального образования г. Долгопрудный Московской области предусматривает издание таких нормативных правовых актов как устав, положение, решение, порядок, регламент, правила.

Многочисленные нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы земельного права, могут быть классифицированы по содержанию правовых предписаний на четыре категории. К первой относятся нормативные правовые акты, устанавливающие категории земель, находящихся в муниципальной, а также в частной собственности, кроме земель сельскохозяйственного назначения (ст. 8 ЗК РФ); процедуры и порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в т.ч. порядка рассмотрения заявок, а также принятия решений (п. 1 ст. 34 ЗК РФ); порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель, находящимися в муниципальной собственности (подп. 3 п. 5 ст. 87 ЗК РФ). Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты и по другим вопросам управления и распоряжения землями муниципальной собственности, условий использования земель, находящихся в границах муниципальных образований, отнесенным ЗК РФ к их ведению.

В Московской области такого рода нормативные правовые акты принимаются в соответствии с требованиями ст. ст. 32-34, 36 ЗК РФ для реализации полномочий органов местного самоуправления при предоставлении земельных участков на территории муниципального образования для строительства и целей, не связанных со строительством; при совершении гражданско-правовых сделок: купли-продажи, аренды земельных участков; при приобретении прав на земельные участки, на которых расположены здания (строения, сооружения); при прекращении и ограничении прав на землю. Широко распространены, в частности, нормативные правовые акты, регулирующие:

- сдачу в аренду земельных участков (земельных долей), на которых расположены ранее приватизированные объекты, а также земельных участков юридическим и физическим лицам для осуществления предпринимательской деятельности, юридическим и физическим лицам, являющимся собственниками муниципального недвижимого имущества;

- предоставление земельных участков юридическим и физическим лицам для нового жилищного, культурно-бытового, коммунального, промышленного и других видов капитального строительства, реконструкции существующих объектов;

- предоставление земельных участков гражданам под индивидуальное жилищное, дачное, гаражное строительство и коллективное садоводство.

К первой категории источников земельного права относятся нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие проведение аукционов и конкурсов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; утверждающие перечень объектов муниципальной земельной собственности, предназначенных для приватизации или использования в залоговых сделках; устанавливающие категории граждан, которым земельные участки для индивидуального жилищного и дачного строительства, садоводства и ведения личного подсобного хозяйства продаются без выставления их на торги; определяющие перечень компенсационных сборов (затрат) за выполняемые земельными органами работы для граждан и юридических лиц в сфере оборота земельных участков.

В г. Коломне Московской области действует, например, Положение «О порядке продажи движимого и недвижимого муниципального имущества, земельных участков» от 7 августа 2002 г., которое устанавливает форму продажи имущества и земельных участков; подготовку к проведению аукциона, конкурса, публичного предложения, без объявления цены; порядок проведения аукциона, конкурса, публичного предложения, без объявления цены; порядок проведения и определения цены при прямой продаже; продажу земельных участков, занятых приватизированными предприятиями и объектами недвижимости на территории города; оформление сделок приватизации имущества; распределение средств от продажи имущества и порядок оплаты муниципального имущества.

Ко второй категории относятся нормативные правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие нормы земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в муниципальной собственности земель, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (п. 1 ст. 33 ЗК РФ). Многочисленной и распространенной формой муниципального правотворчества являются нормативные правовые акты, устанавливающие максимальный размер земельных участков, передаваемых гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства ( п. 2 ст. 33 ЗК РФ).

В качестве примера такого нормативного правового акта можно привести постановление Главы администрации Истринского района Московской области, установившее порядок предоставления или расширения земельных участков и предельные размеры земельной собственности граждан для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства за счет земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

К третьей категории относятся нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, наделенных правом устанавливать местные налоги и сборы. К ним относится и плата за землю, формами которой являются земельный налог ( до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления на условиях, установленных земельным и налоговым законодательством РФ и ее субъектов, на основании ст. 65 ЗК РФ, ст. 6, 8, 14 Закона РСФСР от 11 октября 1991 г.«О плате за землю» ( в ред. ФЗ от 29 ноября 2004 г.) и Главой 31 Части Второй Налогового кодекса РФ:

- определяют ставки земельного налога за участки в границах сельских населенных пунктов или садоводческих товариществ, за земли несельскохозяйственного назначения с учетом местоположения и зон различной градостроительной ценности земель городов, рабочих, курортных и дачных поселков;

- определяют льготы по взиманию земельного налога в виде полного или частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижение ставки земельного налога;

- регулируют порядок и сроки зачисления уплачиваемых налогов в бюджеты разного уровня, формы отчетности плательщиков налога по землям, переданным в ведение соответствующего органа местного самоуправления.

В рамках единого налогового режима, действующего на территории всей страны, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливаются на основе действующих ставок земельного налога, дифференцированных по категориям земель, целевому использованию и категориям арендаторов, базовые ставки арендной платы за землю.

В Ленинском районе Московской области действует, например,

принятое с нарушением требований ст. 39 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 постановление Главы администрации от 14 мая 1998 г. «О ставках арендной платы за землю на территории Ленинского района». С учетом рекомендаций МосНИиПИ землеустройства данным постановлением утверждены размеры ставок ежегодных арендных платежей по экономическим зонам и категориям арендаторов; размеры единовременной платы за право заключения договора аренды по экономическим зонам и категориям арендаторов; формы договора аренды земельного участка; размеры годовой арендной платы по договорам аренды, заключенным с гражданами на земли жилищного фонда, а также предоставленные для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, индивидуальных и кооперативных гаражей и стоянок; размеры арендной платы за землю, передаваемую сельскохозяйственным коммерческим организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для основной производственной деятельности.

Представительными органами местного самоуправления городов и районов области приняты аналогичные постановления, которые утверждают коэффициенты для расчета годовой арендной платы и единовременных платежей за право заключения договора аренды за земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, индивидуальных и кооперативных гаражей и стоянок, для ведения предпринимательской деятельности, с учетом нормативной цены земли, площади земельного участка, вида деятельности и местоположения арендатора; устанавливают дифференцированные ставки арендной платы по зонам различной градостроительной ценности для коммерческих предприятий и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность на землях городов, сельских населенных пунктов; для граждан, занятых личным подсобным хозяйством, огородничеством, садоводством, сенококошением в городах и сельских населенных пунктах.

К четвертой категории относятся нормативные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Здесь речь идет не только о ФЗ от 6 октября 2003г., но и о других федеральных законах, регулирующих порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ возможно только по прямому указанию федерального закона. Регулирование субъектом РФ земельных отношений в области местного самоуправления допускается в части регулирования передачи отдельных государственных полномочий субъекта РФ органам местного самоуправления при условии, если такое регулирование отвечает требованиям ст. 19 ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Содержащиеся в нормативных правовых актах органов местного самоуправления нормы земельного права сформулированы на базе общего принципа верховенства всех актов, которые в иерархической лестнице стоят выше их по юридической силе. Принцип иерархичности источников земельного права на уровне муниципального правотворчества выражен п. 4 ст. 2 ЗК РФ, определившем место нормативных правовых актов органов местного самоуправления в системе источников земельного права. Земельный кодекс РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ обладают высшей юридической силой по отношению к нормативным правовым актам органов местного самоуправления, принятым в пределах своих полномочий и содержащим нормы земельного права.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.