Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ И РЕСЕНТИМЕНТ. щаяся любовь» (Лютер 90) — независимо от его объекта и объектной ценности — является



==97

щаяся любовь» (Лютер 90) — независимо от его объекта и объектной ценности — является summum bonum, также есть следствие новой христианской идеи. По античной оценке любовь к плохому сама плоха; но когда ее объект — грешник, со всей ясностью и определенностью на первый план выходит ценность любви как акта.

К этому следует добавить еще кое-что. Закоренелый грешник всегда признает плохое в своей душе. Причем я имею в виду не только признание на словах перед людьми, но и признание перед самим собой, признание путем деяния, в котором исполняется грешная воля. Пусть то, в чем он признается, плохо и грешно. Но сам факт признания, что он грешит, раз уж у него грешное сердце, — не плох, а хорош! Этим он очищает свое сердце и не дает распространиться заразе, которая у человека, вытесняющего злые импульсы, захватывает все новые и новые слои личности, становится для его сознания и совести чем-то все более темным и непостижимым, так что он уже не видит «бревна в собственном глазу», замечая лишь «соринки в глазу ближнего». Вот почему для Иисуса грех и последующее покаяние (не начинается ли оно с осмысления того, что в деянии заслуживает признания?) лучше, чек; вытеснение греховного импульса и происходящее в результате этого отравление внутреннего ядра человека, которое сплошь и рядом может сопровождаться сознанием того, что надо быть добрым и блюсти Закон. Вот почему «одному обращенному грешнику на небесах больше рады, чем тысяче праведникам» и «кому мало прощается, тот мало любит» (Лука 7, 47). Кто, как Иисус в Нагорной проповеди, усматривает прелюбодеяние уже в том, что «на жену брата смотрят с похотливым желанием»

4 M. Шелер


==98

МАКС ШЕЛЕР

и т. д., тот, последовательно рассуждая, не может не прийти к такому выводу. Пресловутое «Peccare fortiter»9! Лютера — тоже горячий порыв сердца, опустошенного страхом перед Законом, мучительными и унизительными «срывами», все новыми попытками следовать букве Закона и, в конце концов, отчаянием прийти таким путем к «праведности»'92. Преступники часто рассказывают о том, как они месяцами вынашивали в своем сердце преступление, постоянно вытесняя агрессивные импульсы, словно наполняясь от этого ядом, становясь все беспокойней и «злее», и о том чувстве глубокого удовлетворения, успокоения и облегчения, которое они испытали сразу после его совершения.

Ставя во главу угла спасение и бытие души, евангельская мораль и в этом отношении сохраняет строго индивидуалистический характер. Тот, кто с самого начала оценивает все с социальной точки зрения, т. е. измеряет пользой и ущербом для.общества, естественно, должен чувствовать и судить совершенно иначе. Для него главное, чтобы греховный импульс не привел к общественно-опасному деянию, откуда бы он ни исходил — из глубин души или из ее более поверхностных пластов, доступных ясному самовосприятию. Этот импульс является для него «греховным» только в качестве «готовности» к таковому деянию. Иисус же судит наоборот: грешник, который грешит, лучше грешника, который не грешит и греховный импульс которого уходит вовнутрь, отравляя его индивидуальную сущность, даже если в первом случае обществу наносится вред, а во втором — этого

Мы не оправдываем, а лишь пытаемся понять это изре-


ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ И РЕСЕНТИМЕНТ

==99

удается избежать. Отсюда его глубоко принципиальное, почерпнутое из опыта самопознания сомнение: ведь не только фарисей, следящий лишь за своим хорошо приглаженным, с нравственной точки зрения, социальным образом, за своей «социальной фигурой», или стоик, который, прежде чем судить о себе, должен получить удовлетворение от того, что «может сам себя уважать», обращая, таким образом, внимание не на собственное бытие, а на свой образ в суждении о самом себе — нет, даже тот, кто после «проверки собственной совестью» считает себя «праведным» и «добрым», втуне все-таки носит в себе начатки «греха» и отличается от грешника, сознающего себя грешником, только тем, что грех еще недостаточно глубоко пустил корни в мотивы его поведения. Именно в смысле резкого осуждения не только всякого рода ложной «гетерономии», но и стоицистской и кантовской «автономии»93, или «самосуда», и надо понимать слова св. Павла (1 Коринфянам 4, 3 и 4): «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь». Таким образ*'м, в расположенности Иисуса к «грешникам» мы также не находим никакого ресентимента'.

Подобно тому, как есть два вида снисхождения в любви к более слабым, существуют (наряду с другими) две первичные формы аскетического поведения и их оценки. Во-первых, к аскетическому идеалу

' Н. Мальбранш приводит это положение св. Павла для обоснования собственного учения о «sens interne», которое он выдвигает против теории своего учителя Декарта о преимуществе в очевидности самовосприятия по сравнению с внешним восприятием. См.· Malebranche N. De La recherche de La venté. I.


 

К оглавлению

==100

МАКС ШЕЛЕР

жизни может привести отчужденное отношение к собственному телу, доходящее в иных случаях до ненависти, которое (как было отмечено выше) связано с вытеснением импульсов ненависти, мести и является их следствием. Это жизнеощущение может найти выражение в таких идеях, как «тело — темница души», и привести к разнообразным формам телесного самоистязания. Здесь отправным пунктом в дисциплине тела является не любовь к собственной духовной сущности, необходимая для ее совершенствования и спасения, а первичная ненависть к телу, задним числом пытающаяся создать видимость заботы «о спасении души». Во-вторых, в основе тех форм аскетического идеала и попыток его реализации, которые представляют собой оправдания бессилия в овладении разного рода жизненными благами, также лежит ресентимент: например, отсутствие таланта к работе, приносящей хороший доход, приводит к императиву бедности; эротическая бездарность и половое бессилие — к заповеди целомудрия, неспособность к самоуправлению — к покорному подчинению и т. д. В этом же духе Ф. Ницше считает возможным ттаковать и сущностное ядро христианской аскезы». Аскетический идеал представляется ему оценочным рефлексом уставшей, приходящей в упадок жизни, причем таким, который целесообразен

' При этом Ницше не учитывает того, что согласно христианской морали высоко ценятся не бедность, целомудрие, подчинение, а лишь самостоятельные акты свободного отказа от собственности, брака, своеволия, которые предполагаются как реально существующие позитивные блага. Поэтому Дж. Г. Ньюмен считает, что «подлинная» аскеза — «восхищаться земным, отказываясь от него». См. работу Ницше «Что означают аскетические идеалы?». Она целиком построена на этом ложном толковании.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.