Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Возвышение ценности полезного над ценностью жизни, рассмотренное вообще



Восстание рабов в современной морали, возникшее из ресентимента, проявляется прежде всего в нарушении порядка предпочтения самих материальных сущностных ценностей (к которым могут быть сведены все ценности) — не говоря уже о порядке среди людей, осуществляющих эти ценности сообраз-


 

==168

МАКС ШЕЛЕР

но своему сословию, ремеслу, труду, — причем так, что он не только перестает соответствовать их истинному ранговому порядку, а даже, наоборот, оказывается поставленным с ног на голову.

Этот факт выражается как в собственно моральных оценках, так и в теоретическом мировоззрении и науке Нового времени'. В результате мораль Нового времени может без какого бы то ни было противоречия апеллировать к современной ей «науке» (если она вообще не покрывается ее фактами и теориями полностью) и в рамках существующего идеала знания может быть даже «научно доказана» — жаль только, что «идеал знания» сам основан на ресентименте. Так теория опирается на практику, которая была источником этой теории!

Начнем с морально-практической стороны этого в принципе единого процесса.

Среди сущностных ценностей есть две, принадлежащие ценностной сфере среднего уровня, — ценность полезного и ценность витального, из них последнюю с очевидностью следует предпочесть первой ". Они конкретизируются соответственно как ценность

1 Мы используем здесь слово «мировоззрение» в том смысле, какой в него вкладывал В. Ф. Гумбольдт, то есть понимаем его как структуру способа восприятия мира расой, народом, эпохой и т. д. Те, кто имеют «мировоззрение», не нуждаются в том, чтобы знать о нем. Достаточно того, что оно акцентирует и расчленяет данность мира. «Наука» любой эпохи всегда обусловлена «мировоззрением». См. мою работу «О сущности философии» в книге «О вечном в человеке*.

" В своей книге «Гений войны и Германская война» (1915) я показываю, как ценности воинской морали путем извращения рангового порядка «благородного» и «полезного» были подчинены меркантильным ценностям, причем наиболее принципиальный характер этот процесс имел в Англии.


РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕЩЕНИЯ

==169

«сохранения» и ценность «развития», как ценность «приспособления» и ценность «завоевания», как ценность «орудия» и ценность «органа».

Отношение предпочтения заложено в самой сущности этих двух ценностей. Ценности первого ряда базируются на ценностях второго ряда, а именно так, что пока одни переживаются, другие в какой-то мере просто даны. Всякая ценность полезного есть ценность «для» живого существа. «Полезно» то, что носит характер управляемой причины по отношению к достижению блага, имеющего ценность чувственно приятного. Однако чувство приятного обусловлено не природой духа вообще, а лишь особым духом, деятельно проявляющимся в какой-то определенной форме и организации жизни, которая в свою очередь как целое представляет определенную жизненную ценность. Эта жизненная ценность несводима к ценностному типу приятного, поскольку действия и вещи, способные уменьшить жизненные ценности, тоже могут быть «приятны»!. В то время как наличное бытие жизненных ценностей вполне можно представить без приятного, обратный случай немыслим. Предпочтительная ценность приятного по отношению к неприятному тоже очевидна. Но ценность самих приятных и неприятных вещей зависит от того, пригодны ли они для увеличения жизненных ценностей или нет. Приятная, но мешающая жить вещь как противоположность жизненной ценности (Lebensunwert) плоха. Таким образом, ценность приятных

' Я опускаю здесь часто описываемое многообразие фактов, показывающее диспропорцию между тем, что способствует жизни, и тем, что вызывает одно лишь чувственное удовольствие от приятного, — все эти вариации на тему «сладкие яды и горькие лекарства».

7 M. Шелер


 

К оглавлению

==170

МАКС ШЕЛЕР

вещей и т. п. — независимо от меры их приемлемости — соотносится с тем, какую ценность имеют (если они вообще ее имеют) сами живые существа, воспринимающие эти вещи как приятные. Приятное для существа с большей витальной ценностью следует предпочесть тому, что приятно для существа с меньшей витальной ценностью. Деградация жизни проявляется в том, что в качестве приятных воспринимаются вещи и действия, способствующие упадку жизни, к которому она — независимо от сознательной воли — стремится. Извращенность желаний и ощущений — когда «обычно» -неприятное кажется приятным — следствие чувства, что жизнь приходит в упадок. Вот почему ценности приятного, а соответственно и их носители — вещи, отношения (например, собственность) — как источники приятного нельзя распределять среди людей поровну, по «справедливости», но лишь так, чтобы их разные, количественно меняющиеся притязания соответствовали различиям в их жизненной ценности. «Равное» распределение ценностей приятного (как и стремление к нему) было бы «несправедливо» по отношению к носителям более высоких жизненных ценностей и даже повредило бы им, а потому было бы «плохо»; дело в том, что оно нанесло бы ущерб жизни как таковой. Оно дало бы толчок тенденции к извращению чувственных переживаний и привело бы к тому, что все большее число вещей и действий, в сущности опасных для жизни, стали бы оцениваться как приятные.

Но если полезное является «полезным» в зависимости от отношения к приятному, как само приятное зависит в своей предпочтительной ценности от ценности виталъного, то лишь потому, что не всякая


РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕЩЕНИЯ

==171

причина приятного является полезной, а только та, над которой воля установила свое господство. Однако установить его может только живое существо. Мера волевого господства — это отчасти и мера полезности причины приятного. Поэтому если вид и мера деятельности, принципиально направленной на производство причин (средств) приятного, оказываются независимыми от возможности установить господство над средствами приятного (в целях, позитивных с точки зрения витальных ценностей), то эта деятельность «плоха», а вся система, в которую она входит, становится выражением деградирующей жизни. Ибо таково следствие высшего закона предпочтения: всякое умножение причин приятного идет во зло постольку, поскольку эти причины вышли из-под контроля жизни и распределены не в соответствии с мерой господства над ними их владельцев.

Итак, жизнь «должна» производить полезное и наслаждаться приятным лишь в зависимости от своего места в системе витальных ценностей и от меры господства над полезными вещами.

Однако в современной морали этот значимый сам по себе ранговый порядок ценностей был перевернут и превращен в свою противоположность — причем не в одном, а в целом ряде отношений'.

' Сведение ныне действующего в Европе уголовного права к ранговому порядку правовых благ, заложенному в его законы как предпосылка, показало бы, что витальные ценности всюду подчинены в этом ранговом порядке ценностям полезного и что нанесение ущерба последним преследуется более строгим наказанием, чем нанесение ущерба первым. Для примера стоит сравнить отношение к нанесению телесных повреждений и отношение к воровству. А во время мировой войны извращенность оценки в этом аспекте приобрела совсем гротескный характер. Как же далеко заходили притязания европейских государств на тела и кровь их


 

==172

МАКС ШЕЛЕР

00.htm - glava11

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.