Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

IV РЕСЕНТИМЕНТ И СОВРЕМЕННОЕ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ



Игнорирование того факта, что любовь в ее христианском понимании всегда обращена в первую очередь на идеально-духовное в человеке и его участие в Царстве Божием, привело к тому, что Ницше отождествил христианскую идею любви с абсолютно отличной от нее идеей, выросшей на совершенно иной исторической и психологической почве и основанной на оценках, о которых мы вместе с Ницше можем сказать, что их подлинным глубинным корнем был ресентимент. Это — идея и движение современного всеобщего человеколюбия, «гуманитаризм», идея «любви к человечеству», или, выражаясь фигурально, «любви ко всему, что имеет человеческий облик».

Если ориентироваться не на близость звучания слов, а на их смысл и дух, то при переходе от «христианской любви» ко «всеобщему человеколюбию» сразу чувствуется атмосфера совсем другого мира. Современное человеколюбие — понятие во всех отношениях полемическое, исполненное протеста. Протеста против Божией любви, а стало быть и того гармонического единства любви к Богу, самому себе и ближнему, которое является «величайшей заповедью» евангелизма. Не на «божественное» в человеке обращена эта любовь, а просто на человека как человека, поскольку по внешнему виду в нем


==116

МАКС ШЕЛЕР

можно узнать представителя рода человеческого1. Подобно тому, как гуманитаристская идея любви «обрезает» человеческий род сверху, лишая его всех более высоких сил и ценностей, она делает то же самое «снизу» по отношению к прочим живым существам, вообще к остальному миру". Одновременно «человечество», данное всякий раз в настоящем времени, — наглядное, ограниченное, земное природное существо — занимает место сонма ангелов и душ. Согласно христианским воззрениям, последний включает и умерших, представляя собой совокупное духовно-живое человечество, упорядоченное по аристократии нравственных личностных качеств и заслуг, причем данное в настоящем времени зримое человечество становится объектом любви лишь постольку, поскольку в нем возникает божественно-духовная жизнь; тем не менее сонм ангелов и душ — нечто гораздо более широкое и всеобъемлющее и к тому же

' И. Г. Фихте предельно четко разводит эти идеи в 10-й лекции своего «Наставления по счастливой жизни» (Fichte J. G. Anweisung zum seligen Leben.): «Когда вы открываете ваше бытие в Боге, он любит его; ваше бытие вне Бога Он внутренне ненавидит, но именно в том и заключается Его любовь, что Он ненавидит ваше ограниченное бытие». См. написанное мной выше! Во «всеобщем человеколюбии» Фихте находит то, что, согласно его идее любви, должно бы называться «человеконенавистничеством».

11 Любовь к природе, животным и растениям, традиционные теории «всеобщего человеколюбия», также сводят к эмоциональному «вчувствованию» человека в феномены природы. Об этих принципиальных заблуждениях см. в моей книге «Чувства симпатии...» (1913), с. 55. Если, по христианским воззрениям, любовь к человечеству как роду основывается на любви к миру, то вместе с современным человеколюбием повсюду шествует своебразная ненависть к миру, в свете которой «мир» и «природа» совершенно односторонне являют собой то, над чем должно быть установлено господство в человеческих целях.


РЕСЕНТИМЕНТ И СОВРЕМЕННОЕ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ

==117

всегда доступное в живом взаимодействии молитвы, моления, почитания. Так в своей полемичности «человеколюбие» утрачивает всякий пиетет по отношению к любви и почитанию ушедших от нас, мертвых людей, а также к традиции их духовных ценностей и выражений воли в любой форме. Объект любви меняется и в том смысле, что теперь вместо «ближнего», «индивидуума», в котором только и может быть представлена личностная глубина человеческого бытия, появляется «человечество» как коллектив и всякого рода любовь к одной его части — народу, семье, индивиду — оказывается противозаконным отчуждением того, что должно принадлежать лишь целому как целому. Весьма характерно, что «любовь к человечеству» не знает христианского языка. Его основное понятие — «любовь к ближнему». Современное же человеколюбие направлено не на личность и определенные ценности духовных актов (равно как и не на «человека», потому что он — «личность» и им осуществляются эти акты, то есть поскольку в нем свершается закономерность «Царства Божиего») и не на «ближних» как чувственно-воспринимаемых существ, способных проникнуть в глубинный слой духовного личностного бытия, в постижении которого заключается высшая форма любви, а в первую очередь на сумму человеческих индивидов как сумму. Принцип Бентама100: «Каждый считается за одного и никто не считается больше, чем за одного» — это лишь осознанная формулировка идеи, с самого начала присутствовавшей в движении современного «человеколюбия». Поэтому всякая любовь к меньшему кругу людей — независимо от заложенных в нем ценностей, от его «близости к Богу» — a priori предстает здесь как ущемление в правах большего круга;


==118

МАКС ШЕЛЕР

например, любовь к Родине —как ущемление в правах «человечества» и т. д.1

Однако не только предмет любви, но и ее субъективная сторона совершенно отличны в современном человеколюбии от того, что на христианском языке называется «любовью». Новое человеколюбие — это не акт и движение, то есть не акт и движение духовности, сушностно не зависимые от нашей телесно-чувственной конституции, так же как акты мышления и их закономерности; оно есть чувство, а именно чувственное состояние, возникающее главным образом из восприятия внешнего выражения боли и радости в результате психического заражения. Страдание от чувственно воспринимаемой боли и радость от чувственно воспринимаемых приятных ощущений — вот суть этой новой любви к человеку, а вовсе не сострадание тому, кто страдает. Не случайно философы и психологи XVII и XVIII веков, в трудах которых постепенно складывалась теоретическая формулировка нового этоса, стремились понять сущность любви из проявлений симпатии, совместного страдания и совместной радости, а их, в свою очередь, — из феномена психического заражения". Это справедливо в первую очередь по отношению к

i О том, почему, на мой взгляд, глубокое заблуждение считать, будто любовь к большему кругу людей сама по себе лучше, чем любовь к меньшему кругу, см. мою книгу о чувствах симпатии (1913), особенно главу «Факты в перспективе интересов», с. 91 и далее.

11 В моей ранее цитировавшейся книге о чувствах симпатии (1913) выявляются и подробно разбираются те принципиально различные феномены, которые в современной философской литературе называют, зачастую смешивая их друг с другом, «сочувствием», а также дается критика господствующих теорий о происхождении сочувствия (с. 1—45).


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.