Одним из главных достижений этики новейшего времени является идея о том, что в мире существовала не одна, а разные «морали»'. Считается, будто она давно известна и признана, как и концепция «исторической относительности» нравственности. Но это мнение ошибочно. Наоборот, течения так называемого этического релятивизма, например доктрины позитивистов Конта56, Милля57, Спенсера5* и т.д., по большей части отрицают сам факт существования разных моралей. Релятивисты лишь доказывают, что разные способы поведения рассматривались как полезные для «человеческого благополучия», «улучшения жизни» или того, что в конечном счете сам философ-релятивист признает «благом» в зависимости от достигнутого людьми уровня развития ума, цивилизации и культуры. Например, в обществе, для которого война являлась источником наживы, смелость, мужество и т. д. считались качествами, более полезными в смысле достижения «всеобщего благополучия», чем трудолюбие, прилежность, добросовестность (они начинают преобладать
' Обоснование абсолютной этики, которая здесь предполагается, а также учения о разных видах нравственных оценок и ступенях их исторической эволюции даются автором в книге «Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik» (см. в особенности главу II).
3 M. Шелер
==66
МАКС ШЕЛЕР
лишь в индустриальном обществе); у одних народов (скажем, у древних германцев) грабеж считался меньшим преступлением, чем воровство, у других — наоборот. При этом релятивисты исходят из того, что фундаментальная ценность остается неизменной, перенося изменчивые факторы в сферу исторически варьирующихся условий жизни, с которыми соотносится эта фундаментальная ценность (например, благополучие). Но ценность и изменения в оценке — это не то же самое, что исторически конкретная действительность жизни и изменения, происходящие в ней. Осознание факта существования множества разных моралей предполагает как раз то, что независимо от относительности действительной жизни разными были и сами правила предпочтения ценностей (абстрагируясь от их изменчивых реальных носителей). Мораль — это система правил предпочтения самих ценностей. Она раскрывается в конкретных оценках народа и эпохи как их «нравственная конституция» и способна к внутренней эволюции, которая не имеет ничего общего с приспособлением оценки и действия к изменениям в действительной жизни в условиях какой-либо господствующей морали! Речь идет, стало быть, не только о том, что разные способы действий, виды умонастроений, типы человека и т. д. по-разному оценивались одной и той же моралью (ориентированной, к примеру, на всеобщее благополучие), но и о том, что независимо от такого приспособления и вопреки ему сами морали претерпевали глубинные изменения. На самом деле этические «релятивисты» всегда абсолютизируют мораль современной им эпохи. Изменения в нравственности они рассматривают лишь как ступени «эволюции» современной
РЕСЕНТИМЕНТ И МОРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА
==67
морали, а затем подложно выдают мораль настоящего времени за меру и цель морали прошлого. При этом они упускают из виду изменения, происходящие в нравственности на самом глубинном уровне, — изменения в способах оценки, правилах предпочтения ценностей. Этический абсолютизм, т. е. учение, согласно которому существуют самоочевидные вечные законы предпочтения и соответствующий им вечный ранговый порядок ценностей, признает именно эту, намного более глубокую относительность нравственных оценок. Причем признать ее мог только он. Отношение моралей к вечно значимой этике такое же, как отношение систем мироздания, скажем Птолемея59 и Коперника60, к идеальной системе мироздания, являющейся целью устремлений астрономии. Эта идеально значимая этика может быть представлена в реальных моралях с большей или меньшей адекватностью. Между тем образование новых реалий жизни всегда происходит под соопределяющим воздействием господствующих моралей. Последние, в свою очередь, формируются в первичном полагании ценностей и первичном волении, т. е. в процессе, изменения в котором уже нельзя понять только из приспособления к действительной жизни'. История нравственности просто обязана усвоить то, что история искусства начала осознавать лишь в последнее время: смена идеалов эстетического изображения и стиля определяется не только изменениями в технике и материалах или в способностях художника (как думал, в частности, [ Здесь не может быть дано развернутое обоснование этого положения, относящегося к феноменологии ценностного познания и ведения. Обоснования этого и других выдвигаемых здесь тезисов даны мной в книге, указанной выше.
==68
МАКС ШЕЛЕР
Г.Земпер61) — многообразные перемены претерпевала и сама «художественная воля»162. Например, у греков не было технической цивилизации не потому, что они не могли или еще не могли создать ее, а потому что они этого не хотели, ибо таковая не соответствовала правилам предпочтения, принятым в их «морали». Под «моралью» мы понимаем далее сами господствующие правила предпочтения эпох и народов, а не их философское или научное «отображение», «систематизацию» и т. п., для которых «мораль» является всего лишь предметом.
Так вот, наибольшую силу ресентимент набирает тогда, когда определяет всю «мораль» в целом. Лежащие в ее основе правила предпочтения извращаются — и то, что раньше было «злом», кажется «добром». При внимательном взгляде на историю Европы видно, насколько действенную роль играл ресентимент в построении моралей. Возникает вопрос: какова же роль ресентимента в построении христианской, а затем — и современной буржуазной морали? И тут наш вывод существенно расходится с выводом Ф. Ницше.
Несмотря на то что христианские ценности крайне легко поддаются перетолкованию в ресентиментные и слишком часто именно как таковые их и понимают, семя христианской этики взросло отнюдь не на почве ресентимента. В то же время, мы полагаем, что буржуазная мораль, которая начиная с XIII века все больше вытесняет христианскую и достигает своего апофеоза во французской революции, ' См. опирающиеся на исследования Ригля сочинения У. Уоррингера в его книге «Абстракция и вчувствование» ( Worrinyr W. Abstraktion und Einfühlung).
РЕСЕНТИМЕНТ И МОРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА
==69
уходит своими корнями в ресентимент. Именно ресентимент стал одной из самых влиятельных сил в современном социальном движении и в значительной степени преобразовал действующую мораль.
Рассмотрим сначала вопрос о том, является ли ресентимент источником и питательной средой христианской морали.