Основным критерием для типологизации служат принципы взаимоотношений и разделения компетенции между центральными (государственными) и местными органами управления. В последнее время значительная часть исследователей констатируют тот факт, что дальнейшая практика функционирования и реформирования органов самоуправления может привести к тесному сближению моделей, в первую очередь благодаря процессу европейской интеграции.
Действующие варианты организации власти на местах отражены в таблице 2.
Таблица 2. Модели муниципального (городского) управления.
№ .
Модель
Характерные признаки
Страна
Англо-американская
а) значительная автономия органов местного самоуправления по отношению к государству – они формально действуют автономно в рамках предоставленных им полномочий, а прямое подчинение органов различного территориального уровня отсутствует;
б) отсутствие на местах полномочных представителей центральной власти, которые бы опекали органы местного самоуправления. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется преимущественно непрямым путем – через центральные министерства;
в) выборность ряда должностных лиц местного самоуправления территориальной громадой. Например, раздел 4 статьи VII Конституции американского штата Иллинойс 1970 г. определяет, что в каждом графстве штата сроком на 4 года «избирается шериф, клерк графства и казначей, а также могут выть избраны или назначены коронер, регистратор, налоговый инспектор и другие должностные лица, назначения или избрание которых предусмотрено законом или ордонансом графства»;
г) функционирование органов местного самоуправления в границах своей компетенции, закрепленной в законе (доктрина inter vires), и запрет их выхода за границы своей компетенции (ultra vires). То есть полномочия органов муниципального управления определяются позитивным принципом правового регулирования*.
Великобритания, США
Континентальная
а) более высокой (в сравнении с англо-американской моделью) степенью централизации, наличием вертикальной подчиненности;
б) объединением местного самоуправления и прямого государственного управления на местах. Это находит свое проявление в функционировании на одном территориальном уровне избранных территориальной громадой органов местного самоуправления и назначенных центральной властью уполномоченных, которые одновременно играют роль и представительского, и исполнительного органа местного самоуправления. Каждый из коммисионеров при этом возглавляет один или несколько функционально связанных департаментов;
в) наличием представителей, которые осуществляют административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления;
г) полномочия местного самоуправления определяются негативным принципом правового регулирования**
Страны континентальной Европы, франкоязычные страны Африки, большинство стран Латинской Америки
Иберийская
а) управление осуществляется городским советом представительскими органами муниципального управления и соответствующими главными должностными лицами;
б) должностные лица одновременно являются главами советов и их исполнительных органов, утверждаются центральной властью как представители государственной власти с правом контроля за деятельностью совета.
Бразилия, Португалия, Мексика, Испания (с определенными особенностями)
Советская
а) базируется на обеспечении распределения властей;
б) полномочия представительских органов власти определенны с верху в низ.
в) характеризуется иерархической упорядоченностью всех ее элементов и отсутствием какой-либо самостоятельности местных органов.
Куба, КНР, КНДР
Смешанная (англо-американская + континентальная)
Признаки англо-американськой и континентальной модели
Германия, Австрия, Россия, Украина
*Органы муниципального управления могут делать только то, что прямо предусмотрено законом.
**Органам муниципального управления разрешается делать все, что не запрещено законом.
4.1.1.Англо – американская модель (Англосаксонская) ведет свое начало от местных громад и парафий, а также из городов средневековой Англии, управление которыми постепенно «в монтировалось» в государственную вертикаль управления страной. Начиная с ХI века, самоуправляемым англосаксонским громадам предоставлялась широкая автономия, как в исполнении предписаний королевской власти, так и в создании собственных норм права.
Правовая база англосаксонского варианта муниципального управления была создана частными и местными статутами, которые принимал парламент, в соответствии с которыми определялись полномочия муниципальных органов, обстоятельства их взаимоотношений с центральными органами власти. С 1689г. по 1832г. парламентом было принято около 200 актов, которые стали основой для принятия в 1834 г. Закона о заботе, о бедных, который считается актом, который основал современную систему муниципального управления. Этот акт предусматривал создание управленческой системы с постоянно работающим аппаратом, который получал плату и имел определенные социальные гарантии. Подобная система стала основой деятельности всех местных властей. Муниципалитеты получили право назначать чиновников, проводить различные мероприятия, связанные с ликвидацией нищенства. В 1835 г. актом о муниципальных корпорациях, был, в целом, установлен правовой статус 178 городов Англии и Уэльса. Акт предусматривал избрание муниципальных советников, гласность заседаний и т.д.
Своеобразным итогом многолетней парламентской деятельности по правовому обеспечению муниципальной деятельности стали: Закон о местном самоуправлении 1972г. Англии и Уэльса и Закон о местном самоуправлении 1973 г. Шотландии, которые имеют инкорпоративный характер. В 1985 г. парламент Великобритании принял закон о местном самоуправлении, который внес изменения в муниципальное управление Лондона и Англии в целом. Эта модель имела довольно широкое распространение в современном мире, ее характерные признаки отражены в табл.2.
Использование данной модели предусматривает избрание во всех административно-территориальных единицах – округах, графствах и т.д. – рад на срок от трех до четырех лет. В мелких административно-территориальных образованиях в эти рады входит 3-5 человек, в больших графствах не больше 50. Назначаемых «сверху» представителей государства не предусматривается, поэтому выборы и подготовка к ним – перманентное состояние американского и британского обществ.
Преимуществами Англо-саксонской модели, заключается в концентрации принятия решений по местным вопросам в руках населения административно-территориальных образований и избранных ими органами.
Недостаток – использование модели приводит к максимальной децентрализации в управлении государством, что создает трудности при согласовании решений на разных уровнях системы управления, снижает эффективность ее функционирования.
В границах данной модели существуют определенные формы контроля и координации деятельности муниципального самоуправления из центра. Они реализуются в виде периодических инспекционных поездок на места представителей министерства местного самоуправления, охраны окружающей среды или других: финансового контроля, например, выделение государственных субсидий. Важную роль в англосаксонских странах играет судебный контроль, поскольку представители центральных государственных органов имеют возможность опротестовать в суде какой-либо акт местного самоуправления.
4.1.2.Континентальная модель распространена в странах Европы, франкоязычных странах Африки, в большинстве стран Латинской Америки.
Правовая форма и основные элементы этой модели сложились еще в период «эволюции Римского государства», в процессе формирования единого централизованного государства и перехода от античной республики к абсолютной монархии, где римское население вело постоянную борьбу за равные с гражданами Рима политические и гражданские права. Особенно острым был вопрос относительно политического равноправия, которое значительно расширяло возможность населения других обществ (громад) – municipes (не римских граждан) для участия как в общественно-государсвенной жизни, так и в торгово-экономическом обороте на основе римского частного права. Поскольку итальянские и другие громады и провинции обеспечивали Рим всем необходимым для его существования как центра государства, они так же требовали от него гражданских прав и свобод в полном объеме.
Современное концептуальное оформление континентальная модель получила в конце XVII – в начале XIX в.в. во Франции. Схема 1. отражает организационную структуру по континентальной модели управления Французского департамента.
Даная модель основывается на соединении, с одной стороны, выборности всех представительских и исполнительных органов муниципального самоуправления, с