основными органами крайне асимметрично: основная власть сосредоточена в выборном совете, который «осуществляет управление местными делами восновном через систему отраслевых комитетов». Мэр выполняет лишь оперативно-исполнительные функции, он «может предлагать совету принятие тех или иных нормативных актов, а также председательствует в совете». Следует отметить, что «слабый мэр» по необходимости является и «слабым председателем», т.е. в основном является лишь пассивным координатором процесса заседания без каких-либо существенных административных полномочий. Муниципальный совет обладает также первичными полномочиями в области местного хозяйства, местных финансов и решает кадровые вопросы.
Среди немногих достоинств данной системы можно назвать:
- прозрачность и подконтрольность монократического органа («слабого мэра») выборному совету;
- двойную ответственность членов совета и выборных сотрудников его отраслевых комитетов: с одной стороны, они несут административную ответственность, с другой стороны, они подлежат политической ответственности.
К недостаткам следует отнести:
- структурно обусловленную слабость монократического органа общей компетенции;
- превалирование политических интересов над управленческими вопросами и как следствие негативное воздействие фракционной борьбы членов совета на эффективность административной работы.
В качестве примера рассмотрим деятельность местных властей на примере Парижа и Лондона.
Парижявляется одновременно и ячейкой административно-территориального деления (АТД) первого порядка (одним из 96 департаментов), и коммуной, то есть муниципальным образованием, которое в принципе равнозначно любой французской деревне. По причине большого размера город разделен на 20 «дистриктов», которые долгое время были чисто административными образованиями. Положение Парижа в государственной структуре Франции всегда было «большим» вопросом для французов, так как по своим размерам и политическому влиянию Париж играл (и играет до сих пор) особую роль в жизни государства. Своего пика эта проблема достигла в 1871 году, когда в ходе гражданской войны Париж попытался получить автономию от остальной Франции. Неудавшаяся попытка привела к тому, что более 100 лет Париж управлялся напрямую префектом, которого назначало центральное правительство. Был и второй префект, тоже назначаемый, он управлял полицией. Только в 1975 году Париж стал департаментом и только в 1977 году парижане впервые с 1871 года избрали своего мэра, а затем и городскую ассамблею из 163 членов. Тем не менее, государственный префект продолжает руководить департаментом Париж. Правда их полномочия разделены: мэр ведает бюджетом города, следит за оказанием повседневных услуг вроде школьного образования или общественного транспорта, а префект отвечает за остальную инфраструктуру. Сохранился и второй государственный префект, возглавляющий полицию.
Организация власти в Париже развивалась в направлении, как укрупнения, так и детализации. Еще в 1970 году Парижская агломерация была выделена в административный район Иль-де-Франс, состоящий из 8 департаментов. Его возглавил государственный префект. Но вместе с ним работает и совет Иль-де-Франса, избираемый населением. С другой стороны, в 1982 году самоуправление Парижа было углублено: в каждом из 20 дистриктов Парижа были созданы выборные посты мэров и выборные ассамблеи.
Лондон.Схожие явления происходили и в Лондоне. Этот город разбит на 32 «прихода» плюс Сити – «корпорацию», которая вполне аналогична приходам и охватывает небольшую часть центра. Именно эти приходы оказывают населению почти все повседневные услуги – от образования до уборки улиц. Это типичные муниципалитеты, их суммарный бюджет – около 7 млрд. фунтов стерлингов. Кроме того, существует Управление Большого Лондона (the Greater London Authority), которое тоже имеет немалый бюджет – (около 3,5 млрд. фунтов стерлингов) и тоже обладает всеми признаками муниципального образования. Она накрывает территорию все 33 приходов и выполняет в основном такие функции, как противопожарная охрана, полиция, общественный транспорт и регулирование общественного развития. Население Большого Лондона выбирает (раз в 4 года) ассамблею из 25членов и мэра.
Графическое отображение структуры по форме «сильная рада - слабый мэр» приведено на схеме 3, подобная форма используется в организационной структуре датского муниципалитета.
Управление местными делами в основном осуществляется через систему отраслевых комитетов, которые создаются советом, а полномочия мэра, который избирается радой (в отдельных странах, где применяется такая форма, мэр, может избираться громадой), довольно ограничены. Все кадровые назначения «слабый мэр» осуществляет только с согласия рады, а ряд исполнительных функций осуществляют должностные лица местного самоуправления, которые избираются непосредственно громадой (казначей, атторней, клерк т.д.).
Главным недостатком представленной формы является вакуум исполнительной власти, поскольку она не предусматривает какого-либо должностного лица, несущего ответственность за все вопросы реализации