Местное самоуправление – способ реализации принципа разделения властей по вертикали, в отличие от разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную по горизонтали. Децентрализация власти, ее распределение среди множества местных органов управления призваны сделать ее более ответственной и дать населению возможность контролировать ту власть, с которой ему чаще всего приходится взаимодействовать.
Многообразие воплощаемых в Европе способов организации власти на местах показывает, что механизмы сочетания интересов личности, общества и государства в рамках локальных сообществ могут быть самыми разнообразными. Тем не менее, все они построены на основе четырех исторически сложившихся моделей местного самоуправления:
- англосаксонской (Великобритания, Шотландия, Северная Ирландия, Уэльс), в рамках которой четко прослеживается гармоничное сочетание местной самодостаточности и самоответственности за решаемый круг проблем с достаточно жесткой системой контроля за местными органами со стороны центральных органов власти;
- скандинавской или североевропейской (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания), в рамках которой доминирует автономная позиция местных органов по отношению к центру;
- южноевропейской или континентальной (Франция, Италия, Испания, Бельгия и др.), основанной на совмещении интересов местного самоуправления с государственным управлением за счет статуса мэра, который избирается, как правило, из числа депутатов местного совета и воплощает в своей должности ключевую фигуру и главы местного самоуправления, и государственного служащего;
- смешанной (Германия, Австрия), состоящей в комбинировании различных вариантов организации власти на местах.
Все эти модели находятся в процессе непрерывного развития. При этом различия между англосаксонской и континентальной моделями не носят взаимоисключающего характера. Их практическое воплощение имеет тенденцию к сближению, чему в значительной степени способствуют происходящие в этих странах процессы поиска и создания оптимальных моделей государственного устройства, отвечающих насущным потребностям развития общества. Для оценки эффективности данных моделей существует объективный критерий эффективности – уровень жизни населения.
В сегодняшнем белорусском законодательстве термин «местная власть» отсутствует. Специфику белорусской модели общественного развития характеризует вертикальная система исполнительной власти и президентская вертикаль, представленная исполкомами и местными администрациями, которые не входят в систему местного самоуправления, а представляют собой самостоятельную систему местного управления.
Основные принципы системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь изложены в пятом V разделе Конституции, в законах «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь» (от 20 февраля 1991 г.[17] и «О статусе депутатов местных Советов» (от 27 марта 1992 г.), [18] в Избирательным кодексе и других законодательных и подзаконных нормативных актах.
После разработки и принятия специального законодательства по налогообложению, бюджетной системе, по проведению референдумов и другим вопросам Закон о местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь быстро устарел. Тем не менее, само его принятие в свое время оказалось наиболее прогрессивным шагом в сторону демократизации общества и децентрализации управления. В соответствии со ст. 1 данного закона, местное самоуправление – это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Формами осуществления местного самоуправления в Беларуси являются:
- местные Советы депутатов;
- органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные);
- местные референдумы;
- собрания (сходы) граждан;
- иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.
Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц. Ст. 12 закона «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь», в Беларуси устанавливает три территориальных уровня местных Советов:
- первичный, к которому относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения) Советы;
- базовый, включающий городские (городов областного подчинения) и районные Советы;
- областной, представленный областными Советами. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.
Помимо местного самоуправления в Беларуси существует местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления в Республике Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.
С появлением в Беларуси Главы государства и исполнительной власти (в соответствии с Конституцией 1994 г. Президент должен был совмещать две эти функции) были предприняты меры, направленные на построение исполнительной вертикали в областях, районах, городах и на других уровнях. Впоследствии эти изменения были закреплены в редакции Конституции, утвержденной на референдуме 24 ноября 1996 г. На сегодняшний день президентская вертикаль является главной силой, которая наряду с советами, профсоюзами и молодежной организацией, организует хозяйственно-экономическую, социально-культурную и политическую жизнь на местах.
Повседневная жизнь локальных сообществ – это благодатная почва для возрождения традиционных ценностей. Налаженный быт, благоприятная социальная и экологическая среда являются условиями для здорового морально-нравственного развития личности. Еще советская практика идейно-воспитательной работы показала, что вести ее легче и проще в трудовом коллективе, но наилучший результат ее обеспечивается по месту жительства населения, особенно в условиях сельскохозяйственных предприятий территориальные структуры, где проживает работающее население, и производственные единицы совпадают.
Идеологическую нагрузку несут многие управленческие мероприятия на местном уровне:
1. Совещания по наиболее важным проблемам жизни местных территорий, позволяющие управленческим кадрам узнать мнения граждан, проанализировать и оценить ситуацию, для подготовки и принятия более взвешенных управленческих решений.
2. По всей стране созданы информационно-пропагандистские и консультативные группы, которые регулярно проводят единые дни информирования. В ходе таких мероприятий руководители общаются с гражданами, вникают в их проблемы. Повсеместно развернута деятельность групп докладчиков, которые занимаются информированием людей, формированием общественного мнения и идеологическим воздействием на местных руководителей. Проводится работа общества «Знание», возобновившего свою деятельность на всех уровнях государственного управления.
3. В отдельных регионах организованы прямые телефонные линии местных исполкомов, что существенно сокращает количество обращений граждан во властные инстанции.
4. Проводятся выездные заседания исполкомов на предприятиях и в хозяйствах. Организованы пресс-центрыиз депутатов, руководителей предприятий, отделов и служб райисполкомов, представителей средств массовой информации, которые обеспечивают связь местных управленцев со СМИ.
5. Возрождаются различные формы морального и материального поощрения тружеников города и села: доски почета, переходящие знамена, вымпелы, грамоты, благодарственные письма, именные стипендии, письма-благодарности родителям за хорошее воспитание детей.
6. Организуются соревнования между коллективами и гражданами на всех уровнях хозяйственно-экономической и социально-воспитательной деятельности.
Идеологическое обеспечение местного управления и самоуправления, а также реформирования немыслимо без осуществления демократии на основе многообразия политических институтов и мнений. В будущем Беларуси необходимо расширение полномочий органов местного самоуправления, поощрение гражданских инициатив и других форм вовлечения граждан в решение проблем локальных сообществ. Дальнейшие направления реформирования местного самоуправления должны позволить гражданам более полно реализовывать свои права и свободы, что позволит переориентировать механизмы функционирования власти на местах на стандарты Европейской хартии местного самоуправления.
Вопросы для самопроверки
Структура и порядок формирования Национального собрания Республики Беларусь.
Полномочия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Полномочия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Принципы взаимодействия Национального собрания с Президентом Республики Беларусь.
Проблемы и перспективы белорусского парламентаризма на современном этапе.
Порядок принятия законов в Республике Беларусь.
В чем разница между государственной властью и местным самоуправлением?
Модели местного самоуправления.
Способы осуществления местного самоуправления в Беларуси.
Территориальные уровни местных Советов в Беларуси.
Проблемы развития местного самоуправления в Республике Беларусь.
Современные методы идеологической работы на местах.
Рекомендуемая тематика рефератов:
1. Парламентаризм в Республике Беларусь: история, состояние и перспективы.
2. Роль Правительства в формировании и реализации идеологической политики белорусского государства.
3. Тенденции эволюции местного самоуправления в Беларуси.
4. Идеологическое обеспечение задач развития местного самоуправления в современном белорусском обществе.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Мн.: Беларусь, 2000.
2. Закон Республики Беларусь от 4.11.1998 «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» // НРПА РБ. – 2003. – № 8, 2/932.
3. Закон Республики Беларусь от 20.02.1991 «О местном управлении и самоуправлении» // НРПА РБ. – 2004. – № 189, 2/1089.
4. Закон Республики Беларусь от 27.03.1992 «О статусе депутата местного совета депутатов» // НРПА РБ. – 2000. – № 100, 2/203.
5. Закон Республики Беларусь от 7.07.1998 «О Совете Министров Республики Беларусь» // НРПА РБ. – 2003. – № 17, 2/935.
Основная литература по теме:
1. Котляров И.В. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в коньексте идеологии белорусского государства // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ.ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – Гл. 11. – С. 229-259.
2. Соколовский А.А. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ.ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – Гл. 12. – С. 260-287.
3. Шинкарев В.В., Вартанова Л.В. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ.ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – Гл. 13. – С. 288-304.
4. Василевич Г.А. Государственные институты и идеологические процессы // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие / Под общ. ред. Г.А. Василевича, Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2004. – Гл. 17. – С. 309-317, 322-331.
Дополнительная литература по теме:
1. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн.: Молодежное, 2003. – 172 с. – Тема 10. Законодательная власть. – С. 123-139; 140-147; 147-161.
2. Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь (конституционно-правовой статус): Учеб. пособие. Мн., 1999.
3. Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент // Народная газета. – 2003. – 29 марта.
4. Решетников С.В., Антанович Н.А. Государственная политика и управление в Республике Беларусь. Мн., 2001. – 84 с.
5. Соколовский А.А. Исполнительная власть Республики Беларусь. – Мн., 2001.
6. Альтернативы избранному курсу нет. Доклад Президента А.Г.Лукашенко на Съезде Советов Республики Беларусь // Советская Белоруссия. –2000. – 3 октября, № 246.
7. Соколовский А.А. Республиканские и местные органы власти и управления в современных социально-экономических условиях. Учеб. пособие для вузов. – Мн.: БГУ, 2000. – 101 с. – С. 5-64, 73-97.
8. Фатеев В.С. Региональная политика: теория и практика – Мн.: ЕГУ, 2004. – 480 с. – Гл. 4. – С. 383-422.