Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 3. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах современной Беларуси



Местное самоуправление – способ реализации принципа разделения властей по вертикали, в отличие от разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную по горизонтали. Децентрализация власти, ее распределение среди множества местных органов управления призваны сделать ее более ответственной и дать населению возможность контролировать ту власть, с которой ему чаще всего приходится взаимодействовать.

Многообразие воплощаемых в Европе способов организации власти на местах показывает, что механизмы сочетания интересов личности, общества и государства в рамках локальных сообществ могут быть самыми разнообразными. Тем не менее, все они построены на основе четырех исторически сложившихся моделей местного самоуправления:

- англосаксонской (Великобритания, Шотландия, Северная Ирландия, Уэльс), в рамках которой четко прослеживается гармоничное сочетание местной самодостаточности и самоответственности за решаемый круг проблем с достаточно жесткой системой контроля за местными органами со стороны центральных органов власти;

- скандинавской или североевропейской (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания), в рамках которой доминирует автономная позиция местных органов по отношению к центру;

- южноевропейской или континентальной (Франция, Италия, Испания, Бельгия и др.), основанной на совмещении интересов местного самоуправления с государственным управлением за счет статуса мэра, который избирается, как правило, из числа депутатов местного совета и воплощает в своей должности ключевую фигуру и главы местного самоуправления, и государственного служащего;

- смешанной (Германия, Австрия), состоящей в комбинировании различных вариантов организации власти на местах.

Все эти модели находятся в процессе непрерывного развития. При этом различия между англосаксонской и континентальной моделями не носят взаимоисключающего характера. Их практическое воплощение имеет тенденцию к сближению, чему в значительной степени способствуют происходящие в этих странах процессы поиска и создания оптимальных моделей государственного устройства, отвечающих насущным потребностям развития общества. Для оценки эффективности данных моделей существует объективный критерий эффективности – уровень жизни населения.

В сегодняшнем белорусском законодательстве термин «местная власть» отсутствует. Специфику белорусской модели общественного развития характеризует вертикальная система исполнительной власти и президентская вертикаль, представленная исполкомами и местными администрациями, которые не входят в систему местного самоуправления, а представляют собой самостоятельную систему местного управления.

Основные принципы системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь изложены в пятом V разделе Конституции, в законах «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь» (от 20 февраля 1991 г.[17] и «О статусе депутатов местных Советов» (от 27 марта 1992 г.), [18] в Избирательным кодексе и других законодательных и подзаконных нормативных актах.

После разработки и принятия специального законодательства по налогообложению, бюджетной системе, по проведению референдумов и другим вопросам Закон о местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь быстро устарел. Тем не менее, само его принятие в свое время оказалось наиболее прогрессивным шагом в сторону демократизации общества и децентрализации управления. В соответствии со ст. 1 данного закона, местное самоуправление – это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Формами осуществления местного самоуправления в Беларуси являются:

- местные Советы депутатов;

- органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные);

- местные референдумы;

- собрания (сходы) граждан;

- иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц. Ст. 12 закона «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь», в Беларуси устанавливает три территориальных уровня местных Советов:

- первичный, к которому относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения) Советы;

- базовый, включающий городские (городов областного подчинения) и районные Советы;

- областной, представленный областными Советами. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.

Помимо местного самоуправления в Беларуси существует местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления в Республике Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

С появлением в Беларуси Главы государства и исполнительной власти (в соответствии с Конституцией 1994 г. Президент должен был совмещать две эти функции) были предприняты меры, направленные на построение исполнительной вертикали в областях, районах, городах и на других уровнях. Впоследствии эти изменения были закреплены в редакции Конституции, утвержденной на референдуме 24 ноября 1996 г. На сегодняшний день президентская вертикаль является главной силой, которая наряду с советами, профсоюзами и молодежной организацией, организует хозяйственно-экономическую, социально-культурную и политическую жизнь на местах.

Повседневная жизнь локальных сообществ – это благодатная почва для возрождения традиционных ценностей. Налаженный быт, благоприятная социальная и экологическая среда являются условиями для здорового морально-нравственного развития личности. Еще советская практика идейно-воспитательной работы показала, что вести ее легче и проще в трудовом коллективе, но наилучший результат ее обеспечивается по месту жительства населения, особенно в условиях сельскохозяйственных предприятий территориальные структуры, где проживает работающее население, и производственные единицы совпадают.

Идеологическую нагрузку несут многие управленческие мероприятия на местном уровне:

1. Совещания по наиболее важным проблемам жизни местных территорий, позволяющие управленческим кадрам узнать мнения граждан, проанализировать и оценить ситуацию, для подготовки и принятия более взвешенных управленческих решений.

2. По всей стране созданы информационно-пропагандистские и консультативные группы, которые регулярно проводят единые дни информирования. В ходе таких мероприятий руководители общаются с гражданами, вникают в их проблемы. Повсеместно развернута деятельность групп докладчиков, которые занимаются информированием людей, формированием общественного мнения и идеологическим воздействием на местных руководителей. Проводится работа общества «Знание», возобновившего свою деятельность на всех уровнях государственного управления.

3. В отдельных регионах организованы прямые телефонные линии местных исполкомов, что существенно сокращает количество обращений граждан во властные инстанции.

4. Проводятся выездные заседания исполкомов на предприятиях и в хозяйствах. Организованы пресс-центрыиз депутатов, руководителей предприятий, отделов и служб райисполкомов, представителей средств массовой информации, которые обеспечивают связь местных управленцев со СМИ.

5. Возрождаются различные формы морального и материального поощрения тружеников города и села: доски почета, переходящие знамена, вымпелы, грамоты, благодарственные письма, именные стипендии, письма-благодарности родителям за хорошее воспитание детей.

6. Организуются соревнования между коллективами и гражданами на всех уровнях хозяйственно-экономической и социально-воспитательной деятельности.

Идеологическое обеспечение местного управления и самоуправления, а также реформирования немыслимо без осуществления демократии на основе многообразия политических институтов и мнений. В будущем Беларуси необходимо расширение полномочий органов местного самоуправления, поощрение гражданских инициатив и других форм вовлечения граждан в решение проблем локальных сообществ. Дальнейшие направления реформирования местного самоуправления должны позволить гражданам более полно реализовывать свои права и свободы, что позволит переориентировать механизмы функционирования власти на местах на стандарты Европейской хартии местного самоуправления.

 

 

Вопросы для самопроверки

  1. Структура и порядок формирования Национального собрания Республики Беларусь.
  2. Полномочия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
  3. Полномочия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
  4. Принципы взаимодействия Национального собрания с Президентом Республики Беларусь.
  5. Проблемы и перспективы белорусского парламентаризма на современном этапе.
  6. Порядок принятия законов в Республике Беларусь.
  7. В чем разница между государственной властью и местным самоуправлением?
  8. Модели местного самоуправления.
  9. Способы осуществления местного самоуправления в Беларуси.
  10. Территориальные уровни местных Советов в Беларуси.
  11. Проблемы развития местного самоуправления в Республике Беларусь.
  12. Современные методы идеологической работы на местах.

 

Рекомендуемая тематика рефератов:

1. Парламентаризм в Республике Беларусь: история, состояние и перспективы.

2. Роль Правительства в формировании и реализации идеологической политики белорусского государства.

3. Тенденции эволюции местного самоуправления в Беларуси.

4. Идеологическое обеспечение задач развития местного самоуправления в современном белорусском обществе.

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Мн.: Беларусь, 2000.

2. Закон Республики Беларусь от 4.11.1998 «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» // НРПА РБ. – 2003. – № 8, 2/932.

3. Закон Республики Беларусь от 20.02.1991 «О местном управлении и самоуправлении» // НРПА РБ. – 2004. – № 189, 2/1089.

4. Закон Республики Беларусь от 27.03.1992 «О статусе депутата местного совета депутатов» // НРПА РБ. – 2000. – № 100, 2/203.

5. Закон Республики Беларусь от 7.07.1998 «О Совете Министров Республики Беларусь» // НРПА РБ. – 2003. – № 17, 2/935.

 

Основная литература по теме:

1. Котляров И.В. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в коньексте идеологии белорусского государства // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ.ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – Гл. 11. – С. 229-259.

2. Соколовский А.А. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ.ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – Гл. 12. – С. 260-287.

3. Шинкарев В.В., Вартанова Л.В. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ.ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – Гл. 13. – С. 288-304.

4. Василевич Г.А. Государственные институты и идеологические процессы // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие / Под общ. ред. Г.А. Василевича, Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2004. – Гл. 17. – С. 309-317, 322-331.

Дополнительная литература по теме:

1. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн.: Молодежное, 2003. – 172 с. – Тема 10. Законодательная власть. – С. 123-139; 140-147; 147-161.

2. Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь (конституционно-правовой статус): Учеб. пособие. Мн., 1999.

3. Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент // Народная газета. – 2003. – 29 марта.

4. Решетников С.В., Антанович Н.А. Государственная политика и управление в Республике Беларусь. Мн., 2001. – 84 с.

5. Соколовский А.А. Исполнительная власть Республики Беларусь. – Мн., 2001.

6. Альтернативы избранному курсу нет. Доклад Президента А.Г.Лукашенко на Съезде Советов Республики Беларусь // Советская Белоруссия. –2000. – 3 октября, № 246.

7. Соколовский А.А. Республиканские и местные органы власти и управления в современных социально-экономических условиях. Учеб. пособие для вузов. – Мн.: БГУ, 2000. – 101 с. – С. 5-64, 73-97.

8. Фатеев В.С. Региональная политика: теория и практика – Мн.: ЕГУ, 2004. – 480 с. – Гл. 4. – С. 383-422.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.