Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 1. Политико-правовой статус Президента РБ



Президент – высшее должностное лицо Республики Беларусь, которое обладает широкими полномочиями и выполняет ключевые функции в системе органов государственной власти.

Основные функции президентской власти в Республике Беларусь:

1. Гарантийная. Президент – гарант:

- Конституции (ч. 1 ст. 79);

- прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 79);

- реализации основных направлений внутренней и внешней политики (ч. 2 ст. 79),

Содержание гарантийной функции раскрывается в ч. 2 ст. 79 Конституции, согласно которой Президент:

- принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности;

- обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти;

- осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Гарантийная функция президента не предполагает никаких оговорок или ограничений. Для защиты Конституции в целом и каждой конституционной статьи в отдельности Президент может предпринимать любые меры.

2. Арбитражно-интегративная функция Президента вытекает из «вневластного» характера его полномочий, обусловленного его положенем над тремя ветвями власти. Роль арбитра позволяет Президенту Беларуси эффективно предотвращать и разрешать возможные конфликты между властями. Ее необходимость продиктована потребностью общества и государства в согласованном взаимодействии властей, их стабильном сотрудничестве и единстве. Как показали результаты политической борьбы середины 90-х годов, принцип разделения властей в Беларуси не осуществим без авторитетного арбитра в лице Главы государства. Президент как хранитель основ конституционного строя, ценностей государства и общества, олицетворяет единство народа и на этом основании обеспечивает необходимое взаимодействие всех ветвей власти.

Конституция Беларуси наделяет Президента правом вмешиваться в рассмотрение законопроектов палатами парламента в случае непринятия ими согласительного текста законопроекта. В данной ситуации Президент вправе потребовать от Палаты представителей принятия окончательного решения. Одной из форм реализации арбитражно-интегративной функции Президента является обращение к избирательному корпусу посредством вынесения вопроса на референдум. При возникновении разногласий между органами законодательной и исполнительной власти Президент может воспользоваться правом снятия с должности премьера или досрочного роспуска парламента. (Согласно ст. 94 Конституции, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе Палаты представителей в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо при двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.)

Регулируя правовые условия деятельности политических партий и общественных объединений, Президент выступает арбитром в отношениях между различными политическими силами. Тем самым Глава государства способствует развитию таких признаков демократии как многопартийность, свобода мнений, привлечение каждого гражданина к участию в решении государственных дел и т.п.

3. Контрольная функция. Президент Беларуси наделен рядом контрольных полномочий. В отношении исполнительной власти это достигается за счет подотчетности Правительства Президенту, прямого подчинения ряда министерств и ведомств непосредственно Главе государства, правом Президента отменять акты Правительства. Контрольная функция в отношении законодательной и судебной властей выражается в праве Президента приостанавливать действие решений местных Советов; постановке перед Конституционным Судом вопроса о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Конституции; в усложненном праве отлагательного вето, позволяющем Президенту возвратить законопроект, принятый Парламентом, на доработку (для его преодоления требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов в 2/3 состава обеих палат).

Президент реализует свои функций в процессе управленческой, политической и нормотворческой деятельности. Нормотворческая деятельность первого президента Республики Беларусь отражена в Конституции, согласно которой Президент Республики Беларусь:

- обладает правом законодательной инициативы;

- подписывает (промульгирует) законы;

- назначает республиканские референдумы;

- обращается в Конституционный Суд с запросом о выяснении соответствия Конституции нормативных актов;

- имеет право вносить предложения в Парламент Республики Беларусь об изменении и дополнении Конституции (ст. 138);

- издает указы и распоряжения;

- издает декреты, в том числе временные, имеющие силу законов.

Право издавать декреты, имеющие силу закона данное право является особенностью правового статуса президента в смешанной республике. Согласно ч. 3 ст. 28 Закона «О Президенте Республики Беларусь», Декреты и указы Президента имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Одним из признаков смешанной республики, ставших характерными для конституционного строя Республики Беларусь с 1996 года, стало право Президента Беларуси издавать декреты по вопросам, подлежащим урегулированию на уровне закона. Согласно ч. 2 ст. 28 Закона «О Президенте Республики Беларусь», декреты Президента Республики Беларусьбывают двух видов:

1. Декреты, издаваемые на основании закона. Соответствующий закон принимается по предложению Президента парламентом, который делегирует главе государства часть своих законодательных полномочий. Согласно ч. 1 ст. 101 Конституции, такое решение принимается в форме закона простым большинством голосов от полного состава палат (не менее 50% депутатского корпуса) и оформляется. Закон о делегировании Президенту права издания Декрета должен определять круг общественных отношений, подлежащих регулированию при помощи декрета, а также срок полномочий Президента на его издание.

Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

2. Временные декреты издаются Президентом по собственной инициативе или по предложению Правительства в силу особой необходимости. Временные декреты действуют как нормативные акты высшей юридической силы без придания им формы закона до рассмотрения его парламентом. Это является гарантией осуществления Президентом оперативного управления. Если временный декрет издан по предложению Правительства, то он скрепляется подписью Премьер-министра Республики Беларусь. В трехдневный срок временные декреты должны быть представлены на рассмотрение Палат представителей, а затем Совета Республики. Они сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее 2/3 от полного состава каждой из палат. В таком случае палаты могут сами законодательно урегулировать отношения, по поводу которых издавался отмененный декрет.

Различные виды президентских декретов имеют различную правовую природу. Временный декрет – это исключительный нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в соответствии с Конституцией в случае особой необходимости для оперативного регулирования наиболее важных общественных отношений. Декрет, издаваемый на основании закона – это имеющий силу закона акт делегированного законодательства, издаваемый Президентом на основании специального закона.

Закон«О Президенте Республики Беларусь» определяет круг общественных отношений, не подлежащих регулированию при помощи временных декретов Президента. Как правило, Президент не может издавать временные декреты по тем же вопросам, что и декреты, издаваемые на основе закона о делегировании Президенту соответствующих полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 101 Конституции и ст. 29 Закона «О Президенте Республики Беларусь» не допускается делегирование Президенту полномочий на издание декретов, предусматривающих:

- изменение и дополнение Конституции, ее толкование;

- изменение и дополнение программных законов;

- утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

- изменение порядка выборов Президента и Парламента;

- ограничение конституционных прав и свобод граждан.

Согласно ст. 30 Закона«О Президенте Республики Беларусь» данное ограничение не распространяется на временные декреты Президента в случае принятия им мер, предусмотренных ч. 2 ст. 79 Конституции.[13]

Чтобы нормотворчество парламента не вступало в противоречие нормотворчеством Президента, 9 июля 1999 г. в ч. 8 ст. 30 закона «О Президенте Республики Беларусь» внесено изменение, в соответствии с которым проекты законов, расходящиеся по содержанию с временными декретами, могут приниматься парламентом:

а) после отмены декрета или его соответствующих норм;

б) после признания утратившим силу декрета или его соответствующих норм;

в) в случаях, когда проекты законов внесены в Палату представителей Президентом;

г) с согласия Президента.

Таким образом, декреты обеспечивают президенту не просто законодательные полномочия, но и арбитражные функции в белорусской политической системе.

Указ Президента Республики Беларусь – правовой акт Главы государства, принимаемый в процессе осуществления им полномочий, возложенных на него Конституцией и иными законами. Указы Президента могут иметь различную правовую природу и быть:

- нормативными правовыми актами;

- индивидуальными правовыми актами;

- актами толкования норм права.

Среди указов, являющихся нормативными правовыми актами, необходимо различать указы, изданные во исполнение закона (абз. 3 ч. 4 ст. 116 Конститу­ции), и указы, изданные во исполнение Конституции.

Указ, изданный во исполнение закона, – это подзаконный нормативный правовой акт Президента Республики Беларусь, принятый по вопросу, относящемуся к ведению Национального собрания в развитие соответствующего закона, которым Главе государства предоставлено право детально регулиро­вать общественные отношения, охватываемые этим законом. Юридическая сила такого указа меньше, чем юридическая сила закона.

Указ, изданный во исполнение Конституции, – это нормативный правовой акт Главы государства, принятый по вопросу, относящемуся в соответствии с Конституцией к его компетенции и устанавливающий, изменяющий либо отменяющий соответствующие нормы права. Закон не имеет верховенства над таким указом.

Наименьшей юридической силой обладают распоряжения Президента Республики Беларусь – правовые акты Главы государства, как правило, индивидуально-правового характера, направленные на осуществление организационных, контрольных, распорядительных и иных мероприятий, и принимаемый по вопросам неконституционного характера, относящимся к компетенции Президента.

Набор полномочий Президента и его практическая нормотворческая деятельность демонстрируют, что классический принцип разделения властей в Беларуси трансформировался в принцип верховенства президентской власти. Взаимодействия законодательной и исполнительной властей в республике осуществляется под патронажем Президента, что обеспечивает устойчивость белорусской системы разделения властей и является залогом стабильности государственной власти и общества в Беларуси.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.