В настоящее время Республика Беларусь установила дипломатические отношения со 153 государствами. В 45 странах мира Беларусь имеет 51 дипломатическое представительство, в том числе 43 посольства, 3 постоянных представительства при международных организациях и 7 консульств. За границей также функционируют 12 отделений посольств Республики Беларусь.
В Беларуси функционируют 31 посольство зарубежных государств, 3 отделения посольства, 1 торгпредство, 13 консульских учреждений иностранных государств (включая почетных консулов), 12 представительств международных организаций; по совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 81 иностранное дипломатическое представительство.
Первыми государствами мира, признавшими независимость Беларуси и установившими с ней дипломатические отношения, были Украина и США. Они сделали это 27 и 28 декабря 1991 г. соответственно. В течение 1992 г. произошло полное международное признание Республики Беларусь.
Успешно развивались двусторонние отношения Республики Беларусь с соседними странами. Несмотря на то, что часть белорусских земель в 1918-1945 гг. перешла к соседним государствам, правительство Республики Беларусь заявило об отсутствии территориальных претензий к ним. С Россией, Украиной, Польшей, Латвией и Литвой подписаны соответствующие договоры.
Соединенные Штаты Америки важны для Беларуси как супердержава и как страна – участница ОБСЕ. Интерес США к Беларуси традиционно определялся ее геополитическим положением. Лучшими временами в двусторонних отношениях был февраль 1993 г., когда Беларусь ратифицировала соглашение о нераспространении ядерного оружия. B июле 1993 г. и январе 1994 г. председатель Верховного Совета Республики Беларусь. С. Шушкевич и президент США У. Клинтон обменялись взаимными визитами в Вашингтон и Минск. В остальном США не придавали Беларуси того внимания, которое уделяли соседним странам. Из 1,5 млрд. долларов США в рамках американской программы помощи постсоветским странам Беларусь получила менее 80 млн. долларов.[45] Относительно отношений Беларуси с Россией США почти не выражали формальный возражений, хотя после отставки спикера Верховного Совета 12-го созыва С. Шушкевича американские эксперты пришли к выводу, что «Беларусь из независимого государства превращается в протекторат России».[46] После референдума 1996 г. США избрали в отношении Беларуси политику избирательного диалога. Круг общения официальных представителей США был ограничен «демократическими элементами в Беларуси, независимыми СМИ и неправительственными организациями».[47]
Стремление народов Беларуси и России к интеграции нашли отражение в подписании Договора о создании Союзного государства. Строя свои отношения на союзнической основе, Беларусь и Россия сохраняют свой суверенитет, являются полноправными субъектами международного права. Союзное государство является моделью наиболее тесной интеграции суверенных государств на постсоветском пространстве. На сегодняшний день развитие белорусско-российских отношений прошло ряд этапов.
· 26 июня 1992 г. были установлены дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
· 6 января 1995 г. Беларусь и Россия заключили Соглашение о Таможенном союзе.
· 21 февраля 1995 г. президенты двух стран подписали в Минске Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на десять лет.
· 26 мая 1995 г. у белорусской деревни Речка была ликвидирована граница между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
· 2 апреля 1996 г. Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Участвуя в Сообществе, каждая из Сторон сохраняла государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, свою Конституцию и атрибуты государственной власти (флаг, герб, гимн и др.). Согласно Договору оба государства оставались субъектами международного права, сохраняли свое членство в ООН, СНГ и других организациях.
· 2 апреля 1997 г. создан Союз Беларуси и России.
· 25 декабря 1998 г. Президенты двух стран подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России. Одновременно заключены Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.
· 8 декабря 1999 г. Президентами двух государств подписан Договор о создании Союзного государства и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации о реализации его положений.
К лету 2005 г. договорно-правовая база белорусско-российского объединения насчитывала 122 договора.
В настоящее время Республикой Беларусь осуществляется исполнение 2230 международных договоров. Из них 900 – двусторонние, 1260 – многосторонние договоры.
Таким образом, внешняя политика Беларуси является по-настоящему многовекторной. Проявляя готовность к поддержанию конструктивных отношений с Соединенными Штатами Америки, белорусское государство дорожит традиционно дружескими отношениями с Китаем, Индией, Турцией, арабскими государствами. Благодаря некоторым странам, особенно странам мусульманского мира в последние годы Беларусь добилась диверсификации экспорта и стала более самостоятельной в отношении России. Если в середине 90-х годов доля России в белорусском экспорте приближалась к 85 процентам, то сегодня примерно половина белорусских товаров идет в Россию, а половину – в страны дальнего зарубежья.[48]
Долговременные внешнеполитические приоритеты Республики Беларусь включают в себя союзнические отношения с самыми разными странами.
- Отношения с Россией, интеграция в рамках Содружества Независимых Государств и Евразийского Экономического Сообщества.
- Участие в общеевропейских политических и экономических процессах, содействие укреплению региональной и глобальной безопасности.
- Разностороннее взаимодействие на двусторонней и многосторонней основе с государствами Азии, Африки и Латинской Америки.
- Сотрудничество в международных организациях, прежде всего, в рамках ООН.
Беларусь придерживается принципа соразмерности внешнеполитических целей национальным ресурсам. Внешнеполитические цели страны должны быть адекватны ее фактическим действиям по укреплению своих международных позиций. Беларусь стремится к повышению эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты своего государственного суверенитета. Ключевое место среди них занимает подъем национальной экономики в условиях глобализации. Во внешней политике Беларусь последовательно ориентируется на приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также на развитие на их основе всестороннего сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями, на взаимный учет и соблюдение интересов всех членов мирового сообщества. Основным направлением внешней политики Беларуси является многовекторность на основе приоритетных отнгшений с Россией.