После провозглашения независимости Республика Беларусь вышла на международную арену в двух качествах: как новое независимое государство, возникшее в результате распада СССР, и как европейская страна, имеющая глубокие исторические традиции государственности. Существовавшие на территории Беларуси Полоцкое, Туровское и другие княжества Древней Беларуси (IХ – ХIII вв.), Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское (середина ХIII – ХVIII вв.), Белорусская Народная Республика (1918 – 1925 гг.), Белорусская Советская Социалистическая Республика (1919 – 1991 гг.) проводили активную внешнюю политику.
Конец XX столетия ознаменовался развалом системы двухпблокового противостояния двух мировых супердержав. Вместо двух центра экономических, военных и идеологических сил на месте бывшего СССР и его сателлитов образовалось два десятка новых суверенных государственных образований.
Принятая в 1994 г. Конституция Республики Беларусь закрепила обязательства государства исходить в своей внешней политике из общепризнанных принципов и норм международного права, которые были объявлены приоритетными над национальным законодательством. Конституционную силу приобрели положения о превращении Беларуси в безъядерную зону и нейтральное государство.
Определять внешнеполитические ориентиры Беларуси пришлось в сложных и неоднозначных условиях. Внутренние системные преобразования в стране совпали с общим процессом глобализации и перераспределения влияния в восточноевропейском регионе, с ростом количества субъектов международных отношений. На рубеже XX-XXI веков активизировалась трансформация системы факторов, определяющих силу того или иного государства: возросло значение финансовой мощи, коммуникационных технологий, научного потенциала. Не утратили своей эффективности и традиционные военно-политические инструменты внешней политики.
С окончанием «холодной войны» ушла в прошлое борьба за сферы влияния между СССР и США. Изменился и круг проблем, требующих решения на уровне международных структур. На смену угрозе мировой ядерной катастрофы пришли новые вызовы – международный терроризм, организованная преступность, наркоторговля, распространение оружия массового уничтожения, глобальные финансово-экономические, экологические кризисы и массовые эпидемии. Все эти особенности современного мирового развития наложили серьезный отпечаток на внешнюю политику Беларуси.
Цели и задачи Республики Беларусь на международной арене
Формирование внешней политики современной Беларуси пошло по пути синтеза исторических традиций и положительных наработок советского периода с принципиально новыми подходами, диктуемыми кардинальными изменениями внутри Республики Беларусь и на мировой арене.
Принятие Верховным Советом 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете БССР, придание ей 25 августа 1991 года статуса конституционного закона, провозглашение экономической и политической независимости Беларуси открыли качественно новый период международной деятельности страны. С его началом Республика Беларусь приступила к проведению самостоятельной внешней политики, направленной на укрепление государственного суверенитета и независимости, включение в общеевропейские процессы, активизацию сотрудничества с соседними странами и мировыми державами.
Становление белорусской внешней политики требовало решение ряда задач:
- восстановить разорванные связи со странами бывшего СССР, грамотно используя сохранившиеся;
- выстроить политический фундамент контактов со странами Запада;
- включиться в создание систем глобальной и региональной безопасности;
- обеспечить продвижение собственных внешнеэкономических интересов, отстоять свою нишу в международной системе разделения труда.
Базовым принципом проведения внешней политики Беларуси является многовекторность – конструктивная работа по всем географическим направлениям. У нашего государства отсутствуют территориальные претензии к сопредельным государствам.