Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 4. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики



Внешняя политика Беларуси

После провозглашения независимости Республика Беларусь вышла на международную арену в двух качествах: как новое независимое государство, возникшее в результате распада СССР, и как европейская страна, имеющая глубокие исторические традиции государственности. Существовавшие на территории Беларуси Полоцкое, Туровское и другие княжества Древней Беларуси (IХ – ХIII вв.), Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское (середина ХIII – ХVIII вв.), Белорусская Народная Республика (1918 – 1925 гг.), Белорусская Советская Социалистическая Республика (1919 – 1991 гг.) проводили активную внешнюю политику.

Конец XX столетия ознаменовался развалом системы двухпблокового противостояния двух мировых супердержав. Вместо двух центра экономических, военных и идеологических сил на месте бывшего СССР и его сателлитов образовалось два десятка новых суверенных государственных образований.

Принятая в 1994 г. Конституция Республики Беларусь закрепила обязательства государства исходить в своей внешней политике из общепризнанных принципов и норм международного права, которые были объявлены приоритетными над национальным законодательством. Конституционную силу приобрели положения о превращении Беларуси в безъядерную зону и нейтральное государство.

Определять внешнеполитические ориентиры Беларуси пришлось в сложных и неоднозначных условиях. Внутренние системные преобразования в стране совпали с общим процессом глобализации и перераспределения влияния в восточноевропейском регионе, с ростом количества субъектов международных отношений. На рубеже XX-XXI веков активизировалась трансформация системы факторов, определяющих силу того или иного государства: возросло значение финансовой мощи, коммуникационных технологий, научного потенциала. Не утратили своей эффективности и традиционные военно-политические инструменты внешней политики.

С окончанием «холодной войны» ушла в прошлое борьба за сферы влияния между СССР и США. Изменился и круг проблем, требующих решения на уровне международных структур. На смену угрозе мировой ядерной катастрофы пришли новые вызовы – международный терроризм, организованная преступность, наркоторговля, распространение оружия массового уничтожения, глобальные финансово-экономические, экологические кризисы и массовые эпидемии. Все эти особенности современного мирового развития наложили серьезный отпечаток на внешнюю политику Беларуси.

Цели и задачи Республики Беларусь на международной арене

Формирование внешней политики современной Беларуси пошло по пути синтеза исторических традиций и положительных наработок советского периода с принципиально новыми подходами, диктуемыми кардинальными изменениями внутри Республики Беларусь и на мировой арене.

Принятие Верховным Советом 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете БССР, придание ей 25 августа 1991 года статуса конституционного закона, провозглашение экономической и политической независимости Беларуси открыли качественно новый период международной деятельности страны. С его началом Республика Беларусь приступила к проведению самостоятельной внешней политики, направленной на укрепление государственного суверенитета и независимости, включение в общеевропейские процессы, активизацию сотрудничества с соседними странами и мировыми державами.

Становление белорусской внешней политики требовало решение ряда задач:

- восстановить разорванные связи со странами бывшего СССР, грамотно используя сохранившиеся;

- выстроить политический фундамент контактов со странами Запада;

- включиться в создание систем глобальной и региональной безопасности;

- обеспечить продвижение собственных внешнеэкономических интересов, отстоять свою нишу в международной системе разделения труда.

Базовым принципом проведения внешней политики Беларуси является многовекторность – конструктивная работа по всем географическим направлениям. У нашего государства отсутствуют территориальные претензии к сопредельным государствам.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.