Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 3. Основные направления и механизм реализации идеологической политики Президентом Республики Беларусь



Закрепленный в Конституции плюрализм идеологий и мнений означает, что идеология государства должна вырабатываться в ходе свободных общественных дискуссий с участием широкого спектра политических партий, общественных объединений и движений, а также отдельных граждан при посредничестве независимых СМИ. В условиях отсутствия в стране эффективной соревновательной партийной системы и других предпосылок полноценного идеологического плюрализма идеологическую функцию отчасти берет на себя государство и такие его опоры в обществе как профсоюзы, Советы и общественные объединения, стоящие на позициях конструктивного сотрудничества с государством. Президент Беларуси как посредник в отношениях между обществом и государством выступил инициатором создания в Беларуси идеологии белорусского государства не только в силу полномочий, возлагающих на него функции посредничества в отношениях государства и общества. Само его избрание в 1994 г. стало актом идеологического самоопределения белорусского общества. Первый президент Беларуси – беспартийный. Сегодня отсутствие партийной ангажированности является обязательным требованием к Главе государства. Согласно ст. 4 Закона «О Президенте Республики Беларусь», Президент приостанавливает свое членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий с оглашением соответствующего заявления в печати. Делается это в целях осуществления демократии в Республике Беларусь на основе разнообразия политических институтов, идеологий и взглядов, обеспечения гражданского согласия. Будучи беспартийным, Президент выступает символом единства белорусского народа и находится вне поля политической борьбы. Идеологическая работа Президента выражается, во-первых, в его решениях (декретах, указах, распоряжениях, директивах и т.д.), во-вторых, в выступлениях. Программными можно считать все выступления Президента, поскольку в них ставятся цели для белорусского общества и государства.

Важная роль в деятельности Президента на идеологическом поприще принадлежит его ежегодным посланиям белорусскому парламенту и народу, которые утвердились в практике его деятельности после референдума 1996 г. Вопрос об идеологии белорусского государства впервые был четко сформулирован в послании Президента 1998 года, за которым последовал ряд научно-практических конференций и совещаний с его участием. Вопросы пропагандистской работы и деятельности СМИ в Беларуси освещались также в посланиях Президента народу и парламенту 2000, 2001, 2004 и 2005 годов. Важную роль в разворачивании системной идеологической работы в Беларуси сыграла встреча с избирателями, проведенная во Дворце Республики 4 сентября 2001 г., накануне вторых президентских выборов. Однако, решающим моментом в этом процессе стал семинар руководящих работников республиканских и местных государственных органов, проведенный 27-28 марта 2003 г. По его результатам 14 апреля 2003 г. Президентом подписан протокол поручений, в котором содержались указания по вопросам:

- реорганизации Института социально-политических исследований при Администрации Президента РБ;

- создания и деятельности информационно-пропагандистских групп с включением в них депутатов Палаты представителей и Совета республики Национального собрания;

- обеспечения участия руководителей всех уровней государственного управления в идеологической работе, включая выступления в государственных СМИ;

- повышения актуальности, тематического разнообразия и высокого качества материалов, публикуемых в Информационном бюллетене Администрации Президента РБ и информационно-аналитическом вестнике «Политика», а также повышения уровня полиграфического исполнения этих изданий.

В числе прочих поручений Президента особое место занимает указание Академии наук РБ совместно с Академией управления при Президенте обеспечить научную разработку основ идеологии белорусского государства, а также введение во всех вузах страны спецкурса по основам идеологии белорусского государства с подготовкой соответствующих учебных пособий.

После семинара 27-28 марта 2003 г. идеологической работой в стране занимаются кадры всех уровней, начиная с работников Управления идеологии Администрации Президента, заканчивая работниками предприятий и учреждений всех форм собственности. В стране создана идеологическая вертикаль, состоящая из идеологических управлений и отделов в местных исполкомах. По всей республике действуют информационно-пропагандистские группы, проводятся единые дни информирования. В городах и районах страны возрождающие структуры «Белорусского общества «Знание», воссоздающие традиции советской пропаганды. По роду деятельности в идеологическую работу вовлечены врачи, учителя, преподаватели социально-гуманитарных дисциплин и все, кто так или иначе связан с работой государственных предприятий и учреждений.

Предприняты меры по увеличению тиражей периодических изданий, дотируемых из бюджета, а также сокращению объемов их списания при розничной реализации, повышается их идейно-содержательный уровень. В 2006 г. они должны перейти на самоокупаемость. Оптимизируется порядок регистрация, производства и распространения на территории Беларуси зарубежных СМИ, «имеющих деструктивную направленность по отношению к белорусскому государству».

Белорусскому республиканскому союзу молодежи оказывается содействие со стороны различных министерств и ведомств. Значительная роль в проведении идеологической политики белорусского государства возложена на местные советы, профсоюзы и самые массовые в Беларуси организации детей и молодежи. В образовательных учреждениях при участии местных исполкомов создаются структуры Белорусского патриотического союза молодежи и пионерской организации. Откорректированы планы воспитательной работы в учреждениях образования всех типов.

Усовершенствованы меры государства в сфере деятельности средств массовой информации. Обеспечены уверенный прием на всей территории республики программ НГТРК и ЗАО «Второй национальный телеканал» и трансляция программ ЗАО «Столичное телевидение» в областных центрах. Организованы циклы теле- и радиопередач по патриотической тематике, а также программы общественно-политической направленности, раскрывающие сущность идеологии белорусского государства.

На предприятиях с числом работников 300 и более, в организациях агропромышленного комплекса – 150 и более введены должности заместителей руководителей по идеологической работе. В малочисленных коллективах эти функции возложены на заместителей, курирующих кадровую работу и социально-бытовые вопросы. Разработаны квалификационные характеристики должности заместителя руководителя организации по идеологической работе, которая включена в общегосударственный классификатор «Профессии рабочих и должности служащих» и Квалификационный справочник «Должности служащих для всех отраслей экономики».

Таким образом, Президент Республики Беларусь является не только главным выразителем интересов, ценностей и идеалов белорусского общества, но и главным идеологом страны. В силу этого ключевыми ориентирами в сфере идеологической политики белорусского государства являются его выступления и практическая деятельность по реализации своих властных полномочий. Сформулированные таким образом направления развития белорусского государства и общества реализуются в опоре на местные Советы, профсоюзы и общественные организации (БРСМ, ДОСААФ, организации пионеров, «афганцев», ветеранов и др.).

 

Вопросы для самопроверки

1. Что изначально означал термин «президент»? Как он приобрел сегодняшнюю трактовку?

2. Как осуществлялась государственная власть в Беларуси на момент обретения суверенитета?

3. Каковы причины появления в Беларуси поста Президента?

4. Функции президентской власти в Республике Беларусь и соответствующие им полномочия главы государства.

5. Принципы взаимодействия Президента с Советом Министров.

6. Полномочия Президента Республики Беларусь в области законодательства.

7. Полномочия президента по формированию органов государственной власти.

8. Ответственность главы государства в Беларуси.

9. Почему в 1996 году были внесены изменения и дополнения в текст Конституции?

10. Как эволюционировали система правления и принцип разделения властей в Республике Беларусь?

11. Идеологическая политика президента РБ.

12. Нужна ли Президенту Республики Беларусь «партия власти»?

13. Основные итоги мартовского идеологического совещания 2003 г.?

14. Методы организации идеологической работы в Беларуси?

 

Рекомендуемая тематика рефератов:

1. Смешанная республика во Франции и в Беларуси.

2. Роль личности А.Г.Лукашенко в эволюции белорусской политической системы.

3. Белорусская модель разделения властей.

4. Советы, профсоюз и БРСМ – три опоры белорусской модели развития.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Мн.: Беларусь, 2000.

2. Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» от 21.02.1995 в редакции от 9.10.2000 // НРПА РБ. – 2000. – № 100, 2/203.

Основная литература по теме:

1. Паречина С.Г. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ.ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – Гл. 10. – С. 214-228.

2. Василевич Г.А. Государственные институты и идеологические процессы // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие / Под общ. ред. Г.А. Василевича, Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2004. – Гл. 17. – С. 294-309.

3. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн.: Молодежное, 2003. – 172 с. – Тема. 9. Президент. – С. 113-125.

Дополнительная литература по теме:

1. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных органов / Ред. Коллегия: Пролесковский О.В., Корендо И.А., Петкевич Н.В., Скобелев Э.М., Герменчук В.В., Ганчеренок И.И. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – 191 с.

2. Материалы по отчету Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу, 4 сентября 2001 г. / Администрация Президента Респ. Беларусь; Редкол.: Мясникович М.В.и др. — Минск: Беларусь, 2001.

3. Паречина С.Г. Институт президентства: история и современность / Под общ. ред. Е.В. Матусевича. – Мн.: ИСПИ, 2003. – 163 с.

4. Паречина С. Институт президентства // Бел. думка. – 2002. – №10.

5. Божанов В.А. Верховная власть – власть созидать // Бел. думка. – 2003. – № 8. – С. 137-142.

6. Тиковенко А.Г. Принцип разделения властей: теория и практика // Вестн. Конституц. Суда Респ. Беларусь. – 1997. – № 1. – С. 33–34.

7. Пастухов М. Декреты президента Республики Беларусь как форма чрезвычайного законодательства // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – 1999. – №2 (27) . – С. 44-46.

8. Маслоўская Т.С. Кіраўнік дзяржавы – гарант Канстытуцыі // Весці НАН РБ. – 2003. – № 2. – С. 34-37.

9. Реут В.И. Акты Президента в иерархии правовых актов Республики Беларусь // Юстиция Беларуси. – 1999. – № 1. – С. 15-17.

10. Реут В.И. Президент Республики Беларусь в законодательном процессе // Журн. рос. права. – 1999. – № 11. – С. 121-126.

4.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.