Согласно ст. 1 Конституции, Беларусь – демократическое, социальное, правовое государство. Одним из признаков демократии являются регулярные, свободные, справедливые выборы. Они предоставляют гражданам, стремящимся к власти, возможность стать депутатами местных Советов или Национального собрания или Президентом Республики Беларусь. Граждане, выступающие в роли избирателей, в период выборов активно вовлекаются в политическую жизнь страны, наблюдают за политическими событиями, участвуют в обсуждении актуальных политических проблем, решают, кому из кандидатов на выборные должности доверить представлять их интересы в процессе выработки и реализации государственной политики.
Выборы являются не только средством формирования органов государственной власти, но также и способом поддержания ее легитимности и обеспечения контроля за ней. Поэтому государство обязано обеспечивать условия для того, чтобы властные амбиции различных субъектов политики удовлетворялись в ходе равной, честной, открытой и ненасильственной политической борьбы за доверие избирателей. Отсутствие свободного волеизъявления народа или дискредитация выборов приводят к отчуждению людей от власти и созреванию в обществе, с одной стороны, апатии, с другой стороны – различных проявлений радикализма. Только свободные, справедливые и регулярные выборы могут обеспечить ситуацию, в которой смена руководства страны не угрожает обществу расколом и не разрушает механизма государственного управления, а наоборот, повышает эффективность и устойчивость всей политической системы и укрепляет согласие в обществе.
Избирательная система: понятие, виды.Базовым элементом любой демократической политической системы является избирательная система – совокупность конституционных принципов организации и проведения выборов. Избирательная система включает две политико-правовые подсистемы: а) порядок участия избирателей в формировании органов государственной власти и б) организацию и порядок выборов и отзыва избранных депутатов.
А. Порядок участия избирателей в формировании органов государственной власти определяется правовыми нормами. Избирательное право – это:
1) совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области организации и проведения выборов, установления взаимоотношений избранных лиц с избирателями (в объективном смысле).
2) право граждан участвовать в конституционно-правовых отношениях, возникающих при проведении выборов (в субъективном смысле).
Различают активное избирательное право (право гражданина избирать) и пассивное избирательное право (право гражданина избираться в выборные органы государственной власти и местного самоуправления).
Совокупность всех граждан государства, обладающих активным избирательным правом и внесенных в избирательные списки, составляет избирательный корпус.
Условия (возрастные, национальные, имущественные и т. д.) допущения граждан к пользованию избирательным правом – это избирательный ценз.
Б. Организация и порядок выборов и отзыва избранных депутатов образуют избирательный процесс. Все многообразие событий, инициируемых и создаваемых людьми в связи с выборами, можно разбить на шесть стадий избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) регистрация избирателей; 3) организация избирательных округов и образование избирательных участков; 4) выдвижение кандидатов; 5) проведение голосования; 6) определение результатов голосования (подсчет голосов) и распределение депутатских мандатов.
В ходе избирательного процесса реализуются нормы законодательства о выборах, проявляется эффективность различного рода политических структур, выявляются ценности политической культуры общества, кристаллизуются идеологические предпочтения различных социальных групп. Подобно революциям, результаты выборов могут круто изменить направление общественного развития, поэтому выборы – это всегда тест на демократичность и политическую зрелость власти и общества.
Виды избирательных систем. В мировой практике сложилось несколько разновидностей избирательной системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
При мажоритарной системе победившим считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей в своем округе. Мажоритарная система применялась в СССР и распространена сегодня в ряде стран СНГ.
В соответствии с методами подсчета голосов мажоритарная система имеет три разновидности:
1) система относительного большинства (побеждает тот кандидат, который собрал большее количество голосов, чем любой из его соперников);
2) система квалифицированного большинства (победителем становится кандидат, набравший большинство, существенно превышающего половину – 2/3, 3/4, 4/5 и т.д.);
3) система абсолютного большинства.
Пропорциональная системапредставляет избирателям выбор не из отдельных кандидатов, а из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями.
При смешанной системе часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной.
В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Для избрания в первом туре кандидату нужно набрать более половины голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании, т.е. 50% + 1 голос. Если в первом туре никто не набирает этого количества, то проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, которые набрали больше голосов, чем их соперники. Для победы во втором туре кандидату достаточно набрать хотя бы на один голос больше, чем конкурент.
Основу избирательного права в Республике Беларусь составляют:
- Конституция, в особенности раздел III «Избирательная система. Референдум» (ст. 64-78);
- Избирательный кодекс;
- законы, регулирующие выборы и отзыв депутатов парламента и депутатов местных представительных органов, а также выборы Президента;
- указы и декреты Президента;
- решения Конституционного суда;
- решения Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;
- решения местных исполнительных органов власти по созданию избирательных комиссий;
- нормы Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях и Гражданского процессуального кодекса, предусматривающие ответственность за нарушения избирательного законодательства и порядок обжалования действий избирательных комиссий.