Поскольку более 80% населения работников в Беларуси занято в государственном секторе экономики, то львиная доля идеологической работы, которая осуществляется в Беларуси как по территориальному, так и по производственному принципу, приходится на профсоюзы.
Профсоюз – это объединение работников, созданное ими для защиты своих интересов, а также улучшения условий и повышения оплаты труда. Основой деятельности профсоюзов является право на мирные собрания и ассоциации. Историческое значение профсоюзов состоит в том, что они, защищая интересы и права рабочих, стали основой развития рабочего движения в странах, ставших на путь капиталистического развития. Именно профсоюзам принадлежит роль инициаторов разработки трудового и социального законодательства, проведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений. Результатом деятельности мирового профсоюзного движения стало нормативно-правовое закрепление трудовых, социально-экономических прав и интересов трудящихся, которые на сегодняшний день зафиксированы в таких документах как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, конвенции Международной организации труда и иные ратифицированные международные договоры.
Профсоюзы выполняют социально-экономическую, защитную, воспитательную и международную функции. Они призваны содействовать реализации каждым работником конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать справедливую долю вознаграждения за труд, иметь достойный уровень жизни. Формы взаимодействия профсоюзов с партнерами – проведение переговоров, консультацией, семинаров, «круглых столов», принятие совместных заявлений. Профсоюзы вносят в законодательные и исполнительные органы власти проекты законов и нормативных актов, предлагают поправки в действующее законодательство. Если эти меры не дают результата, профсоюзы организуют уличные акции, забастовки. Забастовкой является полное или частичное добровольное прекращение работы (невыход на работу, невыполнение трудовых обязанностей) группой работников с целью достижения требований, которые отклонены нанимателем.
Обеспечивая социальную защищенность трудящихся, профсоюзы способствуют стабильности в обществе. Их место в политической системе общества определяется признанием их в качестве равноправных партнеров со стороны государства и объединений нанимателей. Профсоюзы являются частью системы социального партнерства – трехсторонней системы взаимодействия работников (в лице профсоюзов), объединений нанимателей и государства (правительства). Социальное партнерство – это модель построения отношений между субъектами коллективных трудовых отношений. В белорусском законодательстве определение социального партнерства дано в ст. 352 Трудового кодекса РБ, где под ним понимается «форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников… при разработке и реализации социально-экономической политики государства… посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов». В центре данного определения стоит главная задача социального партнерства в Беларуси – разработка и реализация государственной политики.
Поскольку социальное партнерство остается новым для Беларуси явлением, то в налаживании его механизмов Республика Беларусь ориентируется на международные стандарты. Наиболее авторитетной международной организацией, отстаивающей интересы трудящихся, а также занимающейся нормотворчеством в сфере регулирования социально-трудовых отношений, является образованная в 1919 г. Международная организация труда (МОТ). Беларусь является членом МОТ с 1954 г. 30 октября 2002 г. головным республиканским органом государственного управления по вопросам сотрудничества Республики Беларусь с МОТ определено Министерство труда и социальной защиты. В период 2004-2005 годов было обеспечено участие белорусских делегаций во главе с руководством Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в работе основных ежегодных форумов Международной организации труда: Международной конференции труда и Административного совета.
В июне 2002 г. Республика Беларусь была избрана в состав Административного совета МОТ в качестве заместителя титулярного члена на период 2002-2005 годов, а 6 июня 2005 г. в ходе 93-й сессии Международной конференции труда (МКТ) Беларусь была избрана на трехлетний период в состав титулярных членов Административного совета МОТ. Такой статус позволяет Беларуси принимать участие в разработке новых норм и стандартов социально-трудовых отношений, включая вопросы занятости среди молодежи, искоренение случаев принудительного труда, торговли людьми.
Конвенции МОТ принимаются на основе консенсуса на сессиях Международной конференции труда и подлежат ратификации государствами – членами МОТ. Будучи ратифицированными, они возлагают на государства юридические обязательства по их практическому применению. Согласно статье 22 Устава МОТ правительства государств-членов МОТ обязаны направлять в Международное бюро труда (штаб-квартиру МОТ в г. Женеве) доклады по ратифицированным конвенциям с информацией о мерах, принятых для их применения. К 1 января 2002 г. Беларусь ратифицировала 49 конвенций МОТ. В октябре того же года головным республиканским органом государственного управления по вопросам сотрудничества Республики Беларусь с МОТ определено Министерство труда и социальной защиты.
Правовые основы деятельности профсоюзов в Республике Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Трудовом кодексе, ряде законов, указов Президента, постановлений Совета министров, в различного рода ведомственных нормативных актах.
· Конституция является базовым нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность профсоюзов, которым, в частности, посвящены ст.ст. 13, 14, 41. В Конституции закрепляется установление партнерских отношений и взаимодействия между государством, предпринимателями и профсоюзами.
· Трудовой кодекс является базовым нормативным правовым актом, регламентирующим участие профсоюзов в защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников. В ст. 4 Трудового кодекса отмечается, что наряду с трудовыми отношениями он регулирует деятельность профсоюзов.
· Законы Республики Беларусь «О профессиональных союзах» (принят 22.04.1992 г.); «О занятости населения Республики Беларусь» (принят 30.05.91 г.), «О коллективных договорах и соглашениях» (принят 24.11.1992 г.), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (принят 18.01.1994 г.) и др. развивают правовую базу деятельности профсоюзов.
· Указы Президента Республики Беларусь сделали развитие системы социального партнерства в Республике Беларусь одной из важнейших государственных задач. Президентом утверждено Положение о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам – общереспубликанском органе, созданном и действующем на принципах партнерства профсоюзов, правительства и нанимателей. Образованы согласительные комиссии различных уровней, а также Республиканский трудовой арбитраж. Среди Указов Президента Республики Беларусь, регламентирующих деятельность профсоюзов, следует выделить следующие:
o «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь» (№ 278 от 15 июня 1995 г.);
o «О мерах по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления и профессиональных союзов» (№ 639 от 16 декабря 1997 г.);
o «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам» (№ 252 от 5 мая 1999 г.);
o и др.
· Постановления Совета Министров – подзаконные нормативно-правовые акты, уточняющие порядок реализации профсоюзами своих функций на основании законодательства. Например, постановление от 18.10.1993 г., утвердившее «Положение о порядке осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства о труде», Постановление Кабинета Министров от 23.01.1995 г. №41 «Об утверждении Положения об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы» и др.
Отношения между звеньями профсоюзной системы, между профсоюзными органами и членами профсоюза не регулируются нормативно-правовыми актами, а определяются нормами уставов профсоюзов. В их становлении и развитии первостепенная роль принадлежит самим профсоюзам, в особенности, грамотности и политической воле профсоюзных лидеров, а также солидарности самих трудящихся, их готовности к коллективным действиям для защиты своих интересов. Данная проблема выходит за сферы правового регулирования и является проблемой белорусского профсоюзного движения как субъекта политики.