Теория позн-я без соприкосновения с нау-кой вырождается в пустую схему.Наука без теории позн-я(наск-ко это вообще мыслимо)становится при-митивной и пустой. А.Эйнштейн.Что такое наука?Яв-ление это сложное.Наука выступает в разных кач-ах: как всеобщий дух.продукт общ.развития,как форма общ.созн-я,как дух. потенциал материального пр-ва, как орудие господства чела над природой,как обоб-щенный опыт всего чел-ва,как основа мировоззре-ния,как результат дея-ти ученых,как развивающаяся система знаний и т.д.Но даже такое перечисление ипостасей науки мало что дает для ее понимания. Науч.зн-е не есть наука,точно так же,как чел знающий,образованный не есть еще ученый.Только созда-вая новое зн-ие,чел приобщается к миру науки.Там, где наука удовлетворяется однажды познанным,там она перестает быть самой собой.Зн-е-продукт науки и ее сырой материал,вновь вовлекаемый в науч.дея-ть подобно продукту и сырому материалу пр-ва веществ. ценностей.Поэтому зн-е можно рассм-ть как элемент науки,ее часть,но ставить знак равенства м/д ними равносильно отождествлению товарного пр-ва с то-варом.Представление о науке как о зн-и унаследовано по традиции от того истор.периода,когда она не была еще опытной, эксперементальной,а являлась чисто умозрительной и когда ее задача состояла в идеаль-ном конструировании мира,а не в его преобразовании. Возникает ?:мыслима ли совр. наука без эксперимен-та,являющегося одной из важнейших форм практ.дея-ти людей? Наука без эксперимента-все равно,что ис-кусство без тв-ва,симфония без исполнения.Мало того,симфония оказывается и без композитора,т.к,ог-раничивая науку только зн-ями,мы исключаем из нее ее творцов-ученых.За борт науки выбрасывается ее исток, ее суть-сам творч. процесс исследовательской дея-ти, т.е.процесс пр-ва зн-й.Значит,наука-не только и не столько наличные зн-я сами по себе,но и дея-ть общ-ва по их пр-ву.Ее взаимоотн-е с материальным пр-ом и общ.практикой выступают как отн-е одной формы общ.пр-ва с др-й.Т.о.,наука-система исследо-вательской дея-сти общ-ва,направленная на пр-во но-вых зн-й о природе,общ-ве и мышлении.Со времени возникновения науки и вплоть до нач.17в.осн.целью науч.дея-ти в соц.плане была выработка общего пред-ставления о мире и месте в нем чела.Объяснит. мировозренческая функция науч.дея-ти являлась са-модовлеющей.В антич.ф-и позн-е было ориентирова-но на то,чтобы рационально-умозрительным путем объяснить устр-во мироздания и место в нем чела.Зн-я,по убеждею греков,могут сами по себе сделать чела добродетельнее, могущественее,им свойственно управлять челом.Благодаря зн-ям чел становится вы-ше другого не положением,не властью,а именно как чел,как личность.Это дарует обладателю зн-й уваже-ние и почет сограждан,а следствием этого могут быть и богатство,и высокое общ.положение.Т.к.объясни-тельная,мировозренческая функция науч.дея-ти явл. главенствующей,ф-я занимает место«царицы наук». мировозренч.ориентацию науки и мн.черты антич. склада,стиля мышления унаследова и эпоха Средне-век.,и Возрожд.Появилась тяга к опытному изучению природы.Стало постепенно заваевывать всеобщее призн-е идея о грандиозных инструмент.возможно-стях науки,ее техн.приложениях.Мысль о том,что наука может существенно влиять на развитие техники и пр-ва,оказалась удивительно созвучной духу нов. времени. Изменение осн.целевой ориентации науки стимулировалось промыш. революцией, возникновением машин. пр-ва. Сращение науки с пр-вом путем превращения,с од.ст.,пр-ва в науч.пр-во,а с др.,-науки в производ.силу.Каждое открытие становится основой для нового изобретения или для новых усовершенст-вованных методов пр-ва.Только капитал. способ пр-ва впервые ставит естествознание как науку на службу процессу пр-ва,в то время как,развитие пр-ва предоставляет ср-ва для теорет.покорения природы. Итак,наука стала фактором произв.процесса,к-ый был и сферой приложения науки.Техника становилась опредмеченной силой зн-я и все больше зависела от успехов науч.исследований.В сер.20в.в науке все более явно начали обнаруживаться процессы,свиде-тельствующие о«кризисе роста»науки, о ее переходе в новое кач-во.В хоже НТР появляется все больше признаков начинающегося фронтального поворота науки в сторону чела.Признаки:1. автоматизация-вы-рывает чела из технолог. подчинения машине.2.совр. техника и технологии требуют от работника кроме опыта,умения,и опред.системы науч.зн-й,высокой общеобраз. подготовки,3.экономисты в разв. странах пришли к выводу,что ср-ва расходуемые на образо-вание не только окупаются,но и приносят прибыль.4. науч.зн-я воплощаются не только в самом пр-ве и в челе-работнике,но и в управлении соц.-эк.процесса-ми,организации труда и пр-ва. Вывод: самая сложная, совр.техника не сможет дать нужного эфекта,если уровень применяемых в живом труде зн-й будет ниже уровня зн-й, опредмеченных в этой технике.Наука всё больше ориентируется не только на совершенствова-ние техники, но и развитие интелл.,творч.потенциала личности.Т.о.в ходе НТР ителл.,дух.развитие личнос-ти становится ведущим фактором роста материально-го
пр-ва. 46. Специфика научного познания.
Научное познание имеет ряд характеристик, отличающих его от других форм их организации. Во-первых, это специализированная форма познавательной деятельности, направленная на производство знания. Во-вторых, в основе данной формы организации познавательных действий лежит четкая выделенность их предмета. Предметность как одна из фундаментальных характеристик научного познания сопряжена с фрагментацией исследуемой реальности, выделением ее различных структурных уровней, "срезов", аспектов и формированием представления о предмете той или иной науки как целостной совокупности устойчивых характеристик объекта, которые непосредственно интересуют исследователя. В-третьих, неотъемлемой характеристикой научного познания является его прогностичность - направленность на предсказание будущих событий, состояний и свойств исследуемых объектов. В-четвертых, научное познание предполагает использование специализированного инструментария, в частности, специальных материальных средств - реактивов, пробных объектов, экспериментальных установок и др. средства обработки информации и связи, транспортные средства и энергетические установки, специальные помещения и др. В-пятых, научное познание регламентируется определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципами, идеалами и нормами, стилем научного мышления в целом). Наряду с материальными средствами научного познания они- входят в исследовательский инструментарий науки, обеспечивающий воспроизводимость и контролируемость познавательных действий, организованных в научной форме, а также , получение результата, отвечающего определенным требованиям. В-шестых, результаты познавательных действий, организованных в форме научного познания, должны соответствовать ряду требований: воспроизводимости, контролируемости путей получения, обоснованности, системности, объективности. От других форм организации познавательных действий научное познание отличает также специализированный язык.