К крупнейшим представителям религиозно-философской мысли XX в. следует отнести католических философов Э. Жильсона, Ж. Маритэна, Г. Марселя, протестантских мыслителей Т. де Шардена, К. Барта и П. Тиллиха, иудаиста М. Бубера. Наиболее авторитетным течением современной католической философии Запада является неотомизм,который базируется на учении средневекового философа-богослова Фомы Аквинского. Статус официальной философской доктрины Ватикана неотомизм получил в 1879 г. энцикликой папы Льва XIII. Современный томизм взял на вооружение идею Фомы Аквинского о гармонии веры и разума. Неотомисты утверждают, что в современном мире нет почвы для конфликта науки и религии. Неотомизм оспаривает также правомерность разделения философии на два противоположных направления — материализм и идеализм.Неотомисты называют себя "реалистами", так как признают внешний материальный мир, но как часть более широкого бытия, в которой есть место другой реальности — Богу. Таким образом, неотомизм — это теологическая форма объективного идеализма. Следуя за Фомой, неотомисты различают два источника познания — естественный разум (науку) и божественное откровение (религию).Ортодоксальным неотомистским представлениям о мире и человеке в рамках современной католической доктрины противостоит реформаторское в своей основе течение тейярдизма. Его родоначальником является Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — видный западный теолог и философ, а также ученый-палеонтолог с мировым именем. Тейяр поставил целью осуществить синтез "знания" и "поклонения", т.е. науки и веры XIX—XX вв., а также религии и деятельности христианина. Этому был посвящен его главный философский труд "Феномен человека", увидевший свет лишь после смерти' автора в 50-е гг.
Философ отверг идею создания мира Богом, аргументируя это тем, что материя не имеет ни начала, ни конца, но существует, подвергаясь постоянным изменениям и преобразованиям. Жизнь человека, согласно Тейяру, включает две сферы — активную и пассивную. Поэтому цель жизни — не только послушание и покорность. Плохим христианином будет тот, кто одиноко замкнется в своей башне; хорошим — тот, кто будет созидать свою душу, а также участвовать в другом "деянии" — в цивилизационных изменениях мира.
Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания.
Философская герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени греческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст.
К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:
-«герменевтический треугольник»;
-«герменевтический круг».
Первыми герменевтиками были средневековые теологи - схоласты, которые занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. К числу философов - герменевтиков можно отнести Ф. Шлейермахера, Г. Гадамера, П. Рикера. Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода - грамматический и психологический. С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго - «дух автора». Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не остается скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании. Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):
-дивинации - искусственного «вживания» в душу автора текста;
-сравнения - сопоставления фактов, других данных.
Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, текст будет полностью понят.