Системное исслед. науки, ее междисциплинарных сязей, соц. целей и ценностей дополняется значимым аспектом ее функционир. – этическим, что предполаг. разработку систему моральных принципов и правил поведения познающего субъекта как члена научного сообщества и общ-ва в целом. Сегодня оформляется система прикладной этики в виде биоэтики, мед. этики, экологич. этики и др., что четко указывает на включене этич. компоненты в научное познание. Осознание такой взаимосвязи можно найти уже в работе Р. Мертона «Нормативная система науки» в виде базовых императивов ученого, получивших название «этос науки». Этос науки – комплекс ценностей и норм, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого. Основн. принципы: 1) универсализм – ученый должен руководствоваться общими критериями и правилами, предъявляемыми к научному поиску и научн. знанию; 2) всеобщность – рез-ты научного исслед. должны рассматр. как общее достояние членов научного сообщества; 3) незаинтересованность – стремление к истине должно быть главным в деят-ти ученого и не зависеть от различн. вненаучных факторов; 4) организованный скептицизм – критичность исамокритичность в оценке научных достижений.
Сегодня предпринята попытка разработать своеобразный нравственный кодекс ученого путем включения новых этич. норм, которым должны следовать совр. ученые: 1) гражданская и нравственная ответственность ученого за последствия своих открытий; 2) отсутствие права на опасный эксперимент; 3) добросовестное отношение к научному труду: ответственность за кач-во получ. информации, запрет на плагиат, уважение к научным рез-там предшественников и коллег; 4) решение научных спросов исключит. научными ср-вами, не превращать теоретич. разногласия в личную неприязнь; 5) ответственность за воспитание научной молодежи в духе гамунизма, демократич. норм, научной честности.
52.Основные программы исследования общества в современной философии.
В истор. соц. ф-фии сложились и функционир. исслед. программы, каждая из которых представл. собой систему теоретич. и методологич. принципов, ориентир. и направляющих исследоват. деят-ть. К основным из них относят след.: натуралистич., социологич., культур-центрическая, психологич., социопсихолгич. Их различие состоит прежде всего в том, какой научной методологии отдается предпочтение в анализе обществ. явл. Эти программы конкретизир. и реализ. в адекватных им концепциях, т.е. теоретич. картинах изучаемой сферы реальности. Натуралистич. программа ориентирована на эталоны естественнонаучного знания, законы и методологию его ведущих дисциплин и рассматр. общ-во по аналогии с природой. Социологич. прогр. формир. в рез-те стеновления в первой пол. 19 в. социологии – науки об общ-ве, родоначальником которой явл. О. Конт, стремившийся создать спец. методологию исслед. общ-ва, так называемую «соц. физику». Социологич. программа может рассматр. в кач. альтернативы натуралистич., поскольку подчеркивает кач. специфику соц. реальности, отличной от других видов реальности. В рамках данной прогр. общ-во позиционируется в кач-венадындивидуальной реальности, подчиняющейся объективным соц. законам. Культурно-историч. программа формир. во втор. пол. 19 – нач. 20 вв. и исходит из идеи принципиального различия наук о природе и наук о духе и разной методологии, использ. при при анализе природных и соц. систем. Такой подходсвяз. с ее ориентац. на достиж. в области историч., антропологич., психологич., аксиологич знания. Психологи. и социопсихологич. программы методологически едины в анализе обществ. системы, т.к. приоритетными избираются психич. факторы на основании биопсихосоц. природы человека.Если первая прогр. рассматр. в кач-ве ведущего фактора социодинамики психику индивидов, то вторая – переносит акцент на специфику групповой и соц. психологии. Эти программы представлены такими общеизвестными психологами 20 в., как Л. Уорд, Г. Тард, Г. Лнбон, З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни.
53. Понятие общества и социальной реальности. Общество как система.
Предметом изучения соц. философии является общество как целостная система. Ее специфика задана ориентацией на выявление сущности человеч. общ-ва, его качественного своеобразия, целей, мех-мов социогенеза, динамики и смысла истории. Общества определяют как:
1) выделенную из природы и взаиможействующ. с ней реальность;
2) систему человеч. деят-ти, ее условий и рез-тов;
3) систему взаимод. м-ду людьми;
4) систему соц. коммуникации м-ду людьми на основе культурных ценностей;
5) определнный этап человеч. истории или конкретного общ-ва.
Стру-ру общ-ва образуют след. эт-ты: соц. индивиды, соц. группы, соц. общности, соц. институты. Соц. ф-фия рассматривает общ-во в каче-ве сверхсложной системы, в которой – наряду с объективными – всегда присутствуют субъективные факторы, поскольку главным действующим лицом, актором соц. деят-ти, организующим соц. реальность, является сам человек. Он привносит в соц. реальность индивидуально-значимые и общечеловеческие смыслы и значения, которые обеспечивают необходимую коммуникацию м-ду людьми, создает к-ру и осуществляет выбор вар-тов развития общ-ва. такой статус соц. субъкта порождает у него иллюзию, что он знает свой объект исследования изнутри, будучи включенным в его структуры, и способен управлять им и контролировать законы его функционирования. Поэтому фундаментальной соц.-философской проблемой является поиск ответа на вопрос: что составляет основу общественонго согласия людей и, тем самым, определяет целостность общ-ва как такового?.