Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Феномен научной революции.



Науч.революции-те этапы раз-вития науки когда происходит смена исследоват.стра- тегий,за­даваемых ее основаниями.Основания науки вкл.неск-ко компонентов.Гл.среди них:идеалы и мето­ды исследования (представления о целях науч.дея-сти и способах их достижения);науч.карти­на мира (целост-ная система представлений о мире, его общих св-ах и закономерностях, формирующаяся на основе науч.по-нятий и з-нов);фил.идеи и принципы, обосновывающие цели,методы,нормы и иде­алы науч.исследования. Мож- но выделить 4 науч.революции.1-ой из них была рево- люция XVIIв.,-становление класс-кой науки.2ая произо- шла в к.18-1ой пол.19вв.-переход от класс.науки к дис-циплинарно организованной науке Появление таких наук,как биология,химия и др. способствует тому,что механическая картина мира перестает быть об­щена-учной и общемировоззренческой. Биология и геология вносят в картину мира идею развития.Происходят из-менения и в фил.основаниях на­уки. Центр.проблемы ф-и в этот период:?? дифференциации и интеграции науч. зн-я,полученного в разных науч. дисциплинах,соотн-я разл.методов науч. исследования, класси­фикация наук и поиск ее критериев.3-я революция охватывает период с к.19до се­р.20в.Революционные преобразования произо- ­ли сразу во многих науках:в физике были разработаны ре­лятивистская и квантовая теории,в биологии-гене- тика,в химии-квантовая химия и т.д.Возникают новые отрасли науч.зн-я-кибернетика и т-я систем.В рез-те сформировалось новое, неклассическое,естествозн-е. Идеалы и нормы неклассической науки базировались на отрицании разумно-лог.содержания онтологии,способ-ности разума строить единств-но верную идеаль­ную модель реальности,позволяющую получать един-но истинную теорию.Допускалась возможность при­знавать истинность сразу неск-ких теорий.Возникла соответствующая неклассическому естествоз­нанию картина мира, в к-ой появилось представление о приро-де как сложном динамическом и иерархизированном ед-ве саморегулирующихся систем. Изменились и фил. основания науки.Ф-я ввела в систему обоснований последней идею истор.изменчивости науч.зн-я,призна-ла от­носительность истины,разработала представление об активности субъекта позн-я.Суще­ственные измене-ния претерпели многие фил.категории.Это относится к категориям часть,целое,причина, случайность,необхо-димость и т.д.Стало ясно,что целое и часть находятся в более сложных взаимоотн-ях в сложных системах.Боль­шое внимание стало уделяться категории случайность, ибо наука открыла огромную роль случайности в ста-новлении з-нов необходимости.4ая нау.революция началась в последней тре­ти 20вв.-постнеклассической науки.Объекты исследования:сложные системные образования,к-ые хар-ются уже не только саморегуляцией,но и саморазвитием. Науч. исследова-ние таких систем тре­бует принципиально новых стратегий, к-ые частично разработаны в синергетике. Синергетика (греч.совместный) - направле­ние междисциплинарных исследований, объектом к-ых являются процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах (физ-их,хим-их).Было выявлено,что материя способна при опред.усл-х к самоорганизации. Синерге-тика впервые открыла механизм возникновения порядка из хаоса, беспорядка. Постнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности, требующими принципиально новых познават.стра­тегий.Для изучения и описания саморазвивающихся систем с вариабельным поведением не пригодны статические идеальные модели.Требуется строить сценарии,вкл-я в них точки бифуркации и возможные пути развития си­стем.Это привело к существенной перестройке норм и идеалов исследования.По-новому строятся и фил.основания постне­классической науки.Ф-я фиксирует зависимость науч.позн-я от социальности и состояния культуры,признает истор.изменчивость онто­логических допущений,идеалов и норм позн-я.Науч.революции были одновременно сменой типов рациональности.Тип науч. рациональности-состо­яние науч.деят-сти,представленной как отн-е «субъект-ср-ва исследования-объект»и направлен­ной на получение объективной истины.Классический тип рациональнос-ти в научной деятельно­сти,понятой как отн-е«субъект-ср-ва-объект»,выделяет объект в качестве гл.компонен­та указанного отн-я.Некласс.тип науч.рациональности хар-ется осозн-ем влияния по­знават.ср-в на объект.отн-е«субъект-ср-ва-объект» вни­мание исследователя ак-центируется на объекте и одновре­менно на ср-ах.Пост-неклассический тип рациональност-выход на уровень осозн-я того факта,что зн-я об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодей-я со ср-ами,но и с ценностно-целевы­ми структурами дея-сти субъекта. Субъект влияет на содержание зн-й об объекте не только в силу применения особых исследователь­ских ср-в и процедур,но и в силу своих ценностно-целе­вых установок,к-ые напрямую связаны с соц.ценностями и целями. Прогнозируя будущее науки,можно сказать,что статус доминирующего и опред.принадлежит постне-классическому типу рациональности. В эпоху техно-генной цивилизации определение стра­тегии науч.пои-ска с необходимостью должно вкл.гуманистические ориентиры, т.е.??,связанные с челом и его жизнью на планете Земля.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.