Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Пути формирования социального государства



В условиях реформирования экономических

Отношений в России

Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет прин­цип социальности государства: "Российская Федерация — со­циальное государство, политика которого направлена на со­здание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Оценка реалий жизни нашего общества даст основание для вывода о том, что приведенное положение Кон­ституции можно расценивать лишь как программную установку, поскольку в нынешних условиях государство не имеет ни долго­временной социальной политики, ни стабильной экономики, ни ориентации на принципы права, без которых невозможно осуще­ствление социальной функции. Однако развитие социальной го­сударственности — единственно возможный путь для свобод­ного общества, которым хочет стать Россия. Поэтому важно уяс­нить причины неблагополучия в данной сфере и попытаться оп­ределить способы их преодоления.

Прежде всего следует отметить различия условий, в кото­рых формировалась социальная государственность в развитых капиталистических странах и в которых эта задача выдвигает­ся перед Россией.

Как было показано выше, вопрос о социальных функциях возник на Западе уже в ситуации прочно утвердившейся пра­вовой государственности, когда период агрессивного "первона­чального накопления" сменился рынком, в конечном счете дей­ствующим в границах права. Признание социальности госу­дарства, которое неизбежно связано и с признанием определен­ного воздействия государства на экономические процессы, не могло в этих обстоятельствах перейти границы права и приве­сти к применению административно-командных методов регу­лирования экономики. Использование гибкой экономической политики и постоянный поиск баланса между рыночной свобо-



Глава VII Права человека и социальное государство


 


дои и осуществлением социальной функции стали основными способами осуществления социальных целен государства.

Задача формирования социальной государственности выд­вигается в России в условиях, когда она не обрела опоры в праве, в правах человека. Возникает ситуация, при которой со­циальное государство рассматривается не как новый этап раз­вития правового государства, являющийся следствием обрете­ния последним четких юридических характеристик, нормали­зующих и упорядочивающих жизнь людей, а в обстановке пра­вовой разрегулированиости и нестабильности, правового ниги­лизма, неуважения к правам индивидов. Это приводит к хищ­ническим способам "первоначального накопления", несовмес­тимым с правом, активным вторжениям в сферу экономики ма­фиозных структур и коррумпированных чиновников. Рефор­мирование экономики не привело к разделению собственности и власти, не создало "среднего слоя" собственников. Произош­ла копией грация огромных богатств в руках небольших групп люден и обнищание значительной части общества.

Вопрос о социальной государственности возник на Западе тогда, когда был создан мощный экономический потенциал, по­зволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников. Реакцией на любое экономическое неблагополучие (падение про­изводства, стагнация экономики) было неизбежное сокращение социальных расходов. Стало быть, "накопление народного бо­гатства" — непременное условие реальности осуществления социальной функции государства.

Такие условия в России отсутствуют. Происходит резкое па­дение производства. Не достигнуто пока даже относительной ста­билизации экономики. Ухудшается положение товаропроизводи­телей, многие предприятия становятся банкротами. Инвестици­онный потенциал возрастает слабо. Государство имеет огромные внешние долги. Непрерывно растет безработица. У государства образовалась огромная задолженность по заработной плате.

Формирование социальной государственности в западном мире осуществлялось в развитом гражданском обществе, которое созда­ет условия с целью решения задач, необходимых для гармонизации общественных отношений, предотвращения катаклизмов и резкого противоборства. Зрелое гражданское общество лучше воспринимает идеи сострадания, благотворительности, заботы о социально незащи­щенных людях. В России подобные условия еще предстоит создать.


§ 2. Формирование социального государства в России 211

Учитывая особенности российского общества в переход­ный период с его дезорганизованной экономикой, деформиро­ванным общественным сознанием, разрушенными духовно-нрав­ственными ориентирами, необходимо сформулировать принци­пы взаимоотношении государства и гражданина, которые смог­ли бы консолидировать общество, предотвратить резкую его поляризацию, снять напряженность. Эти принципы должны зак­лючаться в следующем.

Всемерно содействуя развитию рыночных отношений, го­сударство берет на себя функции социальной защиты гражда­нина, выражающиеся в системе мер, призванных обеспечить достойный уровень жизни каждого человека, что предусмотре­но ст. 7 Конституции РФ. Это выражается в перераспределе­нии доходов между различными социальными слоями обще­ства через установление целесообразной системы налогов, госу­дарственный бюджет, финансирование социальных программ, в частности программы борьбы с бедностью.

Государство неизменно учитывает своеобразие и исклю­чительное значение в жизни общества пауки (в частности, фундаментальной) и культуры, которые не могут и не дол­жны включаться в рыночные отношения (такое включение может вызвать их полное разрушение и деградацию), осу­ществляет их постоянное финансирование, поддерживая и развивая фундаментальные научные и культурные програм­мы.

Задача государства в условиях новых экономических от­ношений — обеспечение социальной справедливости, равно­правия, нравственности в отношениях между людьми. Эти принципы могут быть реализованы путем расширения соци­альных программ, поощрения благотворительной деятельнос­ти (в частности, освобождения от налогов предпринимательс­ких структур, осуществляющих благотворительную деятель­ность), воздействия на процесс ценообразования. Последнее возможно на основе ликвидации монополизма в сфере про­изводства и торговли, п здесь роль государства чрезвычайно велика.

В качестве долговременной, перспективной цели государ­ство должно ставить перед собой задачу выравнивать положе­ние людей, хотя достичь фактического, а не только юридичес-

Права человека


214 Глава VIII Человек и государство

кого равенства невозможно. Это не означает отрицания идеи равенства, идея эта содержит в себе огромный нравственный потенциал.

Определение путей развития нашего общества, пределов вмешательства государства в экономическую и социальную сферы, обеспечение роли государства в создании "среднего клас­са", расширение социальной функции государства, означающей "миссию общественного служения", возрастание ответственно­сти государства перед гражданином за создание достойных ус­ловий его жизни — важные задачи социальной политики в пе­реходный период.

Концепция социального государства, неотделимого от пра­ва, обеспечивающего постепенное устранение резких социальных неравенств, справедливость и нравственность — важный аспект модели нового общества, которое должно быть сформировано России. Только на основе реализации этой концепции можнс создать условия реального обеспечения социальных, экономи! ческих и культурных прав индивидов, их участия в политичес| ких преобразованиях России, формировании демократическоп правового общества.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.