Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система юридических механизмов защиты прав и свобод человека



Глава X Конституционный контроль

Развитие системы конституционного контроля в Российской Федерации

Действующая Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1). Права и свободы человека и гражданина, их признание, защита и гаран­тии утверждаются как основной и определяющий критерий пра­вового характера законодательства и практики его примене­ния. Принцип приоритета прав и свобод человека и граждани­на, закрепленный в Конституции РФ, адресован всем ветвям государственной власти, связывает и обязывает пх. Принцип связанности государства правами и свободами установлен ст. 2: "Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". Чрезвычайно важ­ным представляется и введение прямого запрета антиправово­го (правонарушающсго) закона: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие пра­ва и свободы человека и гражданина" (ч. 2 ст. 55).

Реализация и эффективность этих принципов и норм обес­печивается установлением развернутой системы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, которая венчается конституционным правосудием в лице его специального орга­на — Конституционного Суда РФ. По задачам, объему и спосо­бам реализации своей деятельности в сфере конституционного контроля Суд выступает как орган, важнейшая функция которо­го — защита прав и свобод человека и гражданина. Такой вывод обусловлен признанием приоритетного значения института нрав и свобод в системе основ конституционного строя России; его включение в раздел "Основы конституционного строя России" является и теоретически, и практически принципиально важным.

Права человека



Глава X Конституционный контроль


 


В этой связи следует особо отметить, что в некоторых раз­работках западных юристов относительно полномочии и роли консгитудпонного суда гезнс о защите прав н свобод как осно­вополагающей функции конституционного суда оспаривается и акцепт переносится на его функцию в качестве "стража кон­ституции"1. Обоснование такой позиции состоит как в том, что во имя защиты Конституции допускается ограничение прав п свобод, так п в тезисе "об относительности" основных прав п политических интересов. Отдельные российские юристы также рассматривают права и свободы как ценность, равнозначную интересам государства. Подобное уравнивание представляется неправомерным, ибо оно открывает государству возможности вопреки Конституции манипулировать правами и свободами человека в угоду политической целесообразности. Тем самым деформируется представление о самой сущности прав челове­ка, об их роли как способа контроля за властью, о предназначе­нии института конституционного контроля.

Как уже отмечалось, приорптс! прав и свобод человека признается неотъемлемым принципом правового государства; более того, этот приоритет как высшая ценность действует на всех трех уровнях права — национальном, региональном и международном. Исходя из этих правовых установок как оп­ределяющих его деятельность и его решения, Конституцион­ный Суд обеспечивает единство законодательной и судебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина. Эта двуединая функция — защита Конституции и защита прав и свобод — неделима и неразрывна. Данная позиция подтверж­дается в Федеральном конституционном законе о Конституци­онном Суде РФ 1994 г. Статья 3 Закона о полномочиях Кон­ституционного Суда начинается с определения целей конститу­ционного правосудия, к которым относится защита основ кон­ституционного строя, основных прав и свобод человека и граж­данина, обеспечение верховенства и прямого действия Консти­туции РФ. Как видим, все три указанные в законе цели, в сущ­ности, органически связаны с правами и свободами, защита ко­торых становится не только важнейшей, но и сквозной функци­ей Конституционного Суда.

См. Государственное право Германии. Т. 1 С. 279



§ 1 Развитие системы конституционного контроля в РФ


 


О том, что именно эта функция является пли должна быть ключевой в деятельности органов конституционного контроля, нас убеждают как теоретические выводы, основанные па сис­темном и телеологическом толковании соответствующих кон­ституционных норм, так и сложившаяся практика. В системе конституционного контроля демократических государств она отмечена общей тенденцией расширения юридических источ­ников, цель которых — обоснование и защита прав и свобод человека. Особенно наглядно это прослеживается на примере Конституционного совета Франции. В последние годы он су­щественно расширил пространство защиты нрав и свобод чело­века, включив в него преамбулу Конституции 1958 г., которая признает юридическую значимость основных прав и свобод, провозглашенных в Декларации нрав человека и гражданина 1789 г., а также социальных и экономических прав граждан, закрепленных в Конституции 1946 г. В это пространство вклю­чаются и так называемые фундаментальные принципы права, признаваемые законодательством Республики со ссылкой на преамбулу Конституции 1946 г. В качестве источников кон­ституционно гарантированных прав и свобод эти принципы приравниваются по значимости к самой Конституции и толку­ются наравне с се текстом; обычно они выводятся либо из от­дельных конституционных положений, либо из совокупности органических законов, либо из свода действующего законода­тельства, включая кодексы.

Определяющая роль института прав и свобод человека при осуществлении конституционного контроля в современном мире стала типичной для многих стран. Сошлемся на пример Авст­рии. В 1984 г. Конституционный Суд этой страны признал 27 нормативных актов не соответствующими Конституции, из них в 16 случаях по той причине, что они ограничивали основные права человека, а в 1985 г. Суд объявил неконституционными 33 нормативных акта, из них 22 — на том же основании1.

В условиях становления в Российской Федерации демо­кратического правового государства права и свободы человека и гражданина являются в деятельности Конституционного Суда доминирующей ценностью. Они выступают основополагающим

См.: Егпшсот Р. Сги1к1пу> с!ег МспксЬспгссЫс ш СЫеггсчсЬ Ш1сп, 1988. 5. 309



Глава X. Конституционны!! контроль


 


критерием, по которому Суд оценивает соответствие законов и иных нормативных актов Конституции РФ.

Рассматривая защиту нрав и свобод как ключевую функ­цию Конституционного Суда, мы исходим из особо значимого для российской Конституции принципа, согласно которому права и свободы человека являются неотчуждаемыми, принадлежа­щими ему от рождения, т. е. естественными. Глубинный смысл этой новой для нашего конституционализма характеристики прав человека состоит прежде всего в признании за ними особого, приоритетного статуса и соответственно высшей степени защи­щенности.

Тезис о важной роли Конституционного Суда в защите прав и свобод человека прослеживается и подтверждается и в ретроспективе функционирования института конституционно­го контроля начиная с Комитета конституционного надзора, созданного в 1989 г., еще в период существования СССР. Не обладая достаточными полномочиями, не будучи наделенным необходимым механизмом реализации выносимых им заклю­чений и являясь в силу этого практически сове]нательным ор­ганом, Комитет тем не менее внес значительный вклад в защиту прав и свобод человека. Объясняется это, на наш взгляд, в ос­новном двумя обстоятельствами. Во-первых, предоставлением Комитету конституционного надзора права возбуждать дела о конституционности по собственной инициативе и, во-вторых, правом принимать окончательные решения только по актам, которые нарушали права и свободы человека, закрепленные в Конституции СССР и международных договорах с участием СССР (отменять другие нормативные акты, не соответствующие Конституции, Комитет права ие имел).

Используя свои полномочия в этой области, Комитет кон­ституционного надзора признал противоправной практику при­менения неопубликованных нормативных актов о правах, сво­бодах и обязанностях граждан.

Если принять во внимание, что именно в области регули­рования прав и свобод советских граждан сложился и действо­вал обширный массив подзаконных нормативных актов (по­становлений, распоряжений, приказов и инструкций), которые в большинстве своем не публиковались и носили закрытый ("для служебного пользования") характер и потому не были извест­ны гражданам, то значимость этого решения трудно переоце-



§ 1. Развитие системы конституционного контроля в РФ


 


лить. К тому же Комитет предписал в 3-месячный срок опуб­ликовать все закрытые акты, в противном случае по истечении этого срока они утратят юридическую силу. В ряде своих зак­лючений Комитет конституционного надзора признал противо­речащими Конституции и международным пактам о правах человека установленные в законодательных актах ограниче­ния свободы передвижения и выбора места жительства в фор­ме прописки; квалифицировал как антиконституционный Указ Президента СССР о запрете проведения демонстраций в цент­ре Москвы.

Однако недостатки в функционировании системы консти­туционного надзора были настолько очевидны, что в России возникла идея создания института конституционного контро­ля, осуществляемого по типу и образцам, которые получили широкое распространение в послевоенной Европе, включая быв­шие социалистические страны. Развитие этого института было связано с необходимостью утверждения конституционного пра­восудия в качестве падежного гаранта демократии, законности и защиты прав человека от произвола и их массового наруше­ния. Многолетний опыт деятельности конституционных судов в демократических странах подтверждает их важную роль в реализации данных ценностей. В силу этого они считаются неотъемлемой принадлежностью системы правового государ­ства.

Еще до распада СССР Конституция РФ была дополнена ст. 165', в которой определялись полномочия Конституционно­го Суда; закон о нем был принят 12 июня 1991 г. В качестве высшего судебного органа конституционного контроля Суд наделялся широкими полномочиями: проверка соответствия Коистшуцнн законов, указов Президента, постановлении Пра­вительства, их отмена в случае признания неконституционны­ми; запрет антиконституционных политических партий и об­щественных объединений; разрешение споров о компетенции различных государственных органов и т. д. Возросла юриди­ческая сила решети"] Конституционного Суда: его постановле­ния о несоответствии нормативных актов Конституции и меж­дународным договорам являлись окончательными и не могли быть преодолены повторным принятием нормативного акта; акты, признанные неконституционными, утрачивали юридичес­кую силу и не подлежали исполнению, а органы, издавшие та-


кие акты, обязаны были устранить допущенные в результате этого нарушения основных прав или законных интересов граж-' дан.

Следует отметить и широкий правовой диапазон решений Конституционного Суда о несоответствии нормативно-юридических актов Конституции. Такие решения распростра­нялись и на нормы других актов, которые были основаны на нормативном акте, признанном неконституционным, о чем ука­зывалось в постановлении Суда. В случае отсутствия специ­ального указания эти нормативно-юридические акты не могли применяться судами, другими органами или должностными ли­цами. Если какие-либо нормативно-правовые акты были отме­нены или утратили действие в результате принятия норматив­ного акта, признанного неконституционным, они вновь обрета­ли утраченную силу (ч. 4 ст. 65). Кроме того, Конституцион­ный Суд мог придать своим постановлениям об антикоистпту-ционности обратную силу (но не более чем на три года) и тем самым восстановить прежние правоотношения.

Осуществляя контроль за конституционностью законода­тельства, Конституционный Суд одновременно выступал гаран­том прав и свобод человека. Например, признав в январе 1992 г. неконституционным Указ Президента РФ об объединении в одно ведомство Министерства безопасности и Министерства внутренних дел, Конституционный Суд мотивировал свое ре­шение тем, что такое слияние мощных "силовых" структур может создать реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина.

В то же время Закон о Конституционном Суде РФ 1991 г. предусматривал и специальную форму защиты прав и свобод — индивидуальную жалобу. Правом индивидуальной жалобы на­делялся широкий круг лиц: граждане, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, которые полагали, что их ос­новные права и законные интересы были нарушены или не за­щищены решением суда либо иного государственного органа,' должностного лица. Основанием жалобы по закону являлись нарушения, ставшие результатом: 1) неприменения норматив­ного акта, подлежащего применению по смыслу Конституции; 2) применения нормативного акта, не подлежащего примене­нию; 3) не соответствующего Конституции истолкования нор­мативного акта и 4) неприменения соответствующей нормы



§ 1 Рснвнтпс системы конституционного контроля в РФ


 


Конституции, когда она может быть применена непосредствен­но (ч. 1 ст. 66).

Используемое в Законе применительно к индивидуальной жалобе понятие "правоирпмснительпая практика" позволяло усилить контроль за применением нрава в различных областях деятельности исполнительной и судебной власти, что в россий­ских условиях того периода имело первостепенное для защиты прав и свобод значение. Такая система была направлена па то, чтобы провозглашенные в Конституции принципы и нормы о правах и свободах человека и гражданина осуществлялись во всех сферах и на всех уровнях функционирования государства и общества, а не оставались бы декларацией, мертвой буквой, как это зачастую имело место в советский период.

В связи с институтом индивидуальной жалобы по Закону 1991 г. следует обратить внимание и еще на одну существен­ную особенность. Жалоба могла быть принята Судом лишь в том случае, если оспариваемое решение представляло собой обыкновение (ч. 2 ст. 66), т. е. утвердившийся в правоприме-нитслыюй практике подход, ставший своего рода правовым сте­реотипом или обычаем. Смысл этой своеобразной формы — обыкновения — состоял в том, чтобы сосредоточить внимание Конституционного Суда па наиболее распространенной управ­ленческой и судебной практике, сопряженной с нарушением прав и свобод человека. Отсюда ряд жестких требований при при­еме индивидуальных жалоб, цель которых — отсечь нехарак­терные для практики случаи. При этом законодатель исходил из того, что российские граждане обладают конституционным правом обращаться с жалобой в суды общей юрисдикции по поводу нарушения их прав и свобод.

Объявляя правонарушающее обыкновение антиконститу-циоппым, Суд оказывал влияние на всю практику, направляя ее в конституционное русло и обеспечивая защиту прав и свобод в системе исполнительной и судебной власти. Особо следует подчеркнуть, что, являясь высшей судебной инстанцией, Кон­ституционный Суд проверял конституционность юридической или, как сказано в законе, правопримепителыюй практики, в том числе и Верховного Суда, если его решения были связаны с нарушением прав и свобод граждан. В этом положении Закона была также реализована идея Конституционного Суда как выс­шего гаранта прав и свобод граждан.



Гл;ша X. Конституционны!') контроль


 


Если, приняв индивидуальную жалобу к производству и рассмотрению, Конституционный Суд квалифицирует обыкно-1 венпс, па основе которого принято обжалуемое решение, как | аптнконститунпоппое, то допущенное нарушение должно быть устранено, а основное право или законный интерес — защище­ны компетентным органом, если для этого пе имеется иных пре­пятствий, кроме устраненных Конституционным Судом (ч. 3 ст. 73). Итак, обыкновение считалось главным условием принятия индивидуальной или коллективной жалобы к рассмотрению.

Однако по Закону Конституционный Суд мог также рас­сматривать жалобу на решение, которое хотя и не было приня­то в соответствии с обыкновением, по по своему характеру и значению способно такое обыкновение создать (ч. 3 ст. 66). С обыкновением Закон связывал и ряд требований к подателю жалобы, в которой он обязан был доказать, что оспариваемое им решение является обыкновением, а также обосновать, что рассмотрение жалобы в Конституционном Суде важно для пра-вопрпменптслыюп практики (п. 12, 13 ч. 3 ст. 67).

Упор на институт обыкновения в качестве основного объекта деятельности Конституционного Суда был обусловлен особенностями функционирования правопрпмепнтслыюй прак­тики России в советский и постсоветский периоды. В этой прак­тике, включающей и судебную, складывались обыкновения, под­час искажавшие смысл и объем не только конституционного, по н всего законодательного регулирования прав п свобод, посколь­ку в основе такой практики лежали, как правило, подзаконные акты различных исполнительных органов (инструкции, прика­зы, распоряжения), зачастую закрытые, секретные и т. п., вво­дившие всевозможные дополнительные ограничения прав п свобод, неведомые гражданам.

Введение такой формы индивидуальной жалобы имело це­лью ограничить поток жалоб, исключив возможность обращаться в Конституционный Суд но любому поводу. Как своеобразное условие приема и рассмотрения индивидуальной пли коллек­тивной жалобы обыкновение помогало не только выявлять на­рушение конституционных прав и свобод гражданина в каж­дом отдельном случае, но н пресекать антнконституцнонпость правоприменителыюй практики.

Нам представляется, что указанные выше требования существенно осложняли для граждан возможность подачи жа-



Линптис системы конституционного контроля в РФ


 


лобы. Они требовали специальных и профессиональных зна­нии, информированности относительно нравонрнменптслыюп практики и способности дать квалифицированную оценку тен­денциям ее развития. Очевидно, что оценка жалобы с этих по­зиции — дело самого Конституционного Суда, который и дол­жен мотивировать отказ в принятии жалобы именно по этим основаниям. Созданный же российским законом фильтр из труд-иовыполипмых для граждан условий и требовании объективно ограничивал возможности граждан обращаться в Конституци­онный Суд.

Несмотря па отмеченные недостатки, защита прав и сво­бод граждан была успению осуществлена в результате ряда принятых Конституционным Судом решений. В годовом от­чете — послании Верховному Совету РФ от 5 марта 1993 г. "О состоянии конституционной законности в РФ"1 излагают­ся основные установки н решения Суда по защите прав чело­века. Была признана неконституционной правопримспитель-иая практика но следующим вопросам: увольнение граждан с работы только по причине достижения ими пенсионного воз­раста Суд квалифицировал как дискриминацию; установле­ние срока обжалования незаконных увольнений с работы — как ограничение права па судебную и иную защиту; админис­тративный порядок выселения граждан из незаконно запятых жилых помещений с санкции прокурора, но без права судеб­ного обжалования такой санкции — как нарушение права па судебную защиту; ограничение возмещения причиненного ущер­ба определенным сроком выплаты (за три месяца вынужден­ного прогула) при восстановлении незаконно уволенных па работе2.

Особо следует отметить, что, проверяя конституционность законов п основанной на них правопрнмспнгслыюй практики, связанных с правами и свободами граждан, Конституционный

1 См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1993. № 1. С. 5,6.

2 Всего за период своего существования (1991 — 1993 гг.) Конституционный Суд рассмотрел шесть дел по жалобам о нарушении прав п свобод, что составило около 20% от общего числа дел; в пяти случаях дела были решены в ноль.)у граждан, права которых Конституционный Суд взял под свою защиту. См : Шулъжспко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995. С. 122-123.




Глини X. Конституционны]'! контроль


§ 2. Конституционный Суд РФ: защита прав п свобод человека


 


Суд в процессе разбирательства, при вынесении решений п их обосновании широко использовал весь комплекс международ­ных документов о правах человека. Опираясь па международ­но-правовые нормы и реализуя свое право законодательной инициативы, а также такие формы, как послания Верховному Совету о состоянии конституционно]! законности, представле­ния компетентным органам власти, которые в обязательном порядке подлежали рассмотрению, Конституционный Суд ока­зывал большое влияние па изменение и совершенствование российского законодательства, на приведение его в соответствие с установленными на международном уровне стандартами по правам человека. Он заложил основы для последующего зак­репления международно-правовых принципов и норм о правах и свободах в новой Конституции РФ 1993 г. В ряде положений Конституции провозглашается приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над внутри государ­ственным правом. В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 17 в Российской Федерации "признаются и гарантируются права п свободы человека и гражданина согласно общепризнанным прин­ципам и нормам международного права п в соответствии с на­стоящей Конституцией".

§ 2. Конституционный Суд РФ: компетенция, принципы и формы защиты прав и свобод человека

и гражданина

Конституция РФ 1993 г. центральное место отводит пра­вам и свободам человека и гражданина, их обеспечению и за­щите. Важная роль в этом принадлежит Конституционному Суду РФ. В соответствии с Конституцией п се положениями о конституционном судопроизводстве (ст. 118) в 1994 г. был принят новый Федеральны!! конституционный закон о Консти­туционном Суде, который значительно изменил объем его пол­номочий по сравнению с прежним Законом п внес определен­ные структурные, организационные и процедурно-процессуаль­ные коррективы.

Не вдаваясь в подробности относительно всех изменений, коротко изложим самые существенные из них. По новому За-копу Конституционный Суд не располагает правом закопода-


тслыюй инициативы в неограниченном объеме, как это было раньше, а только но вопросам, отнесенным к его ведению; Суд лишен права рассматривать вопросы по собственной инициати­ве, что должно гарантировать объективность и беспристраст­ность его деятельности; Суд не может направлять парламенту послания о состоянии конституционной законности с вытекаю­щими из этого обязательствами для парламента, а равно на­правлять представления компетентным органам и должност­ным лицам, которые.обязывали бы их информировать Консти­туционный Суд о принятых мерах но устранению нарушений норм Конституции.

В целях деполитпзацпп деятельности Суда из его ведения изъято рассмотрение исков о конституционности политичес­ких партий п общественных организаций. При этом законода­тель исходил из общепринятого в системе конституционного правосудия принципа, согласно которому правосудие должно быть вне политики. Этот важнейший постулат воспроизведен в ст. 3 нового Закона о Конституционном Суде, в соответствии с которой он решает исключительно вопросы права. Указан­ный принцип характерен для конституционного правосудия многих стран. Конечно, право п политика не могут быть отде­лены друг от друга, а в конституционном государстве не суще­ствует свободной от права политики. Запрет решать полити­ческие вопросы прежде всего означает, что осуществляемый кон­ституционными судами контроль в области законодательной и правоиримеиптсльной деятельности не должен идти далее ус­тановления конституционности правовых норм. Тем самым ограничивается возможность перевода политических вопросов в правовые. Важное значение имеет и то обстоятельство, что Конституционный Суд в любой ситуации, особенно отягощен­ной политическими катаклизмами и открытой борьбой за власть, рассматривает каждый вопрос и выносит по нему решение в рамках и форме судебного разбирательства, будучи связанным процессуальными нормами, действуя коллегиально и основы­ваясь только на принципах п установлениях права. Все дру­гие способы принятия решети"! (в узком составе, в срочном порядке, без соблюдения процедуры и т. п.) недопустимы и аптпконстптуциопны.

Исключить прямое вторжение Конституционного Суда п его членов в политику и тем самым обеспечить его подлинно



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.