Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Либеральная доктрина: от человека к государству



Взаимоотношения индивида и государства — одна из ве| дущих проблем политико-правовой мысли, имеющая многове! ковую историю. Каким бы ни было государство по своей ири| роде, какой бы режим в нем ни господствовал — взаимодеш ствия человека и государства всегда представляли интерес н{ только теоретический, религиозный, философский, но и при­кладной, поскольку без учета этого взаимодействия невозмож­но было установить в обществе порядок, необходимый для гос­подствующей элиты или для демократически избранных пра­вителей.


§ 1. Либеральная доктрина: от человека к государству 215

Подлинным открытием в данной области стала либераль­ная доктрина прав человека, сформировавшаяся в процессе подготовки и проведения буржуазных революций XVII — XVIII вв. Она определила новые ориентиры во взаимоотно­шениях государства и человека — свободу, юридическое ра­венство, верховенство закона, универсальные права человека. Основой буржуазно-либеральной доктрины явилась естественно-правовая концепция, выдвинувшая в качестве главных прин­ципов свободу и неотъемлемые, неотчуждаемые права челове­ка, которые принадлежат ему от рождения как представителю рода человеческого. Государство обязано признавать эти пра­ва, считаться с ними, ограждать их от каких бы то ни было посягательств. Тем самым был положен предел бесконтроль­ности п произволу государственной власти, определены грани­цы ее воздействия, выдвинут критерий оценки государства и его цель — осуществление "всеобщего блага", защита прав человека.

Буржуазно-либеральная доктрина в ее классическом вари­анте, развитая в учениях Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Б. Спинозы, В. Гумбольдта и др., не была однородной по своему содержанию; она получала своеобразное звучание у различных буржуазных идеологов. Однако при всем различии подходов она была объединена главным — идеей свободы личности, ее автономии, возможности пользоваться неотъемлемыми права­ми — на жизнь, неприкосновенность личной сферы, собствен­ность, самоопределение. Трудно переоценить значимость таких подходов к человеку, его правам, свободам, определявшим прин­ципиально новые параметры взаимоотношения человека н госу­дарства, выдвигавшим принцип гуманизма в качестве важней­шего фактора государственно-правовой деятельности.

Следует заметить, что если либеральная доктрина на ран­них стадиях своего развития основывалась на идеях и принци­пах сстественноправового учения, то впоследствии она была пред­ставлена и в юридико-позитивистских версиях. Однако ее клас­сический вариант неотделим от естественноправовой школы, от идеи свободы, прирожденных прав человека.

Анализ идей естественноправовой доктрины и воплотив­ших их юридических документов — Декларации независимос­ти, Билля о правах, Декларации прав человека и гражданина



Глава VIII. Человек и государство


 


позволяет сформулировать те основные начала, которые оказа­ли решающее воздействие не только на раскрепощение челове­ка и обретение им свободы, но и на характер государства, ею взаимоотношения с человеком.

а) Главное для человека — свобода, которая должна быть средой его обитания. В сфере свободы человек избирает свой собственный жизненный путь, реализует свои интересы п при­страстия. Руссо считал, что "эта общая свобода есть следствие человеческой природы. Ее первый закон — забота о самосох­ранении, ее первые заботы — те, которые человек обязан иметь по отношению к самому себе; и как только человек достигает разумного возраста, он становится своим собственным господи­ном, будучи единственным судьей тех средств, которые пригод­ны для его самосохранения"'. "Люди являются по природе сво­ей свободными, равными п независимыми"2, — писал Дж. Локк. Человек должен готовить себя к осуществлению высшей цели. Для этого необходимо формирование его сил и способностей. "Первым и самым необходимым условием этого является сво­бода"3.

В выдвижении свободы в качестве главного принципа жиз­недеятельности человека заложен разрыв с прежним подходом к его взаимоотношениям с государством, где он выступал в ка­честве подданного, призванного слепо выполнять волю прави­теля, власти, государства. Свобода превращает подданного в гражданина, определяя новые принципы его взаимодействия с государством.

б) Свобода неотделима от равенства. Эти понятия высту­пают нераздельно и в классических либеральных доктринах, и в юридических актах о правах человека. Наиболее последова­тельным сторонником такой позиции был Руссо: "Если иссле­довать, в чем именно состоит наибольшее благо всех, которое должно быть целью всякой системы законодательства, то мы найдем, что благо это сводится к двум важнейшим вещам: сво­боде и равенству... Свобода не может существовать без равен­ства'"1.

1 Руссо Ж.-Ж, Об общественном договоре. М., 1938. С. 4.

' Локк Д. Избранные философские произведения. В 2 т. Т. 2. С. 56.

1 Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985. С. 30

4 Руссо Ж.-Ж. Указ. соч. С. 44.


§ 1. Либеральная доктрина: от человека к государству 21?

Свобода и равенство — необходимые условия обладания всеми людьми — без каких-либо различий и изъятий — неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.

Декларация независимости 1776 г. провозгласила, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами. Статья 1 Декларации прав челове­ка и гражданина определила, что все люди рождаются и оста­ются свободными и равными в правах.

Нельзя не отметить, что в классических либеральных док­тринах вопрос о свободе и равенстве решался неоднозначно. В учениях А. Смита, И. Бентама предпочтение отдавалось сво­боде; как уже отмечалось, Руссо был рьяным поборником ра­венства. Однако неизбежные противоречия свободы и равен­ства обнаружились позднее, уже в XIX в. В период буржуаз­ных революций и раннекапиталистического развития главная задача состояла в освобождении личности от ограничений фео­дальной системы, создании новых форм жизни, способных ог­раждать человека от произвола и деспотизма, от излишней го­сударственной опеки и социального неравенства. Классическая либеральная доктрина, основанная на принципе индивидуализ­ма, считала необходимыми условиями для его развития свобо­ду и равенство. Провозглашение естественных и неотъемле­мых прав человека было бы невозможно без признания равен­ства всех людей перед законом, т. е. формального юридическо­го равенства. Именно равенство определило универсальный характер прав человека, положив конец сословным правам и привилегиям.

в) Права человека — это та система условий и благ (мате­риальных и духовных), без которой невозможны его нормаль­ная жизнедеятельность, развитие его индивидуальных свойств, свободный выбор и самоопределение, реализация "гражданс­ких интересов". Локк писал: "Гражданскими интересами я на­зываю жизнь, свободу, здоровье и отсутствие телесных страда­ний и владение такими внешними благами, как деньги, земли, Дома, домашняя утварь и т. д."1

Классические буржуазно-либеральные права, которые при­нято теперь называть правами первого поколения — это, как

Локк Д. Указ. соч. С. 145.



Глава VIII. Человек и государство


 


уже отмечалось, гражданские (личные) и политические права. Гражданские нрава охватывали сферу личной свободы челове­ка и включали собственность, свободу делать все то, что не на­носит вреда другому, неприкосновенность личности, жилища, бумаг, имущества, право на публичное разбирательство его дела судом, возможность задержания или заключения лица только в случаях, предусмотренных законом. Декларация независимос­ти к таким нравам относит не только жизнь и свободу, но и "стремление к счастью". Декларация прав человека и гражда­нина считает неотъемлемыми естественными правами человека "свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнете­нию". К сфере личной свободы относится и выбор религиоз­ных взглядов.

Политические права в раннебуржуазном обществе трудно было четко отграничить от гражданских. Условно к ним мож­но отнести и "сопротивление угнетению", и свободное выра­жение мыслен и мнений, и равный доступ ко всем постам, пуб­личным должностям и занятиям, право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности. Несомненно, политическим правом было заключение "общественного дого­вора" для учреждения общественного союза, ассоциации (го­сударства), которые призваны были осуществлять "общее бла­го".

Однако в буржуазных теориях индивидуальная свобода (т. е. сфера гражданских прав) определялась как истинная, а политическая — лишь как гарантия свободы индивидуальной. Такие приоритеты были выдвинуты в трудах Б. Копстана: не равное со всеми участие в политических делах, а личная неза­висимость составляет основную потребность личности. Из стрем­ления гарантировать личную свободу и независимость, огра­дить индивида от вмешательства государства возникает раз­граничение основных прав и свобод на права и свободы челове­ка и гражданина.

г) Стремление к личной автономии, свободе само­определения в сфере гражданского общества выдвинуло про­блемы цели государства и границ его деятельности. Целью го­сударства объявляется "общее благо", ограждение свободы и прав человека от любых посягательств с чьей бы то ни было стороны (в том числе и со стороны самого государства).



§ 1. Либеральная доктрина: от человека к гоеударству 219

В тесной связи с этой целью находится вопрос о преде­лах деятельности самого государства. Исторически государ­ство возникло и развивалось как организация публичной вла­сти, целью которой было обеспечить подчинение подданных ее приказам, установлениям, предписаниям. Однако нельзя ска­зать, что эта публичная власть была по сути ничем не огра­ничена.

Даже в древневосточных государствах, по справедливому замечанию Г. Еллинека, власть деспотов никогда не простира­лась так далеко, чтобы "устранить всякий правопорядок". Ра­зумеется, "право индивида не могло быть осуществлено по от­ношению к властителю, но без сомнения могло осуществляться по отношению к другим индивидам"'.

Борьба за свободу и права человека неизменно связыва­лась со стремлением ограничить всевластие государства, поста­вить правовой заслон произволу и беззакониям.

Однако только буржуазные революции выдвинули кри­терий ограничения государственной власти — естественные, неотъемлемые права человека. Государство должно призна­вать эти права, не посягать на них, защищать их от любых вмешательств. Происходит ценностная переориентация в отношениях власти и человека. Если на предшествующих этапах развития отсчет шел от государства к человеку, то теперь обозначился новый подход: исходным становится че­ловек, а государство призвано оберегать его гражданские интересы, обеспечивать "всеобщее благо". Этот подход ос­новывался на идее общественного договора, согласно кото­рому человек отчуждает часть своей естественной свободы для создания такой ассоциации, "которая защищала бы и охраняла совокупной общей силой личность, в которой каж­дый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был ранее"2.

Дж. Локк подчеркивал, что политическая власть — это та власть, которую каждый человек, обладая ею в естествен­ном состоянии, передал в руки общества, призванного действо-

1 Еллппек Г. Общее учение о государетве. СПб., 1903. С. 187. ' Руссо Ж.-Ж. Указ. соч. С. 12.



Глава VIII. Человек и государство


 


вать во благо его членов. Вместе с тем характерно, что веду­щие идеологи сстественноправовой доктрины не полагались на то, что естественные права и свободы человека могут быть осуществлены только на основе их разумности и справедли­вости, без силы государства. Это четко выражено у Локка, который видит обязанность гражданских властей обеспечить каждому справедливое владение собственностью и другими неотъемлемыми благами путем беспристрастного исполнения справедливых законов, которые опираются в случае необхо­димости на силу. "Если кто-либо осмелится нарушить зако­ны общественной справедливости и равенства, установленные для сохранения этих вещей, его намерения обуздываются стра­хом наказания, состоящего в лишении или уменьшении этих гражданских интересов и благ, которыми он иначе может и должен воспользоваться. Но поскольку никто не желал бы добровольно быть наказанным лишением хотя бы части сво­их прав, а тем менее свободы или жизни, постольку существует власть, наделенная силой и мощью всех своих подданных, с целью наказывать тех, кто нарушает права какого-либо дру­гого человека"1.

Декларация прав человека н гражданина в ст. 12 устано­вила, что "для гарантии прав человека и гражданина необходи­ма государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена". Уже на этом этапе развития естествешюправовой доктрины появляется потребность "восполнения" ее государственной поддержкой, которая в даль­нейшем будет приобретать все более четко выраженные фор­мы, сглаживая резкое противостояние естественно-правовых и юридико-позитивистских подходов.

Однако, признавая значимость государства для гарантиро­вания прав человека, буржуазные идеологи стремились мини­мизировать его роль, ограничить сферу его деятельности, осво­бодить от него прежде всего экономические отношения. Такой подход был, как отмечалось выше, выражен Б. Констаном, Дж. Локком и др. А. Токвиль анализирует неизбежный, по его мнению, процесс концентрации власти в демократическом об­ществе, выдвигающем на передний план не свободу, а равен­ство. Поэтому, по его мнению, необходимо ограничить государ-

1 ЛоккДж. Указ. соч. С. 145-146.


§ 1. Либеральная доктрина' от человека к государству 221

огненную власть, ослабить централизацию, расширить личную свободу1. Наиболее четко и последовательно выражена идея ограничения роли государства у В. Гумбольдта. В своем трак­тате "Идеи к опыту, определяющему границы деятельности го­сударства" он пишет, что если сравнивать наиболее замечатель­ные государственные устройства и исследовать мнение о них самых выдающихся философов и политиков, то вызовет удив­ление то, как мало исследован такой основной, наиболее важ­ный вопрос: какую цель должно преследовать государство и в каких границах оно должно развивать свою деятельность?

По мнению В. Гумбольдта, государство должно ограничить себя в той сфере, которая затрагивает частную жизнь граждан и определяет меру их свободной и беспрепятственной деятель­ности. Основной принцип состоит в том, что каждый человек пользуется самой полно]"! свободой, развивая все своп особенно­сти. "В самой общей форме иод истинным объемом деятельно­сти государства следует понимать все то, что государство мо­жет совершить для блага общества, не нарушая только что ус­тановленного памп принципа; из этого вытекает более конкрет­ное определение, что всякое стремление государства вмешиваться в частные дела граждан, если эти дела не нарушают права дру­гих людей, неприемлемо"2.

Гумбольдт считает, что усилия государства повысить бла­госостояние нации, различные способы его опеки населения стра­ны ослабляют силу нации, создают однообразие, препятствуют умножению сил в сфере индивидуального обладания и потреб­ления. Чем большее воздействие оказывает государство, тем более сходными становятся люди, исчезает их индивидуальность и своеобразие. Государство должно не стремиться к положи­тельному благосостоянию граждан, а ограничиться обеспечени­ем их безопасности. Слишком пространная забота государства о гражданах наносит большой вред энергии деятельности и моральному характеру людей'1.

Как видно из приведенных положений, роль государства ограничена сферой индивидуальной свободы человека, т. с. теми правами, которые являются неотъемлемыми и нерушимыми. Права человека выступают ограничителем всевластия государ-

' См. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992. С. 484 — 488. * Гумбольдт В. Указ. соч. С 34. 1 См. там же. Укал. соч. С. 34-37.



Глава VIII. Человек и государство


 


ства, сфер его деятельности, препятствием произволу. Эта мысль прекрасно выражена А. Токвилсм: "Именно понятие о правах позволило людям определить, что есть вседозволенность н про­извол. Оно помогает им быть независимыми без высокомерия н подчиняться, не унижаясь. Подчиняясь насилию, человек сги­бается и унижается. Если же он подчиняется праву распоря­жаться, которое он признает за себе подобными, он в каком-то смысле даже возвышается над тем, кто им распоряжается"1.

В свободе от государства, "негативно» свободе" видели буржуазные идеологи ее отличие от античной свободы. Если античная свобода есть участие в государственной власти, то современная (раннсбуржуазпая) свобода — это свобода от го­сударственной власти. Анализируя позиции Б. Констана, Р. Молля и других представителей как классического, так и нового либерализма, Г. Еллинек следующим образом характе­ризует противоположность античной и раннебуржуазной сво­боды: "У древних — индивид служит государству, и в его бла­ге косвенно находит удовлетворение и своим целям; у новых народов государство существует для индивида и высшей целью считает благо граждан. Там, свобода состоит в участии в управ­лении, здесь — в том, чтобы как можно меньше быть управляе­мым. То, что гражданин отдает государству, в античном мире исчерпывает его личность, в новейшем — рассматривается как ее ограничение"2.

Новое понимание свободы неотделимо от прав человека, которые не растворяют личность в государстве и не подчиняют се. Эти права являются ограничителем всевластия государства, антиподом произвола и беззакония. На этих постулатах и фор­мируется новое понимание государства, а именно правового го­сударства с приоритетом прав человека, господством закона, разделением властей.

Классическая буржуазно-либеральная доктрина прав человека с ее основными принципами — свободы, равенства, индивидуализма, приоритета прав человека, правового государ­ства явилась великим вкладом в человеческую цивилизацию, заложив основы персоноцентристского подхода (от человека — к государству), выдвинув личность с ее правами и свободами в


 


193.

' Токвнль А. У юн. соч. С. 188. -' Еллинек Г. Укал, соч. С. 192-



§ 2. Марксистская доктрина: от государства к человеку


 


эпицентр общественного развития. Однако наряду с высоким гуманистическим зарядом эта доктрина несла в себе все недо­статки и крайности раппсбуржуазного романтизма, которые явственно обнаружились в процессе дальнейшего развития ка­питалистического общества и потребовали основательной кор­ректировки некоторых ее принципов и положений (в частно-1 стн, "минимизации" роли государства, его полного устранения [ от воздействия на экономику).

Наряду с либеральной доктриной прав человека, основанной на сстественнонравовых идеях, существовали п иные подходы к понятию роли и значения прав человека, взаимодействию чело­века и государства. Мы остановимся на марксистском учении о взаимоотношениях государства н человека, сыгравшем огром­ную роль в историческом развитии человечества в XIX —XX в. Оно явилось антиподом либеральных доктрин практически по всем параметрам, характеризующим отношения "человек — государство".

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.