Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Введение Предмет и задачи теории прав человека



Предметом данной науки является одна из высших ценно­стей человеческой цивилизации, охватывающая самые различ­ные аспекты индивидуального и общественного бытия, — нра­ва человека.

Права человека — это определенные нормативно струк­турированные свойства и особенности бытия личности, кото­рые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необ­ходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотноше­ний с обществом, государством, другими индивидами.

Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав — на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, авто­номию в сфере частной жизни и других прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые осно­ваны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер.

Права человека как явление знаковое, всеохватывающее изучаются всей наукой о государстве и праве. И это понятно, так как человек является предметом исследования гуманитар­ных наук в различных аспектах его сущности и деятельности. Юридическая наука призвана изучать человека в его государ­ственно-правовых связях и опосредованиях. И в этом смысле юристы изучают не просто абстрактные государственные и пра­вовые формы, а явления и процессы, прочно вплетенные в чело­веческую жизнь, в которых раскрываются свойства индивида, его связи и зависимости и которые составляют суть бытия че­ловека. Все сложнейшие государственно-правовые явления в конечном счете кристаллизуются в правах человека, выступаю­щих основой, центральным звеном государственной и правовой жизни.


Введение-

Права человека — это ценностный ориентир, позволяю­щий применять "человеческое измерение" не только к государ­ству, праву, закону, законности, правовому порядку, но п к граж­данскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с нравами человека, от объема этих прав п их реализации. Права человека дают ему возможность не только участвовать в уп­равлении государством, но п дистанцироваться от пего, самооп­ределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отноше­нии к религии, собственности. Поглощение гражданского об­щества государством, огосударствление всех сфер жизни про­исходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.

Становление п развитие прав человека позволяют раскрыть тип цивилизации, се этап, поскольку отношения человека и го­сударства — важнейший признак, характеризующий природу той или иной цивилизации, а государство — как правовое или пеправовое.

Политико-правовая мысль, возникшая в условиях тех уни­кальных регионов мира, где зародилась демократия п высокая духовная культура (Афины, Рим), и объявившая человека "ме­рилом всех вещей", дала толчок европейской цивилизации, ос­нованной на персоноцентристской парадигме: от человека к государству. Наряду с этим в традиционных обществах (древ­некитайской, индусской, азиатской цивилизациях) господство­вал системоцентристскпй подход, где государство подчиняло своей воле всех подданных, превратив человека в послушного исполнителя.

Поэтому права человека возникают и развиваются в раз­личных регионах мира разновременно в соответствии с ха­рактером культуры, философии, религии, общественным ми­ровоззрением, моралью, определяющими характер той или иной цивилизации. Универсальный характер они приобре­тают в развитых странах европейского региона, в которых в XVII —XVIII вв. свершились буржуазные революции иод лозунгами свободы, равенства, справедливости. Однако и в таких странах права человека утверждались и утверждают­ся непросто, поскольку каждый период общественного раз­вития создает свои проблемы и человечеству еще неизвестна


Предмет и задачи теории Иран человека

ситуация, не требующая усилий для поддержания и защиты прав человека.

Теория прав человека как паука призвана изучать приро­ду и сущность этого явления, его генезис, социальные, фило­софские, политические, этические, религиозные предпосылки, в контекст которых включается данный феномен. Важнейшее место в пауке о правах человека отводится исследованию вза­имодействия прав человека и государства. Правовое демокра­тическое государство признает приоритет прав человека, огра­ничивая этими правами свои властные функции. Поэтому под­линная природа государства раскрывается через права чело­века, место и роль индивида в обществе, его взаимоотношения с государством.

В теории прав человека необходимо исследовать их разви­тие п обогащение, появление новых "поколений" прав человека и причины, обусловившие такой процесс. Важно раскрыть струк­туру прав человека, определяемую спецификой сферы его дея­тельности: личной (гражданской), политической, социальной, экономической и культурной. Это вытекает непосредственно из понятия правового статуса человека (с учетом, его расшире­ния), взаимосвязи нрав и обязанностей в данной структуре, а равно из предпосылок, определяющих известные различия в правовом статусе в зависимости от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина.

Интересен вопрос о природе гражданства как особой по­литико-правовой связи человека с государством. В современ­ном мире происходит расширение правового статуса человека и гражданина в результате развития норм не только нацио­нального, но и международного законодательства. Этот про­цесс взаимного обогащения законодательства — важная зако­номерность, поднимающая планку прав человека, повышающая их уровень.

Наука о правах человека рассматривает их не только как явление юридическое; она раскрывает связь этих прав с поли­тикой, нравственностью, философией, религией, поскольку пра­ва человека — это сложное многомерное образование. В раз­личные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо эти­ческое, либо философское звучание.


Введение

Учитывая значимость нрав человека в обеспечении нор­мальной жизнедеятельности общества, следует обратить осо­бое внимание на механизмы п процедуры их защиты, раскрыть ее конституционные, судебные, административно-правовые способы, показать особенности правоохраппых механизмов в зарубежных странах, их становление в российском государ­стве.

Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека н гражданина дополняются международно-правовы­ми формами их обеспечения. Поэтому важно изучать систему международно-правовой защиты прав человека, ее развитие, со­четание универсальных и региональных механизмов, осуществ­ляющих такую срункцию.

Все эти сложные проблемы составляют предмет теории прав человека. Они требуют глубокого изучения н освоения, посколь­ку без этого невозможна культура гуманитарного мышления, "человеческое измерение" всех процессов, происходящих внут­ри общества и в современном мире в целом.

При изучении теории прав человека неизбежно ее пересе­чение с иными юридическими науками — теорией государ­ства и права, историей государства и права, историей полити­ческих и правовых учений, всеми отраслевыми юридическими науками — конституционным, гражданским, уголовным, адми­нистративным правом и др., процессуальными отраслями зна­ний — уголовной, гражданской, административной. Так, про­блемы правового статуса личности, правоспособности, дееспо­собности изучаются в общей теории права, в отраслевых юри­дических науках (отраслевой правовой статус); становление и развитие прав человека — в истории государства п нрава (за­рубежной и отечественной), в истории политических учений. В теории государства рассматриваются проблемы взаимоотно­шения человека и государства, концентрирующиеся в правах человека. Природа государства вообще, правового и социаль­ного государства, в частности, — также предмет общей тео­рии государства; в то же время се изучение — важнейший компонент теории прав человека, позволяющий раскрыть их природу и сущность.

Отраслевые юридические науки изучают конституционные, гражданские, земельные, аграрные, экологические и иные права


Предмет н задачи теории прав человека


 


 

индивидов, в единстве своем образующие правовой статус чело­века и гражданина.

Конституционное, уголовно-процессуалыюе, гражданско-процсссуалыюе, административно-процессуальное право изучают процедуры и механизмы защиты прав человека, способы восста­новления нарушенных прав. Как уже отмечалось, теория прав человека также отводит большое место рассмотрению данных вопросов.

Международное право исследует систему международно-правовых актов по правам человека, структуру и назначение органов, осуществляющих международно-правовую защиту этих прав.

Поэтому особенностью теории прав человека является се тесная взаимосвязь и пересечение со всеми иными юридичес­кими науками. В этой связи может возникнуть вопрос: нуж­на ли самостоятельная наука — теория прав человека, или возможно и достаточно рассмотреть связанные с правами че­ловека проблемы в иных (традиционных для отечественно­го правоведения) науках? Нам представляется, что есть ряд факторов, определяющих необходимость выделения самосто­ятельной науки и учебной дисциплины — теории прав чело­века.

1. Особая значимость прав человека в жизни общества, в развитии нормальных связен и взаимодействий между индиви­дами и социальными группами, между личностью и государ­ством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения.

Теория прав человека должна сформулировать тс основ­ные принципы, которые являются ценностными ориентирами в современном мире. Такие принципы формировались истори­чески, обогащались, совершенствовались; сегодня они являются неотъемлемой частью человеческой культуры.

Эти принципы закреплены в Основном законе Российской Федерации, вобравшем в себя опыт развития прав человека в Демократических зарубежных государствах, а также междуна­родно-правовые аспекты защиты прав человека, нашедшие воп­лощение во Всеобщей декларации прав человека, Международ­ном пакте о гражданских н политических правах, Междуна-


Введение

родном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ряде других актов:

права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми;

права человека универсальны, основаны на принципе ра­венства; они гарантированы каждому, кто находится под юрис­дикцией данного государства;

права человека — высшая ценность, а их уважение, соблю­дение и защита — обязанность государства;

нрава человека — средство контроля за властью, ограни­читель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных нравами человека;

обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминаци­ей по какому-либо признаку;

осуществление прав и свобод человека не должно нару­шать права и свободы других лиц;

основные права и свободы должны быть едины на всей тер­ритории государства;

личные, политические, экономические, социальные и куль­турные права и свободы равноценны; в единой системе этих прав нет иерархии;

коллективные права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить индивидуальным нравам, ограничивать правовой статус личности;

права человека регулируются Законом;

права и свободы человека могут быть ограничены Законом на основании обстоятельств, указанных в конституциях и важ­нейших международно-правовых актах: угрозы государствен­ной и общественной безопасности, основам конституционного строя, здоровью и нравственности населения, правам и закон­ным интересам других лиц. Временные ограничения прав и свобод человека возможны в условиях чрезвычайного или во­енного положения. Они должны быть соразмерны и пропорци­ональны ситуации, определяющей необходимость таких ограни­чений, п устраняться по мерс нормализации обстановки, изме­нения причин, вызвавших их.

2. Для России крайне важны понятия прав человека. В общественном сознании, в культуре страны — как дорсволю-


Предмет и .задачи теории прав человека

ционнон, гак и послереволюционной — права человека не за­нимали сколь-пнбудь значительного места. Идеи реформации и просвещения, связанные с демократией и правами человека, были восприняты лишь либеральными русскими юристами — П.И. Новгородцсвым, Б.А. Кистяковским, В.М. Гессеном и др. Даже в среде интеллигенции они не получили достаточно серь­езного распространения. Ы. Бердяев отметил, что в России ре­цепция идеи демократии была оторвана от идеи прав человека и гражданина, поэтому автономия личности и се неотъемлемые нрава были чужды и сознанию, и всему укладу российского общества. Манифест 17 октября 1905 г. и "дарованные" насе­лению гражданские свободы не привели к существенным изме­нениям в этой области.

Октябрьская революция изначально отреклась от идеи равенства, свободы и универсальности прав человека, устано­вив в этой сфере жесткий классовый подход. Вся последую­щая история Советского государства неотделима от грубых массовых нарушений нрав человека. Характерно, что само по себе понятие "права человека", идеи естествеппоправовой док­трины об их неотъемлемой и неотчуждаемой природе реши­тельно отвергались. Господствовала теория октроированных, дарованных прав, которыми государство наделяет своих граж­дан. Политические и личные права и свободы носили чисто декоративный характер; человек был лишен автономии и лич­ной неприкосновенности, его участие в политической жизни было откровенно формальным, механизмы защиты прав и сво­бод человека ненадежны, значение судебной защиты принижа­лось.

Недооценка, а то и полное игнорирование прав человека нашли выражение в советской учебной и научной литературе, в частности в учебниках по теории государства и права. Харак­терно, что в них отсутствовали разделы или главы, посвящен­ные правам человека, правовому статусу личности, ее взаимоот­ношению с государством. Права и обязанности человека как субъекта права рассматривались в главах, исследовавших пра­воотношения, причем последние характеризовались как "осо­бый вид идеологических отношений". Однако в таком контек­сте речь шла о гражданах, государственных организациях, юри­дических лицах, общественных организациях, Союзе ССР, со-


Введение

юзных и автономных республиках. Права человека растворя­лись в абстрактном юридическом понятии одного из "субъек­тов права" — гражданина. К тому же субъективным правом считалось только полномочие, возникающее в конкретном пра­воотношении, а конституционные и иные основные права ха­рактеризовались как "предпосылка" правоотношении, элемент правосубъектности. При таком подходе не могло быть и речи о неотъемлемой, неотчуждаемой природе прав человека, об их приоритете в жизни общества, о прямом действии конституци­онных прав и свобод.

Впервые главы "Государство, право, личность", "Социали­стическое государство и личность" появились в курсе "Мар­ксистско-ленинская общая теория государства и права" (Т. 1. 1970; Т. 3. 1972). Следует подчеркнуть, что для советской юридической литературы весьма непривычными были форму­лировки — "государство, право н свобода личности"; "права и обязанности граждан как необходимое условие их свобо­ды" и др. Разумеется, в соответствии с марксистско-ленин­ской традицией личность признавалась свободной только в социалистическом обществе, однако сама по себе связь прав личности со свободой предполагала новый подход к их ис­следованию, выводила их за пределы конкретных правоотно­шений.

При этом в ряде учебников по теории государства и права, вышедших уже в 80-с годы, сохранялся прежний подход, а в учебнике "Теория государства н права" 1982 г. в главе о пра­воотношениях даже отсутствовал параграф "Субъекты права"; вопрос о субъектах права был включен в "Структуру (элемен­ты ) правоотношений".

Вопросы международно-правовой защиты прав человека рассматривались в учебной литературе по международному праву в связи с деятельностью ООН; излагались они абстраги­рование от советской реальности в сфере прав человека.

Такой подход к ключевой проблеме юридической науки деформировал всю структуру правовых знаний, подчеркивал материалистский характер государства по отношению к чело­веку, концентрировал внимание только на формально-юриди­ческой стороне его субъективных прав. Для нескольких поко­лений советских юристов понятия прав человека как сферы его


Предмет и .задачи теории прав человека

свободы, как ограничителя безмерных властных притязаний государства, как универсального фактора, обеспечивающего равенство и справедливость общественных отношений, автоно­мию индивида, попросту не существовало. Подобные деформа­ции и пробелы в правовом образовании не преодолены полнос­тью и сегодня. Поэтому так важно дать в учебном процессе систему знаний о правах человека во всей их значимости и мпогомерпостп, действии в национальной н международной сис­темах права.

3. Права человека в современном мире — мощный пласт общечеловеческой культуры. Без его освоения невозможно оце­нивать всю систему сложных политических, социально-психо­логических, социальных, экономических, международных отно­шений. Ранее уже отмечалось, что права человека — высшая ценность и как таковая она является критерием "человеческо­го измерения" противоречивых процессов, происходящих се­годня как в России, так и в мире. Только овладение культурой прав человека дает ориентир личности в оценке существую­щих политических режимов, гуманитарной и социальной дея­тельности государств, правовой н нравственной культуры поли­тических лидеров, правосознания народа. Понимание прирож­денного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств.

Сегодня в России все еще отсутствует подлинное уваже­ние к человеку и его правам. И это понятно, поскольку дефор­мация правосознания, происходившая десятилетия, глубоко уко­ренившееся пренебрежение к правам и свободам создают слож­ную ситуацию незащищенности индивида, его неуверенность в предсказуемости действий властей. В этой связи первостепен­ной задачей является обучение культуре прав человека, кото­рое должно распространяться и па должностных лиц, и па всех людей, проживающих на территории страны. Статья 2 Консти­туции РФ провозгласила: "Человек, его права и свободы явля­ются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". Принцип, содержащийся в данной статье, к сожалению, еще да­лек о г воплощения. Права человека не заняли достойного мсс-



Введение

 


 


та в пашей жизни, их нарушение носит массовый характер (си­стематические невыплаты зарплаты и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, нарушение нрав воен­нослужащих, возрастающая безработица и др.). В России не гарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населе­ния оказалась за чертой бедности.

Преодоление этой ситуации зависит не только от государ­ства, которое не располагает сегодня ип падежными механиз­мами защиты прав человека, ни достаточными экономическими ресурсами, ни подлинной волей к устранению этой ситуации. Нужны усилия и правозащитных организаций, и каждого чело­века, направленные на борьбу против нарушении прав личнос­ти, на установление юридической ответственности за такие дей­ствия. А для этого надо обладать знаниями о правах человека и об их роли в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей и общества в целом.

Права человека призваны оказать воздействие на консоли­дацию общества, преодоление политического противостояния, поскольку по своей природе они консспсуальны и основаны на принципе — "моя свобода не должна наносить ущерба свобо­де других". Из этого вытекает и их нравственная природа, ос­нованная на категориях добра и всеобщего блага. Это еще бо­лее повышает ценность прав человека, поскольку они должны содействовать нравственному совершенствованию общества, формированию солидарности, без которых невозможны реаль­но ощутимые преобразования и реформы.

Та тяжелая ситуация с правами человека, которая созда­лась в нынешней России, — закономерный результат и ее пред­шествующего исторического опыта, и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы. Выдающийся юрист П.И. Новгородцев, предвидя пагубные последствия революции 1917 г., равно как и неизбежность крушения системы, установ­ленной после ее осуществления, в работе "Восстановление свя­тынь" писал: "Русскому человеку в грядущие годы потребуют­ся героические, подвижнические усилия для того, чтобы жигь и действовать в разрушенной и откинутой на несколько веков стране. Ему придется жить не только среди величайших мате­риальных опустошений своей родины, но и среди ужасного раз-


Предмет п »адачи теории прав человека 11

вала всех ее культурных, общественных и бытовых основ". Поэтому "нужно понять, что для создания новой России нужны новые духовные силы, нужны воспрянувшие к новому свету души"1.

Знания о правах человека, изложенные в настоящем учеб­нике, дают представление о важнейшем элементе современной, и в частности правовой, культуры. Они ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и ра­венства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются священными и неотъемлемыми, а уважение п защита прав человека — важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.

Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 576 — 577.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.