Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Концепция суверенной демократии. Ее трактовка прав человека.



Термин «суверенная демократия» характеризует политическую систему в целом как с внутренней, так и с внешней точек зрения. Политико-философский смысл термина «суверенная демократия» основан на современном понимании «нации» как «демократии» (об этом писал американский историк Джон Лукач). Если несколько десятилетий назад в Европе говорили о «европейских нациях», то теперь чаще говорят о «европейских демократиях». Нация - политический этнос, демократия - объединенный идеалами и государственностью народ, в том числе многонациональный.

Следует отметить, что «демократия» не целиком заменила собой многозначное понятие «нация», а лишь одно из его значений - так называемую «государство-нацию». Термин «суверенная демократия», тем не менее, косвенно определяет и внутренний характер демократии как способа политического устройства общества.

Достоинство свободного человека требует, чтобы нация, к которой он относит себя, была также свободна в справедливо устроенном мире. Высшая независимая – суверенная - власть народа призвана соответствовать этим стремлениям и требованиям на всех уровнях гражданской активности – от индивидуального до национального.

Рассуждение о суверенной демократии в России отвечает положениям Конституции, согласно которым: во-первых, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»; во-вторых, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации».

Концепция суверенной демократии претендует на выражение силы и достоинства российского народа через развитие гражданского общества, надежного государства, конкурентоспособной экономики и эффективного механизма влияния на мировые события. Представляется важным и достаточно сложным поддерживать суверенитет без ущерба для демократии и быть открытыми, не теряя идентичности.

Конкретные приоритеты и ориентиры суверенной демократии получили отражение в концепции План Путина.

Термин «суверенная демократия» критиковался как надуманный Д. А. Медведевым, М. С. Горбачевым, и М. М. Касьяновым, а также рядом зарубежных официальных лиц. Медведев настаивал только на уточнении термина, соблюдения юридической чистоты определения демократии в России. В западном восприятии, «Суверенная демократия» — термин, придуманный Кремлем, который призван донести два сообщения: первое, что текущий политический режим в России является демократией, и второе, что это утверждение должно быть принято на веру, и точка. Любая попытка проверки будет рассматриваться как недружелюбное вмешательство во внутренние дела России.

Проект суверенной демократии относится к числу допускающих национальное будущее России. При этом существенно важным является европейская ориентация страны.

Что касается трактовки прав человека данной концепцией, то в современном мире суверенным государством признают, как правило, государство демократическое – такое, которое выполняет волю своего народа. Недемократические государства не могут обладать полным суверенитетом по причине постоянного влияния на них со стороны мирового сообщества по различным основаниям – защита прав человека, демократических свобод и т. д.

1.Африканская хартия прав человека и народов. Принята в Найроби в 1981 году на встрече глав государств-членов ОАЕ. Вступила в силу в 1986 году.

Состоит из преамбулы, 3 частей и 68 статей.

На первый план выдвигаются вопросы самоопределения, борьбы с колониализмом, с иностр. господством, социально-экон. и культурного развития, осуществления суверенных прав над природными богатствами и ресурсами, право на развитие. Согласно статье 1, Государства - члены Организации африканского единства, подписавшие настоящую Хартию, признают права, обязанности и свободы, провозглашенные в ней, и предпринимают законодательные или иные меры для их осуществления.

Стоит отметить, что в статьях 2-24 перечислены права народа, среди которых право пользоваться правами и свободами, признаваемыми и гарантируемыми настоящей Хартией, право на равную защиту закона, свободу совести, выбора профессии и свободного отправления религиозных обрядов, право получать информацию, выражать и распространять свое мнение, свободно собираться с другими людьми, принимать участие в управлении своей страной. В статьях 27,28, 29 уделяется внимание обязанностям перед семьей и обществом, государством, которые обязан выполнять человек, например, поддерживать гармоничное развитие семьи, уважать своих родителей, материально поддерживать их в случае нужды, не подрывать безопасность государства, сохранять и укреплять социальную и национальную солидарность, трудиться с полной отдачей, содействовать достижению и укреплению африканского единства.

Хартия предусмотрела создание Комиссии прав человека и народов, которая формулирует предложения по законодательному обеспечению тех или иных прав и свобод, предусмотренных в Хартии. В течение первых десяти лет существования Комиссии Ассамблея глав государств и правительств получила от нее 34 сообщения о массовых нарушениях прав человека. Сообщения, свидетельствующие об отдельных нарушениях прав и свобод человека, Комиссия не рассматривает.

2.Всеобщая декларация прав человека ООН. Принята в 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН. Состоит из преамбулы и 30 статей.

Содержит принципы и нормы в области прав и свобод человека. Она имеет рекомендательный характер и предлагает всем государствам мира каталог прав и свобод человека в качестве образца, стандарта для развития внутригосударственного законодательства в этой области, но на её основании были приняты два обязательных для участников договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Декларация утверждает приоритет прав человека. Определяет, что осуществление провозглашенных декларацией прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить цели и принципам ООН.

Хотя Декларация не имеет обязательной силы договора, она получила всемирное признание. В основных законах или конституциях многих стран содержатся положения этой Декларации или ссылки на нее. Многие пакты, конвенции и договоры по правам человека, заключенные после 1948 года, основаны на ее принципах.

1. гражданские и личные права: на свободу и равноправие, честь и достоинство, на жизнь, на личную неприкосновенность, на признание правосубъектности, равную защиту перед законом, гласное рассмотрение дела в беспристрастном суде, на личную и семейную жизнь, тайну корреспонденции, на свободу передвижения и места жительства, на убежище, на гражданство, на вступление в брак, свободу мысли, совести и религии, права матери, ребенка.

Запрещается: рабство, работорговля, пытки, унижающие человеческое достоинство наказания, любая дискриминация, произвольный арест, задержание, изгнание, налагать наказание более тяжкое, чем то, которое могло быть применено, когда преступление было совершено.

2. политические права:на свободу убеждений и свободное их выражение, свободу искать, получать и распространять информацию и идеи, на свободу мирных собраний и ассоциаций, принимать участие в управлении страной, на равный доступ к государственной службе.

3. социальные и экономические права: на неприкосновенность жилища, на владение имуществом, на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд, на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов, на отдых и досуг, на обеспечение (безработица, болезнь, инвалидность, старость).

4. культурные права:на образование (начальное и общее – бесплатное), на участие в культурной жизни общества, на наслаждение искусством, на участие в научном прогрессе и использование его благ, на защиту авторского права.

Кроме того, каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, а также обязанности перед обществом.

!Осуществление прав и свобод не должно противоречить целям и принципам ООН.!

 

3.Европейская конвенция прав и основных свобод человека. Принята в 1950 году в Риме, вступила в силу в 1953. Состоит из преамбулы, 5 разделов и 66 статей. В преамбуле говорится, что Конвенция предназначена для того, чтобы «сделать первые шаги на пути коллективного осуществления некоторых из прав, сформулированных во Всеобщей декларации». Отличается от аналогичных документов своей подробностью и детальным изложением + освещен механизм защиты прав человека.

Правовой режим Конвенции основан на принятии государствами-участниками обязательства обеспечения каждому гражданину принятых Конвенцией стандартов в области защиты прав человека.

На основе Конвенции были образованы:

- Европейская комиссия по правам человека

- Европейский суд по правам человека.

Европейская конвенция не только провозгласила основные права человека, но и создала особый механизм их защиты – Европейский Суд по правам человека, который находится во Дворце прав человека в Страсбурге. Суд осуществляет защиту нарушенных прав человека путем рассмотрения конкретных жалоб, поступающих от физических лиц, групп лиц или неправительственных организаций.

К первой группе относятся «абсолютные права», что означает, что государство ни при каких условиях не имеет права отступать от соблюдения этих прав и не вправе ограничить их ни при каких условиях.

К таким правам относятся:

- право на жизнь (ст. 2 и ст. 1 Протокола № 6); запрет пыток и бесчеловечного обращения и наказания (ст.3);- запрет рабства (ст. 4); - запрет на установление обратной силы уголовного законодательства (ст. 7).

Права второй группы - это права, которые определяют положение лица в ходе осуществления правосудия.
Права третьей группы отличаются тем, что права, гарантированные статьей 8 - право на уважение частной и семейной жизни, статьей 9 - свобода мысли, совести и религии, статьей 10 - свобода выражения мнения и статьей 11 - свобода собраний и ассоциаций, уже в тексте этих статей допускают вмешательство государства в отношении этих прав. Но вмешательство может быть осуществлено только при тех условиях и в тех законных целях, которые предусмотрены в этих статьях Конвенции.Четвертая группа прав включает все остальные права, которые не отнесены к какой-либо из вышеуказанных групп. Отличительная черта последней группы состоит в том, что Европейская конвенция предусматривает права с присущими ограничениями в очень общих формулировках, а конкретное содержание того или иного права определяется самим государством.

К правам данной группы можно отнести статью 3 Протокола № 1. Данная статья гарантирует право и предусматривает право на:

- свободные выборы; выборы с разумной периодичностью;- тайные выборы.

Европейская Конвенция также предусматривает случаи ограничений прав, гарантируемых ей.

 

4.Заключительный акт СБСЕ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в Хельсинки 1 августа 1975 года.

Подписание в 1975 году Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе закрепило политические и территориальные итоги второй мировой войны.

Хельсинкский Заключительный акт утвердил десять принципов (так называемый “хельсинкский декалог”), имеющих первостепенную важность, которые государства-участники обязались “уважать и применять в отношениях каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития”. “Хельсинкский декалог” включает в себя следующие принципы:

Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету

Неприменение силы или угрозы силой

Нерушимость границ

Территориальная целостность государств

Мирное урегулирование споров

Невмешательство во внутренние дела

Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений

Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой

Сотрудничество между государствами

Добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Десять хельсинкских принципов, принятых в период еще фактически не закончившейся “холодной войны”, имели исключительную ценность, так как не просто пересказывали и развивали основные положения Устава ООН, а в достаточной мере отражали подходы государств-участников к принципам мирного сосуществования на европейском континенте.

Межгосударственные договорённости, сгруппированы в несколько разделов:

в международно-правовой области — закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; тер. целостность государств; невмешательство во внутренние дела;

в военно-политической области — согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

в экономической области — согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;

в гуманитарной области — согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.