Для ответа на данный вопрос предлагаю начать с рассм-ния некоторых альтерн. идеологий, анализ которых поможет установить, чем было обусловлено их появление.
Светский антиглобализм – совок-ть западных идеолог-х учений, общественно-полит. дв-ний и их прог-м, объединенных стремлением снизить негативные посл-вия глоб-ции мир. экономики, противостоять распр-нию неолиб-х соц. норм и культ. ценностей Зап. об-ва в мировом масштабе. Именно эти общественно-полит. силы и их идеологи чаще всего ассоциируются с дв-нием антиглобализма. Идеолог. установки, институциональная база и методы полит. борьбы различ. течений совр. антиглобализма весьма разнообразны. Можем ли мы назвать эту группу людей маргинальной? Ответ скорее положительный, т.к. это группа людей, отвергающая ценности и традиции той культуры, в которой она и возникла, в какой-то степени утверждающая свою собств. систему норм и ценностей.
Национализм. Зарекомендовала себя, как очень гибкая идеология. В этом случае мы можем лишь подчеркнуть, что его антиглобалистское измерение неизбежно связано с протестом народов или этн. групп против объединяющего эффекта глоб-ции, прежде всего в области культуры, традиций и языка. Но, поскольку культу. измерение глоб-ции есть продолжение ее экон. сущности, а народы или этнич. группы — участники глоб. Экон. процессов, борьба за права нации на самоопр-ние неизбежно приобретает черты борьбы с глоб. Неолиб-мом.
В тоже время, мы становимся свидетелями появления идеологии, претендующей на универсальный характер – Экологизм. И появление такого рода альтерн. идеологии не имеет ничего общего с вопросами соц-экон. отставания или соц. маргинальности. Напротив, он все более и более приобретает общечеловеч. значение, что происходит, кстати, во многом благодаря эффекту глоб-ции. Это происходит и в результате резкого усиления потребления энергетич. ресурсов, скачка в развитии пром-ти, увеличении числа пром. отходов, - что неизбежно связано с глоб-цией рын. экономики. Но одновременно с тем, как экол. проблемы приобрета- в качестве «естест. врага».
Т.н. маргинальные идеологические парадигмы отражают общественно-полит. мировоззрение соц. групп нетрадиц. стратификации — феминизм, движения в защиту прав секс. меньшинств, неправит. орг-ции в защиту прав животных и т. д. При этом роль главного виновника в бол-ве случаев отводится, соответственно, мужчинам, общест. слоям и полит. фигурам, осуждающим нетрадиц. Секс. ориентацию и т.д. Так, например, в случае с феминизмом мы можем сделать вывод о том, что его появление это рез-т соц. маргинальности, которая неизбежно связана с вертикальной мобильностью населения. Женщины оказались в промежут. положении: они уже не могут довольствоваться только ролью «хранительниц очага», но и еще не имеют возм-тей и прав для достаточной самореализации или продвижению по карьерной лестнице, что и вынуждает их в свое время вступить в борьбу за равные возм-ти и свободу самореализации.
4. Отражает ли использование концепции ПЧ в «реальной» межгос. пол-ке стремление к всеобщему совершенству или является своекорыстной борьбой за лидерство? (да) Можно ли навязать демократию и ПЧ?(нет)
Совр. концепция ПЧ подтверждает факт того, что ПЧ, уст-ные м/н согл-ниями, являются рез-том полит. процесса.
Гос-ва, уделяя много внимания деталям м/н согл-ний по ПЧ, опираясь на них в своей мн пол-ке, не переносят их автоматически в собст. конституции. Мн нормы ПЧ предполагают влияние на деяте-ть власти и гос-ва. Следо-но, мн нормы ПЧ должны являться одним из осн. критериев законности для гос-ва.
Гос-ва, придерживающиеся мн норм в области ПЧ, неоспоримо выделяются, с мн точки зрения, как гос-ва реальной демократии, а законность способствует стабильной и успешной деят-ти власти. ПЧ, т.о., являются очень весомой частью мн пол-ки гос-ва.
Создание концепции мн ПЧ параллельно их принятию нац. законодат-вами по ПЧ очень важно в том смысле, что и мн и нац. законы неуклонно повышают значимость свобод личности в полит., соци. и экон. сферах. На нац. уровне почти все гос-ва офиц-но стремятся к поддержанию благосостояния своего об-ва. Практически все страны отвергают идею, что гос-во может только контролировать нарушения ПЧ и ничего не делает для соц. и экон. защиты личности. И практ-ки все гос-ва стремятся к «всеоб. совершенству».
Новая мораль заинтересованности в справедливости, в человеч. достоинстве определенно вносит полит. и гуманитар. изменения во все сферы деят-ти об-ва, в том числе и в область мн пол-ки. Эволюция концепции МПЧ отражает усиление акцента на экон. и соц. проблемах личности, включая проблему соц. выбора. Гос-ва —члены ЕС склоняются к выводу о необх-ти создания новых гражд. и полити. хартий ПЧ. Члены ЕС и их гос. деятели отстаивают идею о включении соц-экон. прав личности во все мн док-ты. Совр. зап. конституции, особенно в Скандинавии, содержат раздел о мн соц. и экон. правах личности. Конституция Мексики так же, как и Конституция США, содержит положения о соц. и экон. правах личности в контексте мн пол-ки.
Насаждение демокр. ценностей и прав человека – процесс неестественный, а от того и не дальновидный, чаще завершающийся провалом. В истории сущ-т масса примеров навязывания культ. обычаев, религии, идеологий. Такого рода бескомпромиссные поступки обычно вызывают широкий мн резонанс, волну сопротивления среди местного населения и пр. Кроме очевидных фактов истории можно отметить совершенно объективные моменты морального и этического свойства: население с привитыми обычаями – словно искусственно созданное образование, развивается по «схеме», не следуя своему опр. истор. циклу; такие гос-ва, как страны принадлежащие исламскому миру, и без того способные составить достойную оппозицию подавляющему влиянию либеральных теорий, в принципе не могут и не должны рассм-ся, как потенциальные объекты для перенесения на их те-рию запа. ценностей, универсальных прав и свобод. ((Во-первых, согласно концепции Хантингтона – сущ-т исламская цивилизация, возникновение которой имеет органический характер, и которая является неотъемлемым элементом совр. мирополит. системы; во-вторых, исламские страны вполне способны реализовывать права и свободы согласно нормам шариата, что и закреплено в Каирской декларации ПЧ в исламе 1990 года.))