Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Можно ли говорить о том, что в совр. мире происходит складывание всемир. гражд. об-ва?



В последние три десятилетия мир столкнулся с изменениями в отношениях между обществом и государством. По мере роста обращения правительств и международных организаций к международным проблемам, национальные и международные неправительственные организации стали сотрудничать друг с другом, также выйдя на международный уровень. По мере того, как неправительственные организации стали все более активно работать с глобальными проблемами, они поставили под вопрос монополию правительств на проведение внешней политики. В результате к концу ХХ века в системе ООН и в региональных организациях (например, в ЕС) шли напряженные дебаты о роли гражданского общества в глобальном управлении.

Глобальное гражданское общество - сфера идей, ценностей, институтов, организаций, сетей и граждан, расположенная между семьей, государством и рынком, действующая вне национальных обществ, политик и экономик. Его открытие является, пожалуй, наиболее значимым достижением в общественных науках 1990-х годов. Возникновение и распространение концепции глобального гражданского общества было вызвано к жизни тремя причинами: 1) возрождением интереса к феномену гражданского общества, особенно в Европе; 2) осознанием хрупкости всемирной системы жизни, которое возникло в связи с деятельностью экологических и пацифистских движений;3) широким распространением мнения, что с распадом СССР и мировой социалистической системы мир обретает новый мировой порядок.

Рост глобального гражданского общества был обусловлен и ростом доступных для него ресурсов. Речь идет, прежде всего, о технологиях и о деньгах.

В силу самой глобальной природы многих проблем государства решают их на международной арене, а не путем принятия внутриполитических решений. Интернационализация проблем, бывших до этого внутриполитическими, подрывает способность гражданского общества к политическому участию. Хотя национальные политические организации и могут в какой-то мере смягчить эту проблему, они не являются представителями (по крайней мере, единственными) гражданского общества. Поэтому требования гражданского общества по политическому участию в глобальном управлении могут быть выполнены при участии не только делегатов государств и НПО, но и избранных гражданами представителей.

Теория мирового или глобального гражданского общества считается непосредственным продуктом глобализационных процессов. Некоторые теоретики глобального общества считают одним из главных признаков его существования развитие глобальных кризисов – социально-экономических, экологических, политических, социальных. Они считают, что такие кризисы влекут за собой возникновение общих интересов и осознание единой идентичности всех людей планеты. В связи с этим и государства, и все другие конкретные общности, такие, как цивилизации и культуры, должны рассматриваться как абстракции, рождаемые общемировым комплексом общественных отношений. Именно этот комплекс все более заметно приобретает черты самоуправляющегося глобального гражданского общества. Основная проблема такой постановки вопроса состоит в том, что ее сторонники настойчиво исключают из этого комплекса государства, считая их устаревшими и отмирающими социально-политическими институтами. Все рассуждения о мировом или глобальном обществе в большей своей части повисают в воздухе, поскольку гражданское глобальное общество, как общество вообще, немыслимо без его соотнесения со столь же масштабной государственной инстанцией.

 

 

19 Детерминанты российской истории: разные точки зрения (П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен (русские не принимают право), Г.Федотов (эмигрант: Россия=рабство), теория официальной народности, западники, славянофилы, традиционные и современные евразийцы, «левые» марксисты (М.Покровский), «демократический» социализм («социализм с человеческим лицом») и т.д.)

«Философическое письмо» Чаадаева (1836), опубликованное в журнале «Телескоп», дало мощный толчок развитию русской философии. Чаадаев закладывает две основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности. Что касается национальной идентичности, то Чаадаев лишь обозначает идею самобытности России. «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, — пишет он, — мы — народ исключительный». Россия – целый, особый мир, покорный одному человеку. Однако Чаадаев был далёк от веры в исключительность России. Для него цивилизация едина, а все дальнейшие попытки поиска самобытности — суть «национальные предрассудки».

Теория официальной народности, идеология охранит направл-я общественной мысли, разработанная министром просвещения графом Уваровым С.С. консервативная теория, провозглашавшая существ-е и необходимость укрепления "истинно русских охранит-х начал", кот защищают "силу и величие" России от "испорченной" Зап Евр. Таких начал 3: православие, самодержавие и народность (понимаемая как нац самобытность). Теория была составной частью пол-ки правления Николая I. По существу власть опиралась на 2 "столпа": крестьянскую общину ("мир") и помещика-крепостника. Теория распространилась в просвещении, науке, литературе, искусстве, стала идеологией "Союза русского народа".

Западники и славянофилы. Направления рус. общественной мысли 1840—1850-х гг., представители которых вели между собой полемику о путях общественно-исторического и культурного развития России.

Активными участниками московского западнического кружка были А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, Н.Х. Кетчер, К.Д. Кавелин и др. С участниками кружка был также тесно связан В.Г. Белинский. Наиболее видные представители славянофильства— И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, А.С. Хомяков, И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин.

Если западники настаивали на том, что страны Зап. Европы и Россия развиваются по единым для всего человечества законам, то славянофилы полагали, что важнейшей исторической задачей России является развитие самобытных общественных и культурных начал. Западников объединяла критическая установка по отношению к славянофилам, уверенность в приоритете общих закономерностей исторического развития над особенными и специфическими.

Типичными для западников политическими требованиями были: предоставление гражданам элементарных прав и свобод, отмена крепостного права, телесных наказаний, ограничение самодержавия конституцией и др.

По мнению славянофилов, перед Россией стоит великая задача — донести начала истинного христианского духа до народов Запада. Различная судьба христианства у зап. и рус. народов определила и черты своеобразия их исторического пути: на Западе преобладают начала индивидуализма, формальной рассудочности, внешней свободы; на православном Востоке — коллективизм, цельная вера, истинная соборность.

Евразийцы.Социально-философское учение, идейно-политическое движение рус. зарубежья, наиболее активно проявившее себя в 1920-е и 1930-е гг. Начало Е. связано с выходом в свет основополагающей работы Н.С. Трубецкого «Европа и человечество». Евразийское учение представляет собой в наиболее полном объеме разработанный вариант рус. идеи, охватывающий самые разнообразные научные, религиозные, филос. концепции, в центре которых — идея России как самобытной цивилизации. Считая славянофилов своими предшественниками, евразийцы вместе с тем по ряду теоретических позиций резко критикуют их. Они не приемлют идеи приоритетной роли славянства в рус. государственности, считают утопическими идеи панславизма.

Левые марксисты (Покровский М.).видный советский государственный, общественный и партийный деятель, историк-марксист, академик АН СССР. К марксизму впервые обратился в форме «легального марксизма». После начала Первой мировой войны выступил «за превращение войны между народами в войну против буржуазии», то есть фактически встал на ленинскую позицию в оценке войны как империалистической. В качестве интернационалиста Покровский вновь сближается с большевиками и активно сотрудничает в большевистских изданиях.

Демократический социолизм.Социальная доктрина, выступающая основой идеологии социал-демократических партий. Идеи Д.с. формировались в 1930—1940-е гг. В основе доктрины Д.с. лежит стремление совместить демократию (в широком смысле слова) и регулируемую гос-вом рыночную экономику, добиться социальной справедливости посредством постепенного реформирования капиталистических социальных ин-тов. Сознавая экономическую эффективность рынка, они намереваются использовать его как базу для повышения благосостояния общества в целом, а не только наиболее удачливых его представителей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.