Принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу 3 января 1976 года. На январь 2009 года в пакте участвует 160 государств; помимо них, его подписали ещё 6 государств.
Находится в едином пакте с Общей Декларацией Прав Человека и Международным Пактом про гражданские и политические права. Состоит из 5 частей и 31 статьи, которыми указанны обязанности, наложенные на каждое государство, относительно соблюдения и обеспечения гарантий реализации основных прав человека в экономической, социальной и культурной сферах.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах были провозглашены следующие права: право на труд (ст. 6), право на справедливые и благоприятные условия труда (ст. 7), право на создание профессиональных союзов (ст. 8), право на социальное обеспечение (ст. 9), право на охрану матерей, детей и подростков (ст. 10), право на достаточный жизненный уровень (ст. 11) и т.д.
Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса. К ним относятся право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и др.
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам учрежден в соответствии с решением Экономического и Социального Совета ООН в 1985 г. Комитет осуществляет наблюдение за выполнением Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и состоит из 18 экспертов.
Устав Организации Объединенных Наций 1945 г.
Устав Организации Объединенных Наций был подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации представителями Правительств Объединенных Наций и вступил в силу 24 октября 1945 года. Составной частью Устава является Статут Международного Суда.
Структура Устава ООН: Преамбула, 19 глав, среди которых выделены такие главы как: цели и принципы, члены организации, органы, мирное разрешение споров, Ген.Ассамблея, Совет Безопасности и другие. Всего в Уставе 111 статей.
Устав ООН явился первым в истории международных отношениях договором, который закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека.
Основными целямиООН, согласно Уставу, являются:
поддержание международного мира и безопасности,
предотвращение и устранение угрозы миру,
улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира, мирными средствами,
развитие дружественных отношений на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.
Основные положения, касающиеся прав человека:
народы ОН стремятся утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, а также в равенство прав больших и малых наций,
народы ОН стремятся к развитию уважения к правам человека и основным свободам для всех, а также их соблюдению.
народы ОН борются за равноправие мужчин и женщин.
запрещаются любые виды дискриминации, как например, в отношении расы, пола, языка или религии.
ООН содействует повышению уровня жизни,
ООН содействует полной занятости населения.
Устав Совета Европы
Дата: 5мая 1949г.
Местоположение:Лондон
Участники: Королевства Бельгии, Королевства Дании, Французской Республики, Ирландской Республики, Итальянской Республики, Великого Герцогства Люксембург, Королевства Нидерландов, Королевства Норвегии, Королевства Швеции и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
Стр-ра:42 статьи
Цель:достижение большего единства между его Членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу+укрепление мира, основанного на международном сотрудничестве.
Особенности:в данном документе ПЧ уделяется крайне мало внимания (1 и 3ая статьи), хотя обеспечение мира и безопасности, в соответствии с документом, члены СЕ видят в обеспечении ПЧ.
В статье 1 пункт b, глава «Цель совета Европы» отмечается, что цель (достижение большего единства) будет достигаться усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.
Вопрос о правах человека поднимается так же в статье 3,согласно которой каждый Член Совета Европы должен признавать принцип верховенства Права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами.Политические ПЧ практически вообще не затронуты документом.
Документ не призывает бороться с нарушением ПЧ, он оговаривает лишь факт обеспечения этих прав.
Хочется отметить, что в данном документе вопрос о правах человека рассматривается очень поверхностно, нет никакой конкретики.
13. Федеральный конституционный закон "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
Дата: Принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года.
Стр-ра:5 глав, 44 статьи
Цель: определить порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.
Особенности:в док-те четко прописаны все типы ПЧ, однако основное внимание уделено личным и политическим ПЧ. Культурным ПЧ уделяется меньше всего внимания.
Помимо соблюдения и охраны ПЧ, документ предписывает помощь в восстановлении утерянных по каким-л обстоятельствам прав.
Также документ предписывает способствовать развитию международного сотрудничества в области ПЧ.
Не призывает наказывать нарушителей ПЧ.
Дополнение: Глава I Общие положения. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и др.; финансирование его деят-ти (средства бюджета РФ). ВСЕ в соответствии с Конституцией. Глава II. Порядок назначения на должность и освобождение от должности Уполномоченного. Он -гражданин РФ от 35 лет, но не депутат Гос Думы, не состоит на гос. Службе (кроме учительской, научной и творч.). Назначается (не более 2х сроков) и освобождается Гос Думой в рез-те голосования. Приносит присягу. Обладает неприкосновенностью. Глава III.Компетенция Уполномоченного. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Имеет право принять либо отклонить (объяснив причины) жалобу, передать в другие компетентные органы, провести проверку по жалобе (получая все необходимую инфу от всех органов гос. власти). Неразглашение жалоб. По рассмотрению вправе обратиться в компет органы (суд, Конституц суд и т.д.). Глава IV. Аппарат Уполномоченного. Рабочий аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно - аналитическое, информационно - справочное и иное обеспечение его деятельности. Сам назначает его, определяет структуру и руководит в соответствии с правовыми актами Российской Федерации для должностных лиц, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе, а также законодательством Российской Федерации о труде. Глава V. Заключительные положения. Постоянное местонахождение - Москва. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Конституция РФ.
Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Структура: преамбула, 2 раздела. 2 глава 1 раздела посвящена правам и свободам человека и гражданина.
Основные положения:
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц
Все равны перед законом и судом
запрещаются любые формы дискриминации, как например в отношении пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и тд.
равенство мужчин и женщин в правах и свободах,
каждый человек имеет: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на жилище, право на неприкосновенность жилища, право определять национальную принадлежность, право на свободу передвижения, право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на собрание митингов и демонстраций, право участвовать в управлении делами государства, право частной собственности, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на защиту от безработицы, право на равную оплату равного труда, право на отдых, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на участие в культурной жизни, право на получение квалифицированной юридической помощи
каждому гарантируется: свобода мысли и слова, свобода совести и вероисповедания, социальное обеспечение по возрасту, судебная защита его прав и свобод
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию
К личным правам обычно относят: право на жизнь, на свободу и личную неприкос-ть, на достоинство личности, на неприкос-ть частной жизни, на неприк-ть жилища, на нац. и культ. самоидентификацию, свобода совести и свобода мысли, свобода передвижения и выбора местожительства, свобода выбора нац-ти и языка общения, на судебную защиту, право собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из осн. личных прав со времён ВФР) К политическим правам: Свобода слова (свобода инфы), Право на гражданство, Право на объединение (свобода союзов), Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия), Право на участие в упр-нии делами гос- и на равный доступ к гос. службе, Право на участие в отправлении правосудия, Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивид. и коллект. обращения в гос. органы и органы местного самоупр-ния), Свобода СМИ, Избир. права (активное и пассивное субъективное изб.е право: избирать и быть избранным) Социально-экономические и культурные: Свобода предпринимат-ва (право на предпринимат. и иную не запрещенную законом экон. деятельность), Трудовые права (право на труд и свободу труда), Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства, Право на соц. обеспечение, Право на жилище, Право на охрану здоровья и мед. помощь, Право на благоприят. Окр. среду, Право на образование, Свобода творчества (свобода литературного, науч. и др. видов творчества и преподавания), Право на участие в культ. жизни.
1. Существует ли «объективное» содержание прав человека? Изложите точки зрения релятивизма, позитивизма, марксизма, постмодернизма. 2. Может ли концепция прав человека использоваться как универсальная «линейка» при определении «плохих» и «хороших» государств? Кто должен выносить оценки? 3. Являются ли альтернативные и незападные идеологии результатом социально-экономической отсталости и социальной маргинальности? 4. Отражает ли использование концепции прав человека в «реальной» межгосударственной политике стремление к всеобщему совершенству или является своекорыстной борьбой за лидерство? Можно ли навязать демократию и права человека? 5. Есть ли разница между классическим либеральным подходом к проблеме прав человек и позитивисткими теориями? 6. Как марксистская классическая парадигма связана с теоретическими построениями Г.В.Ф. Гегеля? Связан ли марксизм с философией Ю. Хабермаса? 7. Особенности взглядов постструктуралистов (М. Фуко) на права человека. 8. Можно ли проследить некую причинную связь между языком, дискурсом и идеологией? 9. Продолжается ли идеологическая борьба в современных международных отношениях после краха биполярной системы? Существует ли идеологическая «однополярность»? Нужна ли идеологическая «многополярность» в современном мире? 10. Являются ли универсальные механизмы в области защиты прав человека продуктом биполярного мира, компромиссом между либеральной и коммунистической системами? 11. Какова роль международных межправительственных организаций в защите прав человека в современном мире? 12. Можно ли утверждать, что международное законодательство о правах человека является продуктом межгосударственного «общественного договора» (в духе Ж.-Ж. Руссо)? 13. Может ли мораль выступать в качестве основы международных отношений? 14. Дилемма «гуманитарной интервенции». Нарушение прав человека и принцип государственного суверенитета. 15. Что такое нация (различные подходы)? Чем отличается понятие нации от понятий «этноса» и «народа»? Можно ли говорить о некой «национальной идеологии»? 16. Можно ли утверждать, что политические права нужны только тем, кто обеспечен экономическими правами? «Труд порождает собственность трудящегося на продукт его труда»? Существуют ли «буржуазные» и «пролетарские» права человека? 17. Оцените роль новых международных акторов в защите прав человека. 18. Можно ли говорить о том, что в современном мире происходит складывание всемирного гражданского общества? 19. Детерминанты российской истории: разные точки зрения (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Г. Федотов, теория официальной народности, западники, славянофилы, традиционные и современные евразийцы, «левые» марксисты (М. Покровский), «демократический» социализм («социализм с человеческим лицом») и т.д.). 20. Концепция «суверенной демократии» и ее трактовка прав человека.