Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

О правах и обязанностях российских подданных



 

71. Российские подданные обязаны платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона.

72. Никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном.

73. Никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных. <…>

75. Жилище каждого неприкосновенно. Производство в жилище, без согласия его хозяина, обыска или выемки допускается не иначе, как в случаях и в порядке, законом определённых.

76. Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства. Ограничения в сих правах установлены особыми законами.

77. Собственность неприкосновенна. Принудительное отчуждение недвижимых имуществ, когда сие необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, как за справедливое и приличное вознаграждение.

78. Российские подданные имеют право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия. <…>

79. Каждый может, в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами.

80. Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам.

81. Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этою свободою определяются законом. <…>

 

Глава девятая. О законах

 

87. Во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждения Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельной частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет. <…>

 

Глава десятая

О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий

 

106. Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами.

107. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных Государственных Законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно Государю Императору.

108. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по Закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны, или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными.

 

Заключение

 

Главным событием в отечественной истории 1900-х гг. в была первая российская революция. После 1907 г. Россия стала значительно отличаться от той страны, которой она была ранее. Царизм уже не мог править без представительных учреждений. Разогнав две Думы, царь в дальнейшем вынужден был созвать третью. Общество уже не могло терпеть правительственного и полицейского произвола. Граждане хотели пользоваться полученными свободами и правами. Увеличились заработки рабочих, у них появилось право на экономические забастовки. Рабочие и служащие создавали профессиональные союзы, потребительские кооперативы, культурно-просветительские объединения. В стране сложилась система многопартийности, которая, как и парламентаризм (пусть ограниченный и урезанный), изменила весь характер политической жизни. Установилась – хоть и с ограничениями – свобода печати. Постепенно развивались процессы либерализации и становления гражданского общества.

Но, как это было с реформами 1860 – 1870 гг., первая российская революция в целом сохранила прежний политический режим. Государственная дума не влияла на назначение и смещение министров. Была ограничена и её возможность участвовать в обсуждении государственного бюджета. Исполнительная власть подавляла законодательную. А вот права императора, если и не остались самодержавными, то приближались к этой характеристике. Император подписывал законы, принимаемые Государственной думой и Государственным советом. Особенно большими полномочиями он обладал во внешнеполитической и военной сферах.

В ходе революции у партийных лидеров сложился тот комплекс взглядов, который определял политическое поведение их партий в последующие годы. Для самого революционного, даже экстремистского, крыла РСДРП – большевиков – опыт 1905 – 1907 гг. подтвердил их веру в рабочий класс и вооруженное восстание, ориентировал на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. Их оппоненты меньшевики отстаивали необходимость коалиции всех революционных и оппозиционных сил в случае победы передачи власти демократическим слоям буржуазии. В партии эсеров определились два крыла: радикальное, близкое к большевикам по отношению к вооружённой борьбе и социалистической перспективе, и умеренное, близкое к меньшевикам. Кадеты ещё в меньшей степени готовы были действовать вместе с революционной интеллигенцией, но и с монархией компромисса не достигли. Октябристы же стали поддерживать политику Столыпина, сотрудничать с его правительством.

События 1905 – 1907 гг. не были смертельно опасны для монархии Романовых – это был революционный кризис в рамках происходившей в стране модернизации. У правящей элиты ещё оставался шанс избежать крушения существующего строя. Историческое время требовало не только сохранения демократических завоеваний революции, но и дальнейших последовательно проводимых радикальных реформ.

?

!

1. Почему в начале XX в. Россия отставала от наиболее развитых стран мира? 2. Что мешало России сделать решительный рывок в экономике? 3. Почему Первая российская революция вызвала подъём национально-освободительного движения в ряде стран мира? В каких странах проходили революционные события, что вам известно о результатах революционных выступлений? 4. Известно, что в ходе первой российской революции идея равенства была в поле зрения всех партий. Как вы относитесь к высказыванию Вольтера: «Равенство есть в одно и то же время вещь самая естественная и самая химерическая»? Что, по вашему мнению, имел в виду Вольтер и что стояло за этим понятием в начале XX в.? Сравните программы партий с точки зрения реализации в них идеи равенства. Почему и через 100 лет историки по-разному оценивают положение России в начале XX в.? Какие оценки вам известны и какие историо-графические направления они отражают?

 

 

Глава II

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.