Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ традиционного народного костюма



Костюм – явление культуры, тесно связанное с её духовными, эстетическими, социальными особенностями. Народный костюм связан, в свою очередь, с религиозными представлениями, обрядовой традицией. Костюм, как часть материальной культуры, отражает особенности адаптации человека к окружающей среде. Обладая высокой степенью устойчивости в рамках традиционной культуры, он занимает особое место в ряду источников по культурогенезу.

Изучение традиционного костюма в историческом, социальном и знаковом аспектах дает возможность определить специфику формирования человеческой культуры в целом и в ее локальных вариантах в частности.

Культура народов Поволжья представляет собой пример этнических культур, в которых при отсутствии письменности декоративно-прикладное искусство играло чрезвычайно важную роль в хранении и передаче информации. Символическая система костюма волжских финнов базировалась на использовании различных символических кодов: зооморфного, геометрического и цветового, которые могут быть дешифрованы с использованием данных фольклора и мифологии финно-угорских этносов. Арсенал символов, используемых в этнической культуре, включает как общечеловеческие, так и самобытные, создающие специфический портрет народной культуры .

Рассматривая традиционный костюм народов Поволжья, можно проследить его характерные особенности: крой рубахи, ткани, цвета, вышивку.

Ткани — не частая находка археологов. В силу органического происхождения волокна ткани особенно подвержены разрушению, и те немногие образцы, которые извлечены при археологических раскопках, представляют собой ценный источник, позволяющий воспроизвести картину ткачества, одного из древнейших и распространенных ремесел.

В основу изучения текстильных находок был положен принцип технологического анализа сырья, структуры, характера пряжи, обработки поверхности; в тканях определялось переплетение, раппорт переплетения, плотность, направление крутки нити. Результаты анализа 250 образцов текстиля показали, что в VIII-ХI вв изготовлялись разнообразные шерстяные, льняные и конопляные ткани. Среди тканей подавляющее большинство составляют шерстяные ткани саржевого и полотняного переплетения, рогожка различной плотности и с различной толщиной нитей, а также ткани ложного репсового переплетения. Данные переплетения считались характерными именно для финно-угорских народов Поволжья. Большая плотность нитей по основе в большинстве исследованных тканей, общая неравномерность плотности нитей являются свидетельствами использования вертикального ткацкого стана.

Плетеные и тканые изделия представлены лентами, изготовленными на дощечках. Все разнообразие тканевых образцов характеризует степень овладения ткацким искусством у этих племен и определяет этническое своеобразие тканей из финно-угорских могильников [Прил. А, рис.19].

Крой рубах был прямым, который признается одним из наиболее древних. Достигался он путем разрыва ткани по нитке, без режущих инструментов, или использованием цельных точей ткани. Это были рубахи, основу стана которых составляли одно или два полотнища, перекидываемые через плечи и не имеющие плечевых швов. Происхождение этого покроя связывают с изобретением тканей полотняного переплетения. Стан рубахи этого подтипа состоял из трех частей: двух боковых полотнищ и среднего, ширина которого определялась особенностями древнего ткацкого станка. Среднее полотнище составляло перед и спинку одежды посредством перекидывания через плечи. На месте перегиба делался ворот. К среднему полотнищу пришивались под прямым углом рукава и боковины — боковые вставки, соединяющие перед и спинку [Прил. А, рис.20].

Второй вид рубахи, которую носили женщины это распашная туникообразного покроя. Она имела разрез спереди и иногда украшалась литыми пуговками и трубчатыми или пластинчатыми подвесками.

Одежда носилась с напуском – «пазухой» и подпоясывалась поясом. Подол ее с нашитыми шумящими привесками доходил до середины голени, открывая богато украшенные ноги.

Составной частью народного костюма была поясная набедренная одежда, носившая название порты. Это одна из древнейших форм одежды, представлявшая собой узкие и короткие, примерно до середины икр, штаны, скроенные из домашнего холста. Порты носили с лаптями, обматывая нижнюю часть ноги от стопы до колена онучами, закрепляемыми поверх штанин оборами (лыковыми бечевками или тесемками), крест-накрест охватывавшими ногу [Прил. А, рис.21].

Костюм дополнялся онучами – обёртками для ног, использовавшиеся с лаптями, поршнями, чунями, а также сапогами. Изготавливались из грубого белого холста, чёрного, белого, коричневого сукна домашней выработки. А также дополнялся кожаной сумочкой - ташкой, носимой на ремнях [Прил. А, рис.22].

Обувью служили поршни. Как показывают материалы раскопок, простейшие поршни делались из одного куска кожи, стянутой по краям ремешком. Вероятно, в глубокой древности, для поршней использовалась даже не кожа, а части обработанных простейшим образом (окуренных дымом) шкур или цельные шкурки мелких животных. Такую обувь легко было приспособить для любого размера ноги, меняя натяжение ремешка [Прил. А, рис.23].

Головные уборы были самые различные по форме и способу оформления: головные жгуты, налобные повязки, узкие головные ремни, шапочки, накидки [Прил. А, рис.24].

Излюбленными цветами в костюме волжских финнов были красный, белый и черный, дополняемые зеленым (синим) и желтым.

При обилии металлических украшений в костюме финно-угров можно было бы предположить отсутствие вышивки как элемента декора одежды. Но некоторые материалы дают образец вышивки в виде косых крестов по гладкому полю ткани. В Курманском могильнике мы находим те же кресты и круги, исполненные цветной нитью по гладкому полю ткани полотняного переплетения. В Крюково-Кужновском могильнике, как бы вторя узору ломаной саржи, на ткани вышиты ромбы. Все образцы вышивки выполнены кручеными вдвое шерстяными цветными нитями по шерстяной ткани иного, чем нити, цвета [Прил. А, рис.25].

Выделяется пять вариантов расположения вышивки на рубахах, из которых первый отличается полным заполнением вышивкой среднего полотнища, верхней части рукавов и бордюрами вдоль боковых швов, а остальные характеризуются сокращением в разной степени площади, заполненной вышивкой

Кроме вышивки, женские рубахи обских угров украшались также нашитыми по краю и серединному перегибу рукава, по пройме и краю нагрудного разреза полосками ткани шириной 2–3 см.

Проведя анализ традиционного костюма народов Поволжья, можно проследить его характерные особенности: крой рубах прямой, который считается одним из наиболее древних и изготавливались из шерстяных, льняных и конопляных тканей. В цветовой гамме присутствуют красный, белый и черный цвета, иногда дополняемые синим и зеленым. Вышивка также имеет свои характерные особенности: она отличается цветовым решением, способом расположения на рубахах, степенью заполненности. Особо важную роль в костюме играют украшения, применяемые в качестве декора и выполняющие знаковое и символическое значение.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.