Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика творческого источника



В соответствии с заданием дипломного проекта по литературным источникам, каталогам музеев и выставок проводим анализ костюмов и их аксессуаров. Обращаем внимание на силуэт и форму, образное решение, конструкцию, цвет и фактуру применяемых материалов, характер отделки.

Создание коллекции моделей одежды всегда начинается с выбора творческого источника. Творческими источниками при проектировании коллекции являются любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, которые окружают дизайнера.

Для дизайнеров одежды, которых всегда интересуют форма вообще, сопряжения объемов, сочетание разнообразных построений, творческими источниками являются: произведения архитектуры, предметы быта, декоративно – прикладного искусства - все это дает пищу для придумывания. Каждый дизайнер одежды пользовался своими излюбленными творческими источниками.

Основным источником вдохновения данной коллекции являются зооморфные украшения финно-угорских народов ПоволжьяVIII-ХI вв. Зооморфные подвески из бронзы и рога - излюбленное женское украшение народов Поволжья в VIII-ХI вв. - имеют длинную предысторию. Ее истоки восходят к культу животных.

Культ животных, сохранившийся даже в классовых обществах и развитых религиях, возник в первобытном обществе. Предметом культа служили прежде всего животные, охота на которых являлась источником существования человека. Почитались также некоторые звери и птицы, не бывшие постоянным объектом охоты, но считавшиеся старшими, хозяевами. Тогда же сложились и представление о родстве определенной группы людей с каким-либо видом почитаемых животных - тотемом, и связанные с этим обряды, действия. Следы тотемизма исследователи находят у народов всех континентов.

Так, этнографами подробно описан культ медведя. Первоначально зверь был объектом охоты и, следовательно, промысловой магии. О тотемических корнях медвежьего культа свидетельствуют этнографические факты ряда сибирских и прибалтийско-финских народов.

В бронзовых костюмных украшениях с образом медведя (рассмотрено почти 300 артефактов), выявлены типы изображений и композиций с ним. На всей гарнитуре, которая представлена подвесками, накладками, застёжками, наконечниками ремней, пронизками, в виде привесок-клыков, браслетами запечатлён сюжет – «медведь в жертвенной позе». Обнаружено несколько его иконографических воплощений: 1) медвежья голова; 2) голова, лежащая между лап, изображение анфас; 3) фигура медведя, изображение в профиль; 4) растянутая шкура медведя, вид сверху. Большая часть категорий бронзовой костюмной гарнитуры с образом медведя – арочные шумящие подвески, подвески-ложечки, пронизки, наконечники ремня, имитации клыков и когтей - часть ритуального женского костюма [Прил. А, рис.1].

Столь же древним являлся и культ лося или оленя. Все бронзовые предметы с этим образом подразделяются на культовые вещи и костюмную гарнитуру, состоящую из пронизок, накладок, подвесок, пряжек и наконечников ремней. Из почти 200 артефактов к принадлежностям костюма можно отнести чуть более трёх десятков предметов. Местонахождение изделий с образом лося в составе кладов, на святилищах и жертвенных местах и принадлежность основной массы к культовым вещам свидетельствуют об их огромном сакральном значении. Все бронзовые элементы костюма с изображениями лося относились к принадлежностям отправления охотничьих обрядов, суть которых сводилась к просьбам об удачном промысле, о плодовитости зверей и людей [Прил. А, рис.2].

Образ коня в металлопластике отличается от образов медведя и лося своим поздним происхождением. Знакомство с одомашненной лошадью произошло в бронзовом веке благодаря контактам с индоиранцами. Основные семантические признаки выражены в его водной, хтонической природе, связи с культом солнца и огня, близнечным культом, объединяющим и противопоставляющим его водную и солнечную ипостаси и являющимся выражением темы повышенной плодовитости и цикличности жизни.

Основные идеи, заложенные в изделиях – плодородие и защита. Участие коня во всех сельскохозяйственных праздниках указывает на вероятное использование бронзовой гарнитуры с его образом в аграрной магии.

Основные признаки образа коня – хтонический, солярный, близнечный, плодородный, медиативный, жертвенный и тотемный.

Образ коня присутствует на подвесках шумящих и не шумящих, пронизках, нагрудных накладках типа «нагрудник» и «передник», поясных накладках, пряжках, гребешках и кресалах. Все изображения лошади на деталях костюма объединяются в пять сюжетов: «змееборческий», представленный композицией «конь на змее» на пряжках, подвесках и накладках; «всадник», который встречен только на культовых изделиях; «солярный», выраженный в виде коньков-пронизок и подвесок, украшенных кружковым орнаментом; «близнечный», воплощённый в композициях из раздвоенных в зеркальной симметрии коньков, развёрнутых в разные стороны или повёрнутых друг к другу на подвесках, пронизках, накладках и кресалах; «конь под мировым деревом», композицию этого сюжета составляют три, стоящих друг за другом лошади под деревом на арочных подвесках.

Наличие в коньковых подвесках шумящих дополнений или использование самого образа коня в виде «колокольчика» свидетельствует о возможном функционировании этих изделий в качестве музыкального инструмента, сопровождающего ритуальный женский танец [Прил. А, рис.3, 4].

В отличие от рассмотренных выше элементов зооморфного кода древнего финно-угорского искусства образ змеи встречается в нем не часто и, как правило, на украшениях, находящихся на периферии костюмного комплекса, например, на браслетах [Прил. А, рис.5].

У охотничье-рыболовческих народов был культ птиц. У народов Сибири выявлен ряд родов и групп, признававших своими тотемами орла, журавля, ворона, ястреба, чайку, гагару. У финно-угорских народов севера Восточной Европы и Западной Сибири существовал культ водоплавающей птицы. Гусь считался и в ХVIIIв. тотемной птицей у обских угров. У удмуртов такой птицей был, очевидно, лебедь.

Наиболее широко было распространено почитание утки. В мифах карелов утка считалась прародительницей мира. По космогонической легенде, записанной у коми, из яиц утки образовались небесные сферы, солнце, луна, а из тела возникла первородная земля [Прил. А, рис.6].

На всех этапах истории народов Поволжья были распространены два по­гребальных обряда - захоронение тела умершего головой к северу в прямоугольной яме или захоронение остатков сожженного тела в прямоугольной, квадратной или овальной яме. Во всех случаях погребения сопровождались вещами - украшениями, орудиями труда, бытовыми вещами, оружием, керамическими сосудами.

Обращение к зооморфным украшениям как к историческому источнику показало огромные возможности этого материала в решении вопросов этнической истории.

В археологических культурах раннего железного века Верхнего и Среднего Поволжья бронзовые зооморфные украшения как существенная часть женского убора совершенно неизвестны. Они появляются лишь в середине - второй половине I тысячелетия н.э., когда на основе предшествующих археологических культур - дьяковской, городецкой и пьяноборской - начинается формирование раннесредневековый финно-угорских народностей: мери, мещеры, муромы, мордвы.

Близость зооморфных украшений мордвы, муромы, мещеры, мери подтверждает их этническую общность и отличие от пермских групп финно-угров.

Изучение значения бронзовой костюмной гарнитуры затруднено фрагментарностью археологических источников, дошедших до наших дней. Украшения использовались в комплексе с одеждой и её деталями, вышивкой, элементами узорного ткачества.

Этнически определяющими предметами этих народностей являлись головной убор, пояс, обувь, реконструируемые по сохранившимся металлическим деталям и украшениям.

В древности головной убор всегда был показателем общественного положения человека, его социальной и племенной принадлежности. Особенно это относилось к женскому головному убору. Изменение в социальном положении женщины, вхождение ее в новый род всегда сказывались на перемене одежды и головного убора. Однако его функция не только социальная или возрастная, но и магическая: головной убор являлся оберегом. Это связано с тем, что у многих народов волосам приписывалась особая магическая сила, связанная с плодородием. В состав головного убора входили жгуты, венчики, ремни, височные кольца, накосники.

Головные жгуты изготавливались из конского волоса, льняных или шерстяных нитей, свернутых или сшитых в виде трубочки полос кожи, бересты. Они укреплялись бронзовыми разомкнутыми колечками, обматывались тонкими кожаными ремешками, обвитыми спиральками, пронизками. Замкнутые жгуты охватывали голову женщины кругом, от лба к затылку. Дугообразные жгуты—наиболее своеобразная особенность головного убора муромы: они неизвестны другим финским племенам. В VIII-X вв. головные жгуты отличались массивностью и обязательно обвивались бронзовой спиралью.

Головные венчики носились на лобной части: на темени концы их завязывались или застегивались металлической пряжкой. Венчики изготавливались также из полосок кожи или ткани и украшались нашитыми на лицевую сторону бусами, бронзовыми спиральками, прямоугольными обоймицами [Прил. А, рис.7].

Узкий головной ремень(до 1 см), украшался бронзовыми спиралями, обоймицами, трапециевидными привесками и обхватывал голову кругом (завязывался на темени). Он и в более поздние времена оставался постоянным элементом головного убора, но в IX в. в дополнение к нему появился широкий (до 3 см) головной ремень. Последний надевался на голову выше узкого. В начале XI в. этот сложный головной убор выходит из употребления.

Височные привески также являются важнейшей частью женского головного убора. Они представляют собой спиральку в несколько оборотов из проволоки, один конец которого вытянут в виде стержня, обмотан проволокой и заканчивается бипирамидальным грузиком [Прил. А, рис.8].

Для VI—VII вв. характерны два вида височных колец: проволочные гладкие и со щитком. Гладкие браслетообразные кольца с тупыми сходящимися концами обычно изготавливались из серебра. Диаметр колец 5—11 см; в погребении их находят по два. Височные кольца со щитком изготавливались главным образом из бронзы. В VI—VII вв. эти кольца диаметром 6—7 см имели миниатюрный щиток неопределенной формы и помещались по два—четыре в погребение. Иногда кольца дополняют шумящие привески, спирали [Прил. А, рис.9].

Составной частью женского головного убора являются накосники. Это украшение не столько связано с женским головным убором, сколько с типом женской прически. По своему внешнему виду накосники делятся на типа: кистевидные и трубчатые. Кистевидный накосник представляет собой длинный кожаный ремешок, нижний конец которого разрезан на несколько узких длинных хвостиков-ремешков. Эти хвостики и сам ремень плотно, виток к витку, обвиты бронзовой проволокой. Верхний конец вплетался в косу. На конце каждого ремешка подвешивалась привеска. Трубчатый накосник представляет собой прядь волос, обмотанную ремешком, а затем плотно, виток к витку, - бронзовой круглой проволокой [Прил. А, рис.10].

Самым распространенным шейным украшением являлись гривны. Они были излюбленным украшением замужних зажиточных женщин. Все гривны поп поперечному сечению можно разделить на пластинчатые и дротовые. Пластинчатые гривны имеют застежку в виде двух крючков. К нижнему краю на колечках, продетых сквозь отверстия, идущие вдоль края, подвешен ряд привесок. Дротовые гривны сделаны из круглого в поперечном сечении дрота, обвитого проволокой. Обычно носили застежкой вперед [Прил. А, рис.11,12].

Бусы являются довольно распространенным женским украшением и подразделяются на каменные, стеклянные, ребристые, цилиндрические [Прил. А, рис.13].

Распространенным нагрудным украшением были трапециевидные привески с трубчатыми подвесками. Носили такие украшения на груди, справа и слева. Также были известны ажурные кольцевидные бляхи, украшенные вверху двумя конскими головками, а внизу – привесками в виде утиных лапок, подвешенных на цепочке из восьмеркообразных звеньев. Распространенным нагрудным украшением как в женских, так и в мужских костюмах являются кольцевидные застежки. Они представляют собой незамкнутое кольцо, к концам которого крепятся привески. Эти украшения имели утилитарное значение – являлись застежками одежды [Прил. А, рис.14].

Также носили кожаные пояса, нередко богато украшенные металлическими накладками, обоймами и наконечниками. Классическая форма женского пояса— с широким и длинным боковым ремнем справа — получает наибольшее распространение в Х в. Ремень покрывался сплошь бронзовыми обоймами. Особое внимание уделялось украшению передней части пояса.

Иногда же на ремень нанизывались пронизки — полуцилиндрики с колокольчиками или привесками в виде гусиных лапок. Шумящие украшения пояса должны были отпугивать злых духов. Об охранительном значении пояса свидетельствуют и амулеты-коньки, опущенные с пояса до уровня лона женщины.

Бляхи с дверкой являются самым распространенным женским поясным украшением. Это – дисковидная бляха, сделанная из бронзовой пластины, в центре которой расположено круглое отверстие, прикрытое дверкой. Дверка имеет круглую форму с треугольным выступом-язычком. На противоположном от язычка конце имеется прямоугольное ушко, с помощью которого дверка крепилась. В центре и крестообразно по периметру бляха орнаментирована выпуклинами, по краю украшена тремя рядами ложной зерни [Прил. А, рис.15].

Браслеты были довольно распространенным женским, мужским и детским украшением. На руках носили спиральные, дротовые, плоско-выпуклые или пластинчатые браслеты [Прил. А, рис.16,17].

Перстни носили по одному или два на каждой руке. Иногда их число достигало трех и четырех. Подразделялись на спиральные, широкосерединные и с глазком [Прил. А, рис.18].

Бронзовые украшения кожаной обуви состояли из пронизок, обоймиц и различных бляшек с подвешенными к ним колечками, пришивавшихся в области стопы. Ноги от щиколоток до середины голени у некоторых племен плотно обматывались ремнем, сплошь покрытым бронзовыми обоймами.

За основу проектируемой коллекции выбираем зооморфные украшения финно-угорских народов Поволжья, которые выполняютсяс применением современных технологий и материалов. Данные украшения ложатся в основу всей коллекции и дополняются вышивкой.

Для интерпретации бронзовой костюмной гарнитуры привлекаются разновременные пласты, в которых значения образов могут быть различны. Поэтому учитываются архетипичные, общечеловеческие мифологемы, присущие всем народам, особенности религиозно-мифологических традиций, характерные для финно-угорских народов.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.