В соответствии с заданием дипломного проекта по литературным источникам, каталогам музеев и выставок проводим анализ костюмов и их аксессуаров. Обращаем внимание на силуэт и форму, образное решение, конструкцию, цвет и фактуру применяемых материалов, характер отделки.
Создание коллекции моделей одежды всегда начинается с выбора творческого источника. Творческими источниками при проектировании коллекции являются любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, которые окружают дизайнера.
Для дизайнеров одежды, которых всегда интересуют форма вообще, сопряжения объемов, сочетание разнообразных построений, творческими источниками являются: произведения архитектуры, предметы быта, декоративно – прикладного искусства - все это дает пищу для придумывания. Каждый дизайнер одежды пользовался своими излюбленными творческими источниками.
Основным источником вдохновения данной коллекции являются зооморфные украшения финно-угорских народов ПоволжьяVIII-ХI вв. Зооморфные подвески из бронзы и рога - излюбленное женское украшение народов Поволжья в VIII-ХI вв. - имеют длинную предысторию. Ее истоки восходят к культу животных.
Культ животных, сохранившийся даже в классовых обществах и развитых религиях, возник в первобытном обществе. Предметом культа служили прежде всего животные, охота на которых являлась источником существования человека. Почитались также некоторые звери и птицы, не бывшие постоянным объектом охоты, но считавшиеся старшими, хозяевами. Тогда же сложились и представление о родстве определенной группы людей с каким-либо видом почитаемых животных - тотемом, и связанные с этим обряды, действия. Следы тотемизма исследователи находят у народов всех континентов.
Так, этнографами подробно описан культ медведя. Первоначально зверь был объектом охоты и, следовательно, промысловой магии. О тотемических корнях медвежьего культа свидетельствуют этнографические факты ряда сибирских и прибалтийско-финских народов.
В бронзовых костюмных украшениях с образом медведя (рассмотрено почти 300 артефактов), выявлены типы изображений и композиций с ним. На всей гарнитуре, которая представлена подвесками, накладками, застёжками, наконечниками ремней, пронизками, в виде привесок-клыков, браслетами запечатлён сюжет – «медведь в жертвенной позе». Обнаружено несколько его иконографических воплощений: 1) медвежья голова; 2) голова, лежащая между лап, изображение анфас; 3) фигура медведя, изображение в профиль; 4) растянутая шкура медведя, вид сверху. Большая часть категорий бронзовой костюмной гарнитуры с образом медведя – арочные шумящие подвески, подвески-ложечки, пронизки, наконечники ремня, имитации клыков и когтей - часть ритуального женского костюма [Прил. А, рис.1].
Столь же древним являлся и культ лося или оленя. Все бронзовые предметы с этим образом подразделяются на культовые вещи и костюмную гарнитуру, состоящую из пронизок, накладок, подвесок, пряжек и наконечников ремней. Из почти 200 артефактов к принадлежностям костюма можно отнести чуть более трёх десятков предметов. Местонахождение изделий с образом лося в составе кладов, на святилищах и жертвенных местах и принадлежность основной массы к культовым вещам свидетельствуют об их огромном сакральном значении. Все бронзовые элементы костюма с изображениями лося относились к принадлежностям отправления охотничьих обрядов, суть которых сводилась к просьбам об удачном промысле, о плодовитости зверей и людей [Прил. А, рис.2].
Образ коня в металлопластике отличается от образов медведя и лося своим поздним происхождением. Знакомство с одомашненной лошадью произошло в бронзовом веке благодаря контактам с индоиранцами. Основные семантические признаки выражены в его водной, хтонической природе, связи с культом солнца и огня, близнечным культом, объединяющим и противопоставляющим его водную и солнечную ипостаси и являющимся выражением темы повышенной плодовитости и цикличности жизни.
Основные идеи, заложенные в изделиях – плодородие и защита. Участие коня во всех сельскохозяйственных праздниках указывает на вероятное использование бронзовой гарнитуры с его образом в аграрной магии.
Основные признаки образа коня – хтонический, солярный, близнечный, плодородный, медиативный, жертвенный и тотемный.
Образ коня присутствует на подвесках шумящих и не шумящих, пронизках, нагрудных накладках типа «нагрудник» и «передник», поясных накладках, пряжках, гребешках и кресалах. Все изображения лошади на деталях костюма объединяются в пять сюжетов: «змееборческий», представленный композицией «конь на змее» на пряжках, подвесках и накладках; «всадник», который встречен только на культовых изделиях; «солярный», выраженный в виде коньков-пронизок и подвесок, украшенных кружковым орнаментом; «близнечный», воплощённый в композициях из раздвоенных в зеркальной симметрии коньков, развёрнутых в разные стороны или повёрнутых друг к другу на подвесках, пронизках, накладках и кресалах; «конь под мировым деревом», композицию этого сюжета составляют три, стоящих друг за другом лошади под деревом на арочных подвесках.
Наличие в коньковых подвесках шумящих дополнений или использование самого образа коня в виде «колокольчика» свидетельствует о возможном функционировании этих изделий в качестве музыкального инструмента, сопровождающего ритуальный женский танец [Прил. А, рис.3, 4].
В отличие от рассмотренных выше элементов зооморфного кода древнего финно-угорского искусства образ змеи встречается в нем не часто и, как правило, на украшениях, находящихся на периферии костюмного комплекса, например, на браслетах [Прил. А, рис.5].
У охотничье-рыболовческих народов был культ птиц. У народов Сибири выявлен ряд родов и групп, признававших своими тотемами орла, журавля, ворона, ястреба, чайку, гагару. У финно-угорских народов севера Восточной Европы и Западной Сибири существовал культ водоплавающей птицы. Гусь считался и в ХVIIIв. тотемной птицей у обских угров. У удмуртов такой птицей был, очевидно, лебедь.
Наиболее широко было распространено почитание утки. В мифах карелов утка считалась прародительницей мира. По космогонической легенде, записанной у коми, из яиц утки образовались небесные сферы, солнце, луна, а из тела возникла первородная земля [Прил. А, рис.6].
На всех этапах истории народов Поволжья были распространены два погребальных обряда - захоронение тела умершего головой к северу в прямоугольной яме или захоронение остатков сожженного тела в прямоугольной, квадратной или овальной яме. Во всех случаях погребения сопровождались вещами - украшениями, орудиями труда, бытовыми вещами, оружием, керамическими сосудами.
Обращение к зооморфным украшениям как к историческому источнику показало огромные возможности этого материала в решении вопросов этнической истории.
В археологических культурах раннего железного века Верхнего и Среднего Поволжья бронзовые зооморфные украшения как существенная часть женского убора совершенно неизвестны. Они появляются лишь в середине - второй половине I тысячелетия н.э., когда на основе предшествующих археологических культур - дьяковской, городецкой и пьяноборской - начинается формирование раннесредневековый финно-угорских народностей: мери, мещеры, муромы, мордвы.
Близость зооморфных украшений мордвы, муромы, мещеры, мери подтверждает их этническую общность и отличие от пермских групп финно-угров.
Изучение значения бронзовой костюмной гарнитуры затруднено фрагментарностью археологических источников, дошедших до наших дней. Украшения использовались в комплексе с одеждой и её деталями, вышивкой, элементами узорного ткачества.
Этнически определяющими предметами этих народностей являлись головной убор, пояс, обувь, реконструируемые по сохранившимся металлическим деталям и украшениям.
В древности головной убор всегда был показателем общественного положения человека, его социальной и племенной принадлежности. Особенно это относилось к женскому головному убору. Изменение в социальном положении женщины, вхождение ее в новый род всегда сказывались на перемене одежды и головного убора. Однако его функция не только социальная или возрастная, но и магическая: головной убор являлся оберегом. Это связано с тем, что у многих народов волосам приписывалась особая магическая сила, связанная с плодородием. В состав головного убора входили жгуты, венчики, ремни, височные кольца, накосники.
Головные жгуты изготавливались из конского волоса, льняных или шерстяных нитей, свернутых или сшитых в виде трубочки полос кожи, бересты. Они укреплялись бронзовыми разомкнутыми колечками, обматывались тонкими кожаными ремешками, обвитыми спиральками, пронизками. Замкнутые жгуты охватывали голову женщины кругом, от лба к затылку. Дугообразные жгуты—наиболее своеобразная особенность головного убора муромы: они неизвестны другим финским племенам. В VIII-X вв. головные жгуты отличались массивностью и обязательно обвивались бронзовой спиралью.
Головные венчики носились на лобной части: на темени концы их завязывались или застегивались металлической пряжкой. Венчики изготавливались также из полосок кожи или ткани и украшались нашитыми на лицевую сторону бусами, бронзовыми спиральками, прямоугольными обоймицами [Прил. А, рис.7].
Узкий головной ремень(до 1 см), украшался бронзовыми спиралями, обоймицами, трапециевидными привесками и обхватывал голову кругом (завязывался на темени). Он и в более поздние времена оставался постоянным элементом головного убора, но в IX в. в дополнение к нему появился широкий (до 3 см) головной ремень. Последний надевался на голову выше узкого. В начале XI в. этот сложный головной убор выходит из употребления.
Височные привески также являются важнейшей частью женского головного убора. Они представляют собой спиральку в несколько оборотов из проволоки, один конец которого вытянут в виде стержня, обмотан проволокой и заканчивается бипирамидальным грузиком [Прил. А, рис.8].
Для VI—VII вв. характерны два вида височных колец: проволочные гладкие и со щитком. Гладкие браслетообразные кольца с тупыми сходящимися концами обычно изготавливались из серебра. Диаметр колец 5—11 см; в погребении их находят по два. Височные кольца со щитком изготавливались главным образом из бронзы. В VI—VII вв. эти кольца диаметром 6—7 см имели миниатюрный щиток неопределенной формы и помещались по два—четыре в погребение. Иногда кольца дополняют шумящие привески, спирали [Прил. А, рис.9].
Составной частью женского головного убора являются накосники. Это украшение не столько связано с женским головным убором, сколько с типом женской прически. По своему внешнему виду накосники делятся на типа: кистевидные и трубчатые. Кистевидный накосник представляет собой длинный кожаный ремешок, нижний конец которого разрезан на несколько узких длинных хвостиков-ремешков. Эти хвостики и сам ремень плотно, виток к витку, обвиты бронзовой проволокой. Верхний конец вплетался в косу. На конце каждого ремешка подвешивалась привеска. Трубчатый накосник представляет собой прядь волос, обмотанную ремешком, а затем плотно, виток к витку, - бронзовой круглой проволокой [Прил. А, рис.10].
Самым распространенным шейным украшением являлись гривны. Они были излюбленным украшением замужних зажиточных женщин. Все гривны поп поперечному сечению можно разделить на пластинчатые и дротовые. Пластинчатые гривны имеют застежку в виде двух крючков. К нижнему краю на колечках, продетых сквозь отверстия, идущие вдоль края, подвешен ряд привесок. Дротовые гривны сделаны из круглого в поперечном сечении дрота, обвитого проволокой. Обычно носили застежкой вперед [Прил. А, рис.11,12].
Бусы являются довольно распространенным женским украшением и подразделяются на каменные, стеклянные, ребристые, цилиндрические [Прил. А, рис.13].
Распространенным нагрудным украшением были трапециевидные привески с трубчатыми подвесками. Носили такие украшения на груди, справа и слева. Также были известны ажурные кольцевидные бляхи, украшенные вверху двумя конскими головками, а внизу – привесками в виде утиных лапок, подвешенных на цепочке из восьмеркообразных звеньев. Распространенным нагрудным украшением как в женских, так и в мужских костюмах являются кольцевидные застежки. Они представляют собой незамкнутое кольцо, к концам которого крепятся привески. Эти украшения имели утилитарное значение – являлись застежками одежды [Прил. А, рис.14].
Также носили кожаные пояса, нередко богато украшенные металлическими накладками, обоймами и наконечниками. Классическая форма женского пояса— с широким и длинным боковым ремнем справа — получает наибольшее распространение в Х в. Ремень покрывался сплошь бронзовыми обоймами. Особое внимание уделялось украшению передней части пояса.
Иногда же на ремень нанизывались пронизки — полуцилиндрики с колокольчиками или привесками в виде гусиных лапок. Шумящие украшения пояса должны были отпугивать злых духов. Об охранительном значении пояса свидетельствуют и амулеты-коньки, опущенные с пояса до уровня лона женщины.
Бляхи с дверкой являются самым распространенным женским поясным украшением. Это – дисковидная бляха, сделанная из бронзовой пластины, в центре которой расположено круглое отверстие, прикрытое дверкой. Дверка имеет круглую форму с треугольным выступом-язычком. На противоположном от язычка конце имеется прямоугольное ушко, с помощью которого дверка крепилась. В центре и крестообразно по периметру бляха орнаментирована выпуклинами, по краю украшена тремя рядами ложной зерни [Прил. А, рис.15].
Браслеты были довольно распространенным женским, мужским и детским украшением. На руках носили спиральные, дротовые, плоско-выпуклые или пластинчатые браслеты [Прил. А, рис.16,17].
Перстни носили по одному или два на каждой руке. Иногда их число достигало трех и четырех. Подразделялись на спиральные, широкосерединные и с глазком [Прил. А, рис.18].
Бронзовые украшения кожаной обуви состояли из пронизок, обоймиц и различных бляшек с подвешенными к ним колечками, пришивавшихся в области стопы. Ноги от щиколоток до середины голени у некоторых племен плотно обматывались ремнем, сплошь покрытым бронзовыми обоймами.
За основу проектируемой коллекции выбираем зооморфные украшения финно-угорских народов Поволжья, которые выполняютсяс применением современных технологий и материалов. Данные украшения ложатся в основу всей коллекции и дополняются вышивкой.
Для интерпретации бронзовой костюмной гарнитуры привлекаются разновременные пласты, в которых значения образов могут быть различны. Поэтому учитываются архетипичные, общечеловеческие мифологемы, присущие всем народам, особенности религиозно-мифологических традиций, характерные для финно-угорских народов.