«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П. ОГАРЁВА»
Институт национальной культуры
Кафедра дизайна и рекламы
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
д-р филос. наук, проф.
И. Л. Сиротина
21.09.2013
ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Студент Гуськова Элла Николаевна
1 Тема: Разработка коллекции женских костюмов по мотивам зооморфных украшений финно-угорских народов ПоволжьяVIII-ХI вв «Кезэрень Чить» (Древние Времена)
Утверждена по МордГу № 7309-с от 11.09.2012
2 Срок представления работы к защите 15.03.2013
3 Исходные данные для дипломного проекта: литературные источники, музейные экспонаты, статьи, электронные ресурсы.
3.3 Конструкция проектируемого костюма и его технологическое описание…………………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………..…39
Список использованных источников………………………………………....…41
Приложение А…………………………………………………………………….45
Приложение Б…………………………………………………………………….69
Приложение В…………………………………………………………………….80
Введение
На протяжении тысячелетий одежда и украшения развивались в тесном контакте, оказывая большое взаимное влияние. Характер одежды предполагал определенную форму и состав украшений, которые, в свою очередь, органично входя в композицию костюма, существенно влияли на его образ. Таким образом, на протяжении всей истории украшения из металла и костюм имели прочные связи, постоянно взаимодействуя, дополняя и влияя друг на друга.
В большинстве источников, затрагивающих тему украшений в костюме, последние рассматриваются лишь как дополнения к одежде. При этом предметом описания являются, в основном, формы украшений, способы применения и только отчасти роль и функции.
Зооморфные украшения принадлежат к числу наиболее ярких элементов материальной и духовной культуры. Эти изделия являются одновременно объектами изучения искусствознания, поскольку они - произведения искусства, а так же объектами археологической и этнографической наук, так как они - древние артефакты.
С момента открытия и до наших дней изделия бронзовой пластики с зооморфными мотивами привлекают к себе внимание исследователей. Их изучению посвящено много трудов, но у учёных нет единой точки зрения в интерпретации этих предметов.
Больший интерес, в основном, вызывали интригующие своими изображениями культовые вещи, костюмная гарнитура всегда оставалась в их тени. Кроме того, основная масса исследований этой категории бронзовых изделий посвящена формально-типологическим, статистическим, картографическим, этническим и другим характеристикам, семантике уделено недостаточно внимания. Хотя известно, что бронзовая костюмная гарнитура - это, во-первых, практически единственная сохранившаяся деталь одежды, а во-вторых, фиксатор наиболее значимых культовых персонажей.
В последнее время намечаются новые пути расшифровки смыслового содержания вещевого материала благодаря накоплению источников и всестороннему их изучению, это позволяет с большей степенью достоверности их интерпретировать. Именно в интерпретации артефактов особенно заинтересовано современное археологическое знание, поскольку описание и систематизацию данных можно считать свершившимся этапом в науке. Поэтому существует реальная потребность в разработке проблемы семантики костюмных украшений.
Актуальность темы данного исследования состоит в том, что в настоящее время существует множество различных клубов исторической реконструкции различных эпох и народов, в том числе и эпохи раннего средневековья народов Поволжья.
Эти клубы делают акцент на изучении культуры, быта народов на основе археологических данных, письменных источников, культурных памятников, создают и демонстрируют целостные образы жителей на основе научных данных, а также занимаются воссозданием традиций, моделированием и реконструкцией предметов материальной культуры VIII-ХI вв.
Участники клубов постоянно участвуют в различных мероприятиях, устраивают концерты и показательные выступления, снимаются в кино, делают каскадёрские трюки и постановки.
Костюмы, украшения, предметы быта, доспехи и оружие, созданные мастерами, полностью аутентичны историческим оригиналам и научно подтверждены археологическими исследованиями российских и европейских ученых.
Объект исследования - зооморфные украшения финно-угорских народов Поволжья VIII-ХI вв.
Предмет исследования – семантика этих изделий, значение зооморфных образов на бронзовой костюмной гарнитуре Поволжья VIII-ХI вв.
Цель дипломного проекта – спроектировать коллекцию женских костюмов по мотивам зооморфных украшений финно-угорских народов Поволжья VIII-ХI вв., которая решается в следующих задачах:
- дать характеристику творческого источника;
- провести анализ традиционного народного костюма цветовых решений;
- разработать художественный образ коллекции;
- провести разработку требований к проектируемой коллекции;
- разработать композиционное и цветовое решение проектируемой модели;
- определить исходные данные для проектирования;
- дать художественно-конструкторскую характеристику;
- провести конфекционирование материалов;
- разработать чертежи конструкции проектируемого костюма;
В процессе выполнения дипломного проекта анализируется творческий источник, в результате чего проектируется женская коллекция костюмов и выполняется в материале. Данная коллекция носит сценический характер.