В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или свершившейся ЧС постановлением Правительства РФ, либо органа исполнительной власти субъекта РФ или органа муниципальной власти в зоне их ответственности устанавливается следующие режимы функционирования РСЧС (повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации) - табл.8: Эти режимы вводятся в следующих случаях:
- повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, пожарной, гидрометеорологической обстановке и при отсутствии эпидемий, эпизоотий;
- повышенной готовности – при ухудшении указанной обстановки и получении прогнозных данных о возможности возникновения ЧС;
- чрезвычайной ситуации – при возникновении ЧС и принятии мер по ликвидации её последствий.
Таблица 8.
Мероприятия, выполняемые в режимах функционирования РСЧС
Режим функциониро-вания
Выполняемые мероприятия
Повседневной деятельности
Наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально-опасных объектах экономики и прилегающих к ним территориям.
Планирование, выполнение программных мероприятий по предупреждению ЧС, повышению устойчивого функционирования объектов экономики, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба при прогнозируемых ЧС.
Оказание методической помощи руководителям и штабам ГОЧС объектов экономики; совершенствование подготовки их сил и средств к действиям в ЧС; организация обучения населения способам защиты и правилам действия в ЧС.
Создание и пополнение финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС.
Повышенной готовности
Принятие соответствующими КЧС (штабами ГОЧС) руководства функционированием подсистем РСЧС.
Формирование оперативной группы (ОГ) для выявления причин ухудшения обстановки в районе возможной ЧС и выработка предложений по её нормализации.
Усиление дежурно-диспетчерской службы, активизация наблюдения за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально-опасных объектах, их территориях. Прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов.
Уточнение планов действий в ЧС, обеспечение устойчивого функционирования объектов экономики, приведение в готовность сил и средств для ликвидации последствий ЧС, при необходимости – выдвижение их в район предполагаемой ЧС; разработка мер по защите населения и окружающей среды.
Возникновения и ликвидации ЧС
Выдвижение ОГ в район ЧС, определение границ зоны ЧС, принятие мер по её локализации, ликвидации и организации защиты населения.
Организация работ по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.
Обеспечение устойчивого функционирования объектов и отраслей экономики.
Силы и средства РСЧС
Силы и средства РСЧС включают в себя силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации последствий ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля – это органы управления и учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль деятельности потенциально-опасных объектов экономики, анализ хода природных процессов и явлений, состояния здоровья людей, качества продуктов питания, веществ, материалов и окружающей среды. Их деятельность направлена на прогнозирование и предупреждение развития ЧС, а при возникновении ЧС – на оповещение о возникшей угрозе.
Силы и средства ликвидации ЧС включают формирования и учреждения, создаваемые в министерствах и ведомствах, на предприятиях и в учреждениях для предупреждения и ликвидации ЧС. В их состав входят:
- учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК);
- противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-технические и восстановительные формирования органов исполнительной власти;
- войска ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
- воинские части радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;
- аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России;
- аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электростанций Минатома России;
- формирования службы защиты животных и растений Минсельхоза России;
- территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;
- отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
Основными принципами работы сил и средств РСЧС являются:
- принцип гуманизма и милосердия, определяющий приоритетность спасения жизни и сохранения здоровья людей;
- принцип единоначалия в руководстве аварийно-спасательными и восстановительными работами;
- принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на ЧС;
- принцип оправданного риска при проведении спасательных работ.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов исполнительной власти, на территориях которых сложилась ЧС, под руководством соответствующих КЧС и ПБ (штабов ГОЧС). Для этого, на всех уровнях создаются резервные фонды финансовых и материальных ресурсов. При возникновении масштабных ЧС и недостаточности сил и средств по ее ликвидации за помощью обращаются в вышестоящую КЧС и ПБ, которая осуществляет координацию и руководство ликвидацией ЧС.
Информационное обеспечение РСЧС осуществляется автоматизированной информационно-управляющей системой (АИУС) органов управления МЧС России на ее административных территориях. Опыт ликвидации последствий ЧС выявил значительную потребность населения в информации о возникших событиях. В этой связи, СМИ обязаны грамотно информировать население, противостоять негативному воздействию на психическое здоровье населения и нести правовую ответственность за подачу информации.