Организация эффективного и оперативного взаимодействия СМК с ведомственным здравоохранением и функциональными подсистемами РСЧС, участвующими в ликвидации последствий ЧС – важнейший элемент управления, обеспечивающий успешное выполнение задач по спасению жизни и сохранению здоровья пострадавших в ЧС, спасателей и населения, находящего вблизи зоны ЧС.
Взаимодействие – это система согласованных и взаимосвязанных (по целям и задачам, месту и времени, принципам и методам, способам и объему) мероприятий, обеспечивающих подготовку органов управления, формирований и учреждений СМК и функциональных подсистем РСЧС к действиям по ликвидации последствий ЧС. Оно предусматривает:
- эффективное прогнозирование и оценку обстановки в очагах ЧС;
- грамотное планирование и проведение аварийно-спасательных работ;
- выполнение мероприятий по управлению силами и средствами СМК в процессе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Взаимодействие осуществляется на всех уровнях службы в соответствии с планами медико-санитарного обеспечения населения в ЧС или планами действий УЗ в ЧС. В его основе лежат следующие принципы:
- единство государственной политики в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС;
- единство подходов в прогнозировании и оценке медико-санитарной обстановки при угрозе и возникновении ЧС и учет возможностей аварийно-спасательных формирований, включая формирования медицинского профиля;
- приоритет сохранения жизни и здоровья различных категорий населения при возникновении и ликвидации последствий ЧС;
- единство доктрины подготовки и использования сил и средств СМК, организации проведения комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических мероприятий и мероприятий по медицинскому снабжению в ЧС;
- наличие единых учетно-отчетных документов и единой организации обмена информацией.
Организация и порядок взаимодействия определяются двусторонними Положениями, которые разрабатываются ЦМК, согласовываются с руководителями взаимодействующих сторон, утверждаются председателем КЧС и ПБ территории и реализуются на практике. Взаимодействие по организации ликвидации последствий ЧС должно быть обеспечено с:
- ведомственными ЛПУ и прочими УЗ;
- МЧС России и его структурными управлениями;
- службами ГОЧС, создаваемыми в органах управления отраслей экономики;
- управлениями Роспотребнадзора и ЦГиЭ в территориях;
- государственными предприятиями «Фармация» и «Медтехника»;
- общественной организацией «Российский Красный Крест»;
- командованием гарнизона и воинских частей;
- учреждениями образования, культуры и искусства;
- средствами массовой информации.
В положениях о взаимодействии с ведомственными УЗ определяются задания по количеству и профилю выделяемых коек для госпитализации пострадавших, количеству и виду создаваемых формирований СМК и организация их привлечения к работе в ЧС.
Взаимодействие с МЧС России предусматривает:
- взаимное обеспечение информацией об угрозе и возникновении ЧС;
- организацию поиска и сбора пострадавших (пораженных), оказание им первой помощи с проведением эвакуации из опасных зон;
- предоставление сведений о пострадавших, поступивших на лечение в ЛПУ;
- участие в медицинском обеспечении спасателей и лиц, принимавших участие в ликвидации последствий ЧС;
- оказание содействия в медицинской подготовке спасателей и в пополнении медицинского имущества аварийно-спасательных формирований;
- организацию методического руководства обучением специалистов СМК по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
- осуществление операций по доставке сил и средств СМК в районы ЧС;
- участие в согласовании законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам оказания медицинской помощи пострадавшему в ЧС населению.
Крайне важно взаимодействие СМК с аварийно-спасательными формированиями служб ГОЧС территории, своевременные и качественные действия которых во многом определяют результаты ликвидации последствий ЧС, бесперебойный характер работы формирований и учреждений СМК в очаге ЧС и за его пределами. В положениях о взаимодействии с этими службами определяются виды и количество необходимых сил и средств, выделяемых для обеспечения работы СМК по оказанию медицинской помощи пострадавшим, их быстрейшей эвакуации в ЛПУ и обеспечения устойчивого функционирования последних. Организация взаимодействия, изложенная в Положениях, должна отрабатываться на совместно проводимых учениях, по результатам которых, при необходимости, вносятся дополнения и изменения.
В случае возникновения ЧС в ЛПУ, характер которых предусматривает необходимость проведения экстренной эвакуации больных и персонала, необходима организация взаимодействия ЛПУ с:
- расположенными поблизости учреждениями образования и культуры (образовательные учреждения, театры, киноконцертные залы и т.п.) с целью временного размещения в них больных, эвакуируемых из ЛПУ;
- транспортными предприятиями – для осуществления эвакуации больных, как в места временного размещения, так и в другие ЛПУ для временной госпитализации и продолжения стационарного лечения. Не следует забывать и о необходимости осуществления последующей реэвакуации.
Как правило, техногенные и природные ЧС повышают вероятность возникновения крупных вспышек инфекционных заболеваний, вследствие уязвимости под воздействием ЧС систем электро-, водо-, теплоснабжения и канализации, приводящих к нарушению энергообеспечения, дефициту питьевой воды, неудовлетворительному ее качеству, трудностям в избавлении от экскрементов и других отходов, к снижению температурных показателей в помещениях, способных ухудшить санитарно-гигиенические условия и нарушить эпидемиологическое равновесие. Риск возникающих эпидемий прямо зависит от плотности проживаемого в зоне ЧС населения, возникших затоплений населенных пунктов вследствие наводнений, затяжных дождей и штормовых ветров.
Учитывая это, органами управления здравоохранением совместно с территориальными управлением Роспотребнадзора и ЦГиЭ должны быть разработаны и практически отработаны:
- система сбора данных об обстановке;
- порядок проведения эпидемиологического надзора и контроля;
- перечень потенциальных инфекционных заболеваний, способных развиться при возникновении техногенных, природных и социальных ЧС, механизмы их предупреждения и ликвидации;
- программы по подготовке персонала УЗ и населения к действиям в ЧС.
Положениями о взаимодействии с предприятиями «Фармация, «Медтехника» и отделениями Красного Креста предусматриваются:
- обеспечение формирований и учреждений СМК, работающих в очаге ЧС, медицинским имуществом и оборудованием (а при необходимости, и ремонта последнего) по типу автолетучек;
- подготовка населения по выработке ими навыков оказания первой помощи и проведению соревнований с формированиями СМК, создаваемыми на предприятиях и в учреждениях.
Судебно-медицинская служба, создаваемая на базе БСМЭ и организационно входящая в состав СМК, готовится к выполнению мероприятий по осуществлению экспертизы и освидетельствования погибших, пострадавших в ЧС, организации идентификации останков погибших, выписыванию свидетельств о смерти в условиях жесткого временного лимита. С этой целью в БСМЭ необходимо создавать и готовить к работе с погибшими в очагах ЧС БрСМЭ и ССМБПГ, персонал которых обязан готовиться к решению вышеуказанных задач при возникновении ЧС. Значительное число погибших и пострадавших в ЧС, недостаток штатных мест в холодильных камерах БСМЭ и штатных моргах для хранения тел погибших или их останков при высокой температуре атмосферного воздуха, определяют необходимость взаимодействия БСМЭ с транспортными предприятиями с целью привлечения автомобильных или железнодорожных рефрижераторов для этих целей.
При ЧС велика роль получения разведывательных данных об обстановке и проведении профилактических и защитных мероприятий. Эти задачи СМК может решить путем взаимодействия с воинскими частями, службами ГОЧС (в том числе представляющую гидрометеослужбу) и получать от них следующую информацию:
- о наличии токсических примесей в атмосфере, водной среде, почве, на объектах внешней среды и в продуктах питания;
- о выявлении путей и мест эвакуации пострадавших, мест нахождения водоисточников, складов с различными видами имущества;
- об определении возможностей по обеспечению сил, участвующих в ликвидации последствий ЧС теплом, электроэнергией, связью и т.п.