Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация управления службой медицины катастроф



В создании и совершенствовании СМК, организации оказания ЭМП пострадавшим в очагах ЧС, одним из ведущих факторов является наличие стройной, четкой и эффективной системы управления Службой, формированиями и учреждениями, входящими в ее состав.

Управление – целенаправленная, творческая деятельность руководителя СМК подчиненными органами управления, учреждениями и формированиями Службы по поддержанию ее готовности к решению задач по рациональному, эффективному использованию сил и средств СМК в целях медико-санитарного обеспечения пострадавшего населения и территорий в очагах ЧС. Управление является информационным процессом, включающим следующие функции (рис. 5):

- получение первичной информации о ЧС;

- переработку полученной информации и выработку решения;

- постановку задач объектам управления;

- контроль выполнения принятых решений и отданных распоряжений.

 

 
 

 


Сбор сведений о медико-санитарной обстановке, их анализ для выработки решения: - при подготовке к ликвидации последствий ЧС; - в ходе ликвидации последствий ЧС
Постановка

задач Доклад о состоянии

       
   
 


Объекты управления

анализ

 

Рис. 5. Схема управления СМК

В условиях ЧС управление должно быть непрерывным, устойчивым и мобильным. Это достигается совершенствованием знаний и навыков руководителей, созданием основных и запасных пунктов управления, оснащением их средствами связи, электронной техникой и заблаговременной подготовкой дублеров. Основными принципами, определяющими сущность, содержание и методы управления являются:

Единоначалиепри осуществлении распорядительных функций-свойство руководителей СМК всех уровней, наделенных необходимыми властными функциями, нести персональную ответственность за организацию ЭМП пострадавшему в ЧС населению на административных территориях.

Централизацияуправления – это способность руководителя в короткие сроки объединить в своих руках руководство подчиненными ему силами и средствами, вне зависимости от ведомственной принадлежности, и направить усилия по единому замыслу для выполнения поставленных задач. Централизация управления не исключает предоставление подчиненным инициативы в определении тактики решаемых задач, умении анализировать обстановку, предвидеть ее развитие и делать выводы из ее оценки.

Твердость и настойчивостьв реализации принятых решений - способность руководителя принимать обоснованные решения и сохранять в своих руках руководство подчиненными силами и средствами в любой обстановке. Принцип предполагает жесткий контроль исполнения, высокую требовательность к подчиненным и оказание им практической помощи.

Оперативность и гибкое реагированиена изменение обстановки – достигается наличием знаний у руководителя, умением выделять главное, быстро принимать решения и немедленно доводить их до исполнителей.

Личная ответственность –определяется обязанностями руководителя и предоставленными ему полномочиями.

Научность и предвидение способность руководителя опираться на законы общественного развития, требования нормативных документов и его умение прогнозировать обстановку, предвидеть изменения и последствия.

К руководителю предъявляется ряд требований:

Готовность– умение в сжатые сроки организовать работу СМК по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Оперативность – способность быстро анализировать обстановку, выделять главное и своевременно реагировать на ее изменение.

Квалифицированность – знание теории и практики организации медико-санитарного обеспечения населения в ЧС и способность опираться на советы, помощь специалистов по направлениям деятельности.

Принципы и требования, предъявляемые к управлению и руководителю, находятся в тесном взаимодействии и их учет позволяет руководителям СМК принимать наиболее эффективные, целесообразные и грамотные решения.

Обязательными качествами руководителя должны быть умение сплачивать коллектив, эффективно руководить им, видеть недостатки в процессе управления. Во многом это зависит от стиля работы руководителя, в соответствии с которым они подразделяются на руководителей формального, демократического, авторитарного и динамического типов.

Руководители формального типа:

- минимально вмешиваются в работу подчиненных и коллектива;

- осуществляют легкие формы воздействия на людей, ориентируясь на их сознательность и добросовестность;

- инициативу подчиненных не замечают, не поощряют и не подавляют;

- создают возможность появления неформального лидера и присвоения им властных функций.

Руководители демократического типа:

- осуществляют контроль деятельности подчиненных, используя их компетентность, советуются с ними, поощряя инициативу и творчество;

- на фоне высокого такта, выдержки, доброжелательности и заботы о подчиненных проявляют к ним разумную требовательность;

- информируют коллектив о состоянии дел в нем;

- передают решение второстепенных задач подчиненным, что приводит к децентрализации управления и укреплению авторитета помощников.

Руководители авторитарного типа:

- приверженцы централизации власти, при этом помощники работают в условиях крайне ограниченных властных полномочий, подчиненные имеют минимум информации;

- с подчиненными редко консультируются, их деятельность жестко регламентируется, инициатива не одобряется и не поощряется;

- в поведении и общении с подчиненными резки и прямолинейны, на критику реагируют болезненно.

Руководители динамического типа – для них характерно изменение тактики управленческой деятельности в зависимости от компетентности коллектива, решаемых задач и конкретной обстановки. Этот стиль является универсальным и определяет высокий профессионализм руководителя.

Формирование и совершенствование стиля работы руководителя – это непрерывный процесс, в основе которого лежат следующие положения:

- постоянная, настойчивая работа по совершенствованию специальных знаний, выработке интеллекта и овладению наукой управления;

- умение кратко и четко излагать свои мысли, ставить задачи подчиненным, делать анализ работы исполнителей и коллектива, в целом;

- умение готовить коллектив к решению сложных задач, опираясь на помощников и предоставляя исполнителям определенную свободу действий;

- быть всегда приветливым, доброжелательным, уметь выслушивать людей, знать их и благодарить за хорошо выполненную работу;

- быть скромным в оценке своей личности, своих знаний и заслуг.

Для организации управления в ЧС, при органах управления здравоохранением создаются штабы СМК (в ряде случаев эта функция возлагается на штабы ГОЧС). В их состав входят заместители руководителя, руководители отделов (управлений) и главные штатные специалисты (консультанты, советники). На заседания штаба, при необходимости, могут приглашаться руководители УЗ, привлекаемых к участию в ликвидации последствий ЧС. В составе штаба СМК определяют оперативные группы:

1. Управления и обработки оперативных данных.

2. Информации и связи.

3. Организации оказания ЭМП и координации работы СМК.

4. Организации проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

5. Организации обеспечения медицинским, санитарно-хозяйственным, а при необходимости, и специальным имуществом.

6. Организации эвакуации больных из УЗ (при необходимости) и обеспечения устойчивой работы последних.

7. Судебно-медицинской экспертизы пострадавших и погибших.

8. Организации работы с населением в зонах временного расселения эвакуируемых по выявлению, профилактике и лечению реактивных и неврологических состояний, инфекционных заболеваний.

Руководитель СМК и функционирующий при нем штаб работают также в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности, развития ЧС и ликвидации ее медико-санитарных последствий.

Основными задачами штаба в режиме повседневной деятельности является разработка «Плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях» и других планирующих документов, позволяющих обеспечивать устойчивость управления, рациональное использование сил и средств СМК в складывающейся обстановке. В этом же режиме деятельности на руководителя СМК и его штаб возлагается подготовка органов управления к работе в ЧС, создание оперативных групп, совершенствование системы связи. Руководитель и его штаб несут ответственность за:

- планирование подготовки врачебно-сестринского персонала СМК;

- накопление различных видов имущества службы;

- организацию обучения населения, личного состава оперативных служб и аварийно-спасательных команд, приемам и способам оказания первой помощи в порядке само- и взаимопомощи, правилам защиты от АХОВ, РВ и БС, а также правилам адекватного поведения в различных очагах ЧС;

- организацию взаимодействия с ведомственными медицинскими службами и оперативными службами ГОЧС территории.

Штаб СМК территории разрабатывает задания для подчиненных штабов, исходя из прогноза ЧС на промышленных предприятиях и транспорте, возможности возникновения стихийных бедствий, вспышечной и иной массовой заболеваемости;

На основании задания руководитель СМК и его штаб до возникновения ЧС обязан спрогнозировать ожидаемую обстановку, принять решение на разработку «Плана медико-санитарного обеспечения населения территории в ЧС». Планирование медико-санитарного обеспечения пострадавших в ЧС является важнейшими элементом управления СМК.

Выработка правильного решения по планированию медико-санитарного обеспечения населения в ЧС зависит от индивидуальных качеств руководителя, его подготовленности, личного опыта, имеющихся навыков и проводится в следующей последовательности:

- сбор и систематизация исходной информации по ЧС;

- уяснение задач стоящих перед СМК, ее формированиями и учреждениями;

- определение мероприятий, указания, о проведении которых надо отдать немедленно;

- последующая оценка прогнозируемой обстановки и проведение медико-тактических расчетов;

- выработка замысла медико-тактического обеспечения;

- принятие предварительного решения на медико-санитарное обеспечение пострадавших в ЧС;

- получение дополнительных данных от взаимодействующих служб и органов управления РСЧС;

- оформление и утверждение окончательного решения.

Решение оформляется текстуально с отражением следующих позиций:

1. Выводы из обстановки с указанием величины и структуры потерь среди пострадавших.

2. Задачи СМК на ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС.

3. Организация перевода СМК на работу в ЧС.

4. Расчет потребности в силах СМК для работы в очагах ЧС (расчет формирований и учреждений СМК).

5. Организация медицинской эвакуации пострадавших из очагов, расчет транспортных средств.

6. Перечень и виды стационаров для госпитализации пострадавших с тяжелой и средней степенью поражения.

7. Организация амбулаторной помощи легкопораженным, спасателям и отселяемому населению.

8. Порядок снабжения формирований и учреждений СМК медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом.

9. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очагах ЧС и на прилегающей к ним территории.

10. Порядок проведения судебно-медицинского освидетельствования пострадавших и судебно-медицинской экспертизы погибших.

11. Организация защиты персонала, работающего в очагах ЧС и на этапах медицинской эвакуации, а также больных в ЛПУ.

12. Организация взаимодействия с ведомственными медицинскими службами и службами ГОЧС территории.

13. Управление силами и средствами СМК.

Решения, принятые начальником СМК, являются основой для разработки приказа на медико-санитарное обеспечение населения в ЧС.

В режиме повышенной готовности (угрозы возникновения ЧС) работа руководителя СМК начинается со сбора данных и анализа обстановки. С этой целью в угрожаемый очаг для уточнения случившегося направляется оперативная группа штаба СМК с целью оценки медицинской обстановки и определения тактики действий Службы.

Руководитель СМК вначале знакомится с решением председателя территориальной КЧС и ПБ, уясняет задачу, стоящую перед службой в сложившейся обстановке. При уяснении задачи имеют значение величина и структура прогнозируемых санитарных и безвозвратных потерь в возможном очаге, размер и характер разрушений, заражение территории высокотоксичными веществами (АОХВ, РВ, БС), санитарно-эпидемиологическое состояние очага поражения, возможности формирований и учреждений СМК, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (виды, количество, укомплектованность персоналом, транспортом, оснащенность имуществом).

Уяснив задачу, руководитель СМК:

- определяет мероприятия, которые нужно провести немедленно для быстрейшей подготовки службы к действиям в ЧС;

- ориентирует подчиненных о характере предстоящей работы и дает им необходимые указания;

- определяет общий бюджет времени по организации медицинского обеспечения пострадавших, из которого наибольшее время отдается подчиненным, а оставшееся – используется им самим для оценки обстановки, принятия решения и доведения его до подчиненных.

Оценка обстановки – это анализ факторов и условий, оказывающих влияние на медико-санитарное обеспечение пострадавшего в ЧС населения. При оценке обстановки учитываются:

- величина и структура прогнозируемых санитарных потерь;

- возможность возникновения первичных и вторичных очагов АОХВ, РВ и БС;

- возможности развертывания временных медицинских пунктов;

- количество и качество готовности формирований и учреждений СМК, планируемых для привлечения к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС с учетом слаженности действий персонала, загрузки ЛПУ больными, их возможностей и потребностей в сложившейся ситуации;

- санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое состояние в очаге и на прилегающих к нему территориях;

- метеорологические условия (характер погоды, температура воздуха, скорость ветра, наличие осадков и т. п.);

- наличие автомобильных, железных дорог, воздушных трасс, водных магистралей и соответствующих видов транспорта, как для подвоза медицинских бригад и имущества в возможный очаг поражения, так и для эвакуации прогнозируемых пострадавших.

В заключение оценки обстановки руководитель СМК формулирует общие выводы, которые берутся за основу решения по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Решение в виде приказа или распоряжения доводится до подчиненных. В нем отражаются следующие вопросы:

- сроки и количество выдвигаемых сил и средств СМК в очаг ЧС организация и порядок их использования;

- организация защиты персонала СМК, работающего в очаге поражения;

- подготовка отделений стационарных ЛПУ для приема пострадавших, согласно ранее разработанному плану;

- организация амбулаторной, в том числе и медико-психологической помощи спасателям и населению пострадавшей территории;

- порядок и организация работы БСкМП;

- санитарно-эпидемиологическое состояние территории и организация проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

- порядок снабжения формирований и учреждений СМК медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;

- организация управления силами и средствами СМК и порядок взаимодействия их с другими службами ГОЧС;

- определение видов и характера связи.

В режиме ЧС и ликвидации ее медико-санитарных последствий осуществляется комплекс мероприятий, которые обеспечивают руководитель СМК и созданный при нем штаб с нижеуказанными оперативными группами.

На группу по организации оказания медицинской помощи возлагается:

- амбулаторно-поликлиническая помощь пострадавшим с легкими степенями поражения, помощь спасателям и медицинским работникам, работающим в зонах ЧС;

- стационарная медицинская помощь в сохранившихся или развернувшихся вблизи очага ЧС ЛПУ с привлечением, при необходимости, медицинского персонала извне;

- подготовка к медицинской эвакуации пострадавших, нуждающихся в специализированной медицинской помощи.

На группу по организации выявления, профилактики и лечения реактивных и невротических состояний возлагается оказание психоневрологической помощи пострадавшим и населению.

На группу судебно-медицинских экспертов возлагается организация экспертизы погибших и освидетельствования пострадавших.

На группу по организации проведения санитарно- противоэпидемических мероприятий возлагается обеспечение эпидемиологического благополучия в зонах ЧС и осуществление контроля организации водоснабжения, питания населения, размещения его во временно отведенных помещениях.

На группу по организации работы с населением в зонах слабого заражения и временного расселения эвакуируемых возлагается организация оказания скорой, неотложной, амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, ознакомление населения с порядком размещения, питания, водоснабжения и правилами адекватного поведения на территории.

На группу информации и связи возлагается организация взаимодействия со СМИ, оповещение населения о факте ЧС, информирование о количестве пострадавших, их состоянии и месте пребывания, о пропавших без вести, погибших (умерших) и организация связи с их родственниками.

От качества работы штаба и его оперативных групп зависит сохранение здоровья населения в зонах ЧС и предупреждение возникновения эпидемий. Штаб СМК в период ЧС работает круглосуточно, проводит оперативные совещания по итогам работы за истекшие сутки, определяет очередные задачи руководителям формирований и учреждений СМК, организует проведение предусмотренных планом мероприятий с их уточнением, согласно сложившейся обстановке. Штаб также контролирует заполнение ЛПУ пострадавшими, прибытие и развертывание в очаге ЧС и вблизи него формирований СМК, организацию медицинской эвакуации пострадавших в специализированные ЛПУ за пределами зоны ЧС, представление донесений о ходе выполнения решаемых задач в вышестоящие органы управления.

При необходимости штаб, в связи со складывающейся обстановкой, переносит свою деятельность на запасной пункт управления (ЗПУ), который обязан быть оснащен дублирующими документами управления, оборудован средствами связи, иметь помещения для работы и отдыха личного состава штаба, обеспечивать их защиту.

Для поддержания в готовности органов управления важное место отводится контролю и проверке исполнения принятых решений и поставленных задач. Контроль – это изучение фактического состояния дел в подчиненных звеньях управления, учреждениях и формированиях СМК. Его методами являются: контрольные, документальные и комплексные проверки, проверки в ходе учений и тренировок. Результаты контроля оформляются в виде письменных актов или справок, в которых обобщается опыт проделанной работы, отмечаются недостатки и определяются меры по их устранению. По результатам проверок издаются приказы, распоряжения.

Своевременно проведенный контроль, проверка исполнения решаемых задач способствуют повышению готовности СМК и достижению лучших результатов в ходе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

3.6. Основы планирования медико-санитарного обеспечения

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.