Космогоническая повесть, в которой Богиня сидит на разбросанных
Членах убитого ею (также божественного) человекообразного
Принципа... Этим легко объясняется и широкое распространение
Самой песни, и ее нескладица, и это соединение тона глупо
Спокойного с предметом, по-видимому, ужасным и
отвратительным"53.
Необычное превращение в русской "людоедской" песне
Образа-символа Вселенского великана -- лишь одно из многих его
Расщеплений в мировой мифологии после выделения самостоятельных
Народов, языков и культур из единого в прошлом Праэтноса.
Так, древнекитайский Первопредок-исполин Пань-гу,
Родившийся из Космического яйца, считается творцом Неба и
Земли. 18 тысяч лет он, подобно эллинскому Атланту, продержал
Небо на своих плечах, вырастая ежедневно на 1 чжан, то есть
Около 3 метров (подсчитано, что за все время жизни он вырос до
Размера в 90 тысяч ли, то есть примерно 45 тысяч километров).
Но главные космические превращения начались после смерти
Пань-гу. В полном соответствии с древнейшими общемировыми
Представлениями, из частей его тела образова-лось все богатство
Поднебесного и наднебесного мира. Последний вздох Вселенского
Исполина сделался ветром и облаками, голос -- громом, левый
Глаз -- Солнцем, правый -- Луною, туловище с руками и ногами --
Четырьмя стра-нами света с пятью знаменитыми горами, кровь --
Реками, жилы -- дорогами, плоть -- почвою, волосы на голове и
Усы -- звездами на небосклоне, кожа и волосы на теле --
Травами, цветами и деревьями, зубы, кости, костный мозг --
Металлами, камнями и минералами, пот -- дождем и росою54.
В знаменитой древнеегипетской Книге мертвых части тела
Усопшего, перенесенного в загробный мир, идентифицируются с
Определенным Богом, а, если взять еще глубже, -- с конкретным
Тотемом, так как в животноподобии многих египетских Богов
Наглядно закрепилось их тотемное происхождение. Вот небольшая
Характерная иллюстрация такого распределения тела по Богам,
Взятая из 42-й главы Книги мертвых (в оригинале текст
сопровождается виньетками с изображением Богов):
"...Лицо мое -- это лицо Диска [Ра-Солнце. -- В.Д.].
Глаза мои -- это глаза Хатор [Небесная Корова]. Уши мои -- это
уши Ап-уата [Бог с головой шакала -- коррелят Осириса]. Нос мой
-- это нос Кхенти-кхаса [Бог -- покровитель и владыка города
Летополиса]. Губы мои -- это губы Анпу [Анубис с головой шакала
-- Владыка загробного царства]. Зубы мои -- это зубы Серкет
[Богиня-Скорпион]. Шея моя -- это шея Богини Исиды. Ладони мои
-- это ладони Ба-неб-Татту [Властитель Татту с головой барана
-- коррелят Осириса]. Руки мои -- это руки Неиты, госпожи Саиса
[Богиня охоты и ткачества]. Мой позвоночник -- это позвоночник
Сути [Бог-"чужестранец" Сет -- брат Осириса и его убийца].
Фаллос мой -- это фаллос Осириса. Почки мои -- это почки
Повелителей Кхер-аха. Грудь моя -- это грудь Могущественного
Бога Ужаса. Живот мой и спина -- это живот и спина Секхет
[Богиня Сохмет -- "Могучая", покровительница фараонов и
медицины -- с головой львицы]. Ягодицы мои -- это ягодицы Глаза
Гора [Хор-Солнце]. Бедра мои -- это бедра и ноги Нут [Небо --
олицетворение Космоса]. Ступни мои -- это ступни Птаха [Бог
земли и плодородия]. Пальцы мои и кости ног -- это пальцы и
Кости ног Живых Богов. Нет ни одной части моего тела, которая
не была бы частью тела того или иного Бога. Бог Тот [Гермес]
защищает мое тело со всех сторон, и я есть Ра [Солнце] день за
днем"55.
Сходные аналогии проводятся и в других источниках:
Например, в древнеегипетских же Текстах пирамид и в одном из
Лейденских папирусов. Но не только у египтян был распространен
Древний сюжет. В устных талмудических сказаниях (неканонических
Ветхозаветных преданиях евреев) знакомое космическое клише
Перенесено на Первочеловека Адама, который первоначально имел
Вселенские размеры, заполняя собою весь мир, и лишь после
Грехопадения Бог уменьшил размеры Праотца рода людского. Когда
Адам лежал, рассказывается в фольклорном предании, голова его
Находилась на крайнем Востоке, а ноги -- на Западе; когда же он
Поиск по сайту:
|