Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Начале своего творческого пути Николай Константинович



Рерих (1874 -- 1947) создал картину "Голубиная книга" (рис.

Где в обобщенно-символической форме попытался воссоздать

Образ вселенской книги, упавшей с небес (из Космоса) и

Включавшей в себя всю мудрость мира.

Опровергая ходячие представления об отсутствии у русского

Народа склонности к умозрительному мышлению, один из пионеров

Изучения народного мировоззрения и быта -- Николай Иванович

Надеждин (1804 -- 1856) ссылался именно на Голубиную книгу,

Как на ярчайший пример космогонической культуры. Голубиная

Книга -- своего рода квинтэссенция древнейшей народной

мудрости, содержащая в себе ответы на вопросы, "смело

Посягающие на то, что, по нынешнему распределению знания,

Относится к высшим умозрительным задачам -- природоведения

вообще, и в частности -- землеведения!"50.

Первая запись "Стиха о голубиной книге" (всего известно

свыше тридцати вариантов) содержится в знаменитом "Сборнике

Кирши Данилова". Здесь, несомненно, сохранились отзвуки самых

Глубоких времен, доходящих до источника общего и для индийских

Вед, и для русского фольклора. Недаром заветная книга, о

которой пели сказители, именуется "голубиной", то есть

"глубинной" (что означает одновременно и "древняя" и "мудрая").

О языческом происхождении легенды о Голубиной книге

Свидетельствует написанное в XIII веке житие Авраама

Смоленского, который был обвинен в ереси за чтение и почитание

"глубинных книг". Однако Голубиная книга менее всего является

Объектом внимания одной лишь ученой книжности. Главными

Пропагандистами и распространителями былинно-песенного и

Апокрифического знания на Руси были калики перехожие, бродившие

по городам и весям. Через такое подвижное "средство массовой

информации" народ приобщался к древней и высшей мудрости.

Вот широко известный перечень вопросов из Голубиной книги:

От чего зачался наш белый свет?

От чего зачался сол(н)цо праведно?

От чего зачался светел месяц?

От чего зачался заря утрення?

От чего зачалася и вечерняя?

От чего зачалася темная ночь?

От чего зачалися часты звезды?

В белорусском фольклоре также обнаруживаются следы

Древнего мировоззрения, родственного русской Голубиной книге. В

Песне о Севрюке встречаются практически те же космогонические

вопросы, но только в более мягкой и лирической постановке:

Ой, кто ли того не знал,

Как наш белый свет настал?

Как и солнушко взошло,

Как и яркий месячко,

Как и часты звездочки,

Как и темны хмароньки,

Как и сильны дождички?51

Ответы на эти вопросы давались разные -- в разные времена

И у разных народов. В индоевропейской традиции очерчен

Некоторый общий круг вопросов и ответов, который варьируется в

Разных мифологиях и культурах, сохраняя при этом общее ядро.

Достаточно обратиться к индоиранским истокам. Так, в Авесте --

Священной книге зороастризма -- содержится примерно тот же

Перечень вопросов, что и в Голубиной книге.

Древнеиранская Авеста помогает прояснить многие вопросы,

Относящиеся к протославянскому мировоззрению и праславянскому

Языку. Ко времени формирования Авесты и зороастрийской религии

(X -- XII вв. до н.э.) завершился активный распад

Индоевропейских племен и возникновение на общей некогда основе

Самостоятельных народов с самостоятельными языками, но эти

Новые этнические и языковые образования не столь далеко отстоят

От некогда общего источника знаний и верований. В Авесте

сформулированы следующие вопросы: "Кто (является)

Первоначальным творцом Истины? Кто установил путь солнца и

Звезд? Кто (тот), благодаря которому луна прибывает и убывает?

Кто поддерживает снизу землю и облака от падения, кто

(поддерживает) воды и растения? ...Какой умелый (мастер) создал

свет и тьму, какой умелый (мастер) создал сон и бодрствование?"

Эти вопросы из недошедших частей Авесты, известных историкам по

Более поздним пехлевийским текстам52.

Как отвечали древние индоарии на занимавшие их вопросы,

Видно из их священной книги -- Ригведы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.