Начале своего творческого пути Николай Константинович
Рерих (1874 -- 1947) создал картину "Голубиная книга" (рис.
Где в обобщенно-символической форме попытался воссоздать
Образ вселенской книги, упавшей с небес (из Космоса) и
Включавшей в себя всю мудрость мира.
Опровергая ходячие представления об отсутствии у русского
Народа склонности к умозрительному мышлению, один из пионеров
Изучения народного мировоззрения и быта -- Николай Иванович
Надеждин (1804 -- 1856) ссылался именно на Голубиную книгу,
Как на ярчайший пример космогонической культуры. Голубиная
Книга -- своего рода квинтэссенция древнейшей народной
мудрости, содержащая в себе ответы на вопросы, "смело
Посягающие на то, что, по нынешнему распределению знания,
Относится к высшим умозрительным задачам -- природоведения
вообще, и в частности -- землеведения!"50.
Первая запись "Стиха о голубиной книге" (всего известно
свыше тридцати вариантов) содержится в знаменитом "Сборнике
Кирши Данилова". Здесь, несомненно, сохранились отзвуки самых
Глубоких времен, доходящих до источника общего и для индийских
Вед, и для русского фольклора. Недаром заветная книга, о
которой пели сказители, именуется "голубиной", то есть
"глубинной" (что означает одновременно и "древняя" и "мудрая").
О языческом происхождении легенды о Голубиной книге
Свидетельствует написанное в XIII веке житие Авраама
Смоленского, который был обвинен в ереси за чтение и почитание
"глубинных книг". Однако Голубиная книга менее всего является
Объектом внимания одной лишь ученой книжности. Главными
Пропагандистами и распространителями былинно-песенного и
Апокрифического знания на Руси были калики перехожие, бродившие
по городам и весям. Через такое подвижное "средство массовой
информации" народ приобщался к древней и высшей мудрости.
Вот широко известный перечень вопросов из Голубиной книги:
От чего зачался наш белый свет?
От чего зачался сол(н)цо праведно?
От чего зачался светел месяц?
От чего зачался заря утрення?
От чего зачалася и вечерняя?
От чего зачалася темная ночь?
От чего зачалися часты звезды?
В белорусском фольклоре также обнаруживаются следы
Древнего мировоззрения, родственного русской Голубиной книге. В
Песне о Севрюке встречаются практически те же космогонические
вопросы, но только в более мягкой и лирической постановке:
Ой, кто ли того не знал,
Как наш белый свет настал?
Как и солнушко взошло,
Как и яркий месячко,
Как и часты звездочки,
Как и темны хмароньки,
Как и сильны дождички?51
Ответы на эти вопросы давались разные -- в разные времена
И у разных народов. В индоевропейской традиции очерчен
Некоторый общий круг вопросов и ответов, который варьируется в
Разных мифологиях и культурах, сохраняя при этом общее ядро.
Достаточно обратиться к индоиранским истокам. Так, в Авесте --
Священной книге зороастризма -- содержится примерно тот же
Перечень вопросов, что и в Голубиной книге.
Древнеиранская Авеста помогает прояснить многие вопросы,
Относящиеся к протославянскому мировоззрению и праславянскому
Языку. Ко времени формирования Авесты и зороастрийской религии
(X -- XII вв. до н.э.) завершился активный распад
Индоевропейских племен и возникновение на общей некогда основе
Самостоятельных народов с самостоятельными языками, но эти
Новые этнические и языковые образования не столь далеко отстоят
От некогда общего источника знаний и верований. В Авесте
сформулированы следующие вопросы: "Кто (является)
Первоначальным творцом Истины? Кто установил путь солнца и
Звезд? Кто (тот), благодаря которому луна прибывает и убывает?
Кто поддерживает снизу землю и облака от падения, кто
(поддерживает) воды и растения? ...Какой умелый (мастер) создал
свет и тьму, какой умелый (мастер) создал сон и бодрствование?"
Эти вопросы из недошедших частей Авесты, известных историкам по
Более поздним пехлевийским текстам52.
Как отвечали древние индоарии на занимавшие их вопросы,
Видно из их священной книги -- Ригведы.
Поиск по сайту:
|