В сильно измененной форме, превратившись в волшебные
образы-символы исполнителей любых пожеланий главного героя:
чудесной щуки (сказка "По щучьему велению") или золотой рыбки
(сюжет, наиболее известный в стихотворном переложении Пушкина,
хотя существуют записи его финских вариантов). Между тем корни
Легенд о рыбе, исполняющей любые желания (первоначально --
Маленькой рыбки, но по ходу действия вырастающей в большую
Рыбу), уходят в самые глубины индоевропейской и
Доиндоевропейской культуры. По крайней мере уже в Яджурведе
Содержится рассказ о пойманной маленькой рыбке, которая
Обязалась исполнять все желания Прародителя людей -- Ману, а
Когда он выкормил ее и превратил в большую рыбу, она в знак
Благодарности спасла Первочеловека от потопа.
В виде развернутой стихотворной и вставной повести о рыбе
-- исполнительнице желаний -- та же история передается в
Махабхарате (Книга третья. Лесная). Кстати, уже здесь
встречается такое устойчивое словосочетание, как "водная
царица", которая у Пушкина превратилась в пресловутую
"владычицу морскую". Аналогичным образом обстоит дело и с
Другой исполнительницей желаний -- Царевной-лягушкой. В
Предысторических глубинах она смыкается с классической
Космогонической лягушкой, сотворившей мир (мифология коми),
Солнце (алтайская мифология) или Луну (знаменитая трехлапая
Китайская жаба).
В русской мифологии также сохранились предания, если же не
Полностью космогонические, то во всяком случае имеющие прямое
Отношение к земным катаклизмам и к происхождению рода людского.
По повериям русских крестьян, "Лягушки -- это бывшие люди,
Затопленные всемирным потопом; у них, как и у людей, по пяти
пальцах на руках и ногах -- четыре долгих и один коротенький;
Придет время, и они снова станут людьми, а мы, ныне живущие,
обратимся в лягушек". Известна и христианизированная версия
Этой, несомненно, доарийской легенды. Еще сравнительно недавно
костромские крестьяне рассказывали, что лягушки -- это "детки
Адама и Евы", которые в раю "наделали много детей". Но когда
Бог спросил их: "Сколько?" -- испугались сказать правду и
показали ему лишь "малое количество", а об остальных умолчали.
"Эти-то скрытые перед Богом дети и обратились в лягушек".
Явным особняком стоят самые мудрые из всех мифологических
Персонажей -- змии и драконы. Однако всех их -- и рыб, и
Земноводных, и пресмыкающихся -- при желании можно совместить с
Архетипом яйца, так как икра рыб и амфибий -- это всего лишь
Разновидность яиц, а змеи, как и птицы, вообще являются
Яйцекладущими.
Космическое яйцо -- один из наиболее архаичных
Космологических архетипов, повсеместно распространенный у
Индоевропейских, семитско-хамитских, финно-угорских,
Тунгусо-манчжурских, китайско-тибетских, полинезийских,
Африканских, индейских и других народов, что само по себе
Свидетельствует не только об их тесном взаимодействии, но и о
Былом родстве и общих мифологических воззрениях. Согласно
Мифопоэтической традиции многих народов из мирового
(космического) яйца возникает вся зримая Вселенная, мир Богов и
Людей. В европейской традиции данная концепция в наиболее
Развитой форме представлена у орфиков -- последователей
Мифического Орфея.
Космическое яйцо древних мифологий имеет вовсе не
Метафорический, а реальный вселенский смысл, что косвенно
Подтверждают древнеиндийские и индуистские астрономические
трактаты, именуемые "сиддханта". В самом древнем из них,
Предположительно написанном 5 тысяч лет тому назад, говорится о
Яйце Брамы -- месте обитания Верховного Божества: оно
Представляет собой шар из звезд поперечником свыше 18
Квадриллионов (18х1015) йоджан64, то есть около 4 тысяч
Световых лет, что соответствует размерам некоторых галактик.
Уместно предположить, что в русле общеарийской идеологии,
Носителями и хранителями которой были профессиональные жрецы
(впоследствии это -- брахманы у индийцев, маги у иранцев,
Друиды у кельтов, волхвы у славян и т.д.), были распространены
Поиск по сайту:
|