Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Цели и функции государственного регулирования экономики



Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются особенностями социально-экономического развития страны в

данный период.

В рыночной экономике основным регулятором хозяйственных отношений является рынок. Государство регулирует те сферы, в которых рыночные регуляторы неэффективны, обеспечивая соблюдение баланса общественных интересов, социальную стабильность и защиту национальных интересов во внутренней и внешней политике.

Экономический механизм современной смешанной экономики включает в себя и рыночную саморегуляцию, и государственное регулирование, подчиняясь принципу «рынок, где это возможно, государство, где это необходимо».

В транзитивных системах, осуществляющих переход к рыночной экономике, роль государственного регулирования более значима, чем в условиях зрелого рыночного хозяйства. Государство стимулирует создание структуры и инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования. При этом выполняемые государством экономические функции должны постепенно сокращаться, ориентируясь на безусловные приоритеты развития национального хозяйства и обеспечение жизненно важных потребностей общества.

В переходной экономике государство сохраняет за собой следующие функции:

ü эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;

ü обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;

ü обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

ü реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;

ü развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

ü проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;

ü обеспечение национальной безопасности страны;

Классификация методов государственного регулирования предполагает П-гх деление на правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наемными работниками. Национальной экономике Беларуси необходимы новые, адекватные рыночным условиям, налоговое законодательство, система законов по социальной защите населения, правовое обеспечение таких специфических процессов переходного периода, как разгосударствление и приватизация государственной собственности, поддержка малого и среднего бизнеса.

Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности или категорий населения. С помощью административных мер осуществляется государственный контроль над ценами, в системе внешнеэкономической деятельности - установление экспортных и импортных квот, лицензирование внешнеторговой деятельности. Они широко применяются в области охраны окружающей среды и социальной зашиты населения.

Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью используются: бюджетно-налоговая, денежно-кредитная политика, ценовое регулирование, амортизационная политика, прямые методы регулирования -государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.

Особая форма государственного регулирования - разработка прогнозов и программ. Их объектами являются как страна, так и отдельные отрасли экономики и социальной сферы, регионы, а также направления деятельности (привлечение в экономику иностранных инвестиций, разгосударствление и приватизация, занятость и т.д.).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.