Сельское хозяйство в системе национальной экономики выполняет важные функции:
1) обеспечивает население высококачественным продовольствием, являясь гарантом продовольственной безопасности;
2) снабжает сырьем пищевую и легкую промышленность;
3) сохраняет привлекательность ландшафтов и территорий для расселения, отдыха людей, развития агротуризма.
По состоянию на 2009 год сельское хозяйство Беларуси формирует 7,8% ВВП. На его долю приходится 9,4% трудовых ресурсов и 18% основных фондов.
Основную часть товарной сельскохозяйственной продукции страны дает животноводство. Структура посевов в растениеводстве характеризуется следующими данными: зерновые и зернобобовые - 45,9%, картофель - 7,4%, кормовые - 38,3%, овощи - 4,2%, технические культуры - 1,6%.
Основные задачи развития агропромышленного комплекса формирование эффективного, устойчивого и конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечение продовольственной безопасности страны, ориентация на удовлетворение спроса внутреннего рынка и увеличение поставок на экспорт, повышение уровня и качества жизни сельского населения.
Важнейшим направлением развития аграрного сектора экономики станет максимальное использование инноваций. Предусмотрены создание новых высокопродуктивных сортов и гибридов картофеля, льна, рапса, сахарной свеклы, зерновых и кормовых культур, овощей с использованием как традиционной селекции, так и генной инженерии, разработка современных эффективных технологий обработки почвы, адаптивных методов ведения земледелия, новых методов защиты сельскохозяйственных растений с использованием биотехнологий.
В целях дальнейшего углубления специализации сельскохозяйственного производства необходимо провести оптимизацию структуры посевных площадей в соответствии с почвенно-климатическими условиями каждого региона, внедрить зональные системы земледелия, базирующиеся на возделывании высокодоходных сельскохозяйственных культур и применении энергосберегающих технологий, обеспечивающих высокий уровень окупаемости инвестиций, определить производство экономически выгодных видов сельскохозяйственной продукции.
Дальнейшее развитие получат все формы собственности и хозяйствования. Институциональные преобразования предполагается осуществлять на базе кооперации и интеграции с формированием разноуровневых многоотраслевых и узкоспециализированных объединений, охватывающих технологические цепочки от производства сырья до его переработки и реализации продовольствия. Перспективными формами интеграционных образований будут агрофирмы, агрокомбинаты, финансово-промышленные группы, союзы, крупные корпорации – модели АПК, развивающиеся в основном за счет собственных ресурсов.
В сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах будет обеспечено увеличение рентабельности продаж до 10-11%, производительности труда - в 1,5 раза, рост экспорта продукции агропромышленного комплекса - не менее чем в 2 раза с доведением его объема до 6 млрд. долл. в эквиваленте.
Дальнейшее развитие получит социальная инфраструктура на селе. В сельской местности, особенно в агрогородках, планируется активно развивать перерабатывающие производства, ремесла, малый бизнес, агроэкотуризм. Предполагается, что к 2015 году сельское хозяйство в Беларуси станет бездотационным и самоокупаемым.
Строительный комплекс
Строительный комплекс - это межотраслевая система, которая включает в себя совокупность предприятий. Объединений и организаций, деятельность которых направлена на создание и реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения. Продукцией строительного комплекса считается полностью завершенные и сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производственные мощности, объекты социальной инфраструктуры.
На долю строительного комплекса Беларуси в составе двух взаимосвязанных секторов - собственно строительства и промышленности строительных материалов и конструкций приходится около 14% ВВП страны.
По назначению и особенностям возведения объектов различают следующие виды строительства:
ü промышленное;
ü жилищно-коммунальное;
ü транспортное;
ü энергетическое;
ü сельскохозяйственное и другие.
В 2009 году на строительную отрасль приходилось 10,7% ВВП Беларуси, 8,7% трудовых ресурсов и 3% основных фондов.
В жилищном строительстве основное внимание уделяется возведению жилых домов высоких потребительских и эксплуатационных качеств с высокой степенью благоустройства и низким уровнем энергопотребления, обеспечению жилищного фонда надежными приборами учета и регулирования потребления коммунальных услуг. Предусматривается установление заданий по строительству жилых помещений для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах.
Разрабатываются новые подходы к формированию источников финансирования объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры в районах жилой застройки путем развития экономических методов управления земельными ресурсами, включая организацию и проведение аукционов на право заключения юридическими и физическими лицами договоров аренды земельных участков в городских поселениях с учетом кадастровой стоимости и функционального использования земель. Уровень обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя составит не менее 27-28 кв. м в 2015 году (в 2010 году - 24,1 кв. м).
Для эффективного развития строительного комплекса в 2011-2015 гг. предусматривается снижение материало- и энергопотребления при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, производстве строительных материалов и изделий. Особое внимание будет уделено сокращению продолжительности инвестиционно-строительного цикла, развитию современных производств строительных материалов и изделий' Ввод жилья к концу пятилетки составит 1 кв. м общей площади на человека в год, в энергоэффективном стандарте будет введено в эксплуатацию не менее 6 млн. кв. м жилья.
Транспорт и связь
Транспорт - одна из отраслей, формирующих инфраструктуру экономики, обеспечивая взаимосвязь всех ее элементов. Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуется следующими данными: доля транспорта в ВВП страны составляет 8,9%, в основных средствах - 26,0%, в общей численности занятых -1,1%.
Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, определенных видов промышленной продукции, ежегодно потребляя 6% производимой энергии, 66% бензина, 52% дизельного топлива.
Различают транспорт общего и необщего пользования; пассажирский и грузовой. Транспорт общего пользования подразделяется на следующие виды:
Ø железнодорожный (16% всех выполняемых в республике перевозок без учета трубопроводного транспорта);
Ø автомобильный (10,8%) общего грузооборота транспортной отрасли);
Ø водный (на внутренний речной водный транспорт Беларуси приходится лишь 0,15% грузов и 0,02% перевезенных пассажиров);
Ø воздушный (0,09% тонно-километров и 6,5% пассажирских перевозок);
Ø трубопроводный (магистральный и промышленный);
Ø гужевой.
Основные задачи развития транспорта в 2011-2015 гг. - повышение конкурентоспособности отечественных транспортных услуг на мировых рынках, рост их экспорта и эффективное использование международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Беларусь.
К концу пятилетки предполагается создание высокоразвитой современной сети пассажирских и грузовых перевозок для жителей всех населенных пунктов республики. Протяженность участков республиканских автомобильных дорог первой категории увеличится на 314 км и к 2015 году составит 1,4 тыс. км. Повысятся скорости доставки грузов, сократится перечень дорог, на которые вводятся сезонные ограничения, вырастут доходы от транзита. Актуальным для Беларуси является создание и развитие морского флота, осуществляющего перевозки через порты России, Украины, стран Балтии.
К 2015 году транспортная система Республики Беларусь будет соответствовать международным требованиям по безопасности и экологичности, станет более экономичной, комфортабельной и доступной.
Связь - это отрасль экономики, которая обеспечивает передачу и распространение различных информационных потоков. Она играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности, управлении экономикой, управлении государством, системой обороны, транспортом, в удовлетворении культурно-бытовых потребностей и информировании населения.
Развитие систем связи и информатизации является одним из приоритетов научно-технической и экономической политики Республики Беларусь.
Различают почтовую и электрическую (телефонную, видеотелефонную, телеграфную, мобильную) связь. Программа развития и модернизации отрасли предусматривает создание магистральных внутризоновых волоконно-оптических линий связи, внедрение программно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях сети электросвязи; строительство сетей радиовещания и цифрового телевидения.
В сфере услуг связи к концу 2015 года до 99,8% увеличится охват населения цифровым телевизионным вещанием с применением новых высокотехнологичных средств связи, до 3,5 млн. человек станут абонентами и пользователями стационарного широкополосного доступа в сеть Интернет.