Хождение по путям в неустановленных местах – самое распространённое нарушение на железнодорожном транспорте. А ведь известно, что неожиданное появление человека на путях или под стоящим составом может привести к несчастному случаю и нарушению движения. Машинисты подвижного состава обладают огромным опытом и тщательно проинструктированы на случаи аварийных ситуаций, но даже их профессионализм и автоматическая реакция не смогут заставить многотонный состав остановиться за доли секунды.
Тормозной путь поезда, в зависимости от скорости, варьируется от 33 до 1000 м, мгновенная остановка невозможна. Поэтому переходить пути рекомендуется лишь в специально предназначенных для этого местах, обязательно под прямым углом к направлению путей, не наступая на головку рельса, чтобы не поскользнуться и не упасть. Стрелочный перевод – запрещенное для перехода место, предугадать режим работы стрелки человеку неосведомлённому невозможно.
Человек, оказавшийся между движущимися поездами, рискует вдвойне: сила воздушного потока, создаваемого составами, достигает 16 тонн. Думается, попасть в такие тиски не пожелает ни один здравомыслящий человек.
Существуют определённые правила поведения на железнодорожных путях, нарушения которых крайне опасны:
– проходить вдоль путей только по их обочине или посередине междупутья, при этом следить за движущимися поездами, маневрирующими составами и локомотивами, сцепками вагонов, предметами, выступающими за пределы очертания габаритов погрузки и подвижного состава;
– обращать внимание во избежание падения на устройства и предметы, находящиеся на пути следования (предельные столбики, желоба гибких тяг, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации и связи);
– при выходе на путь из-за подвижного состава, из зданий необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося состава по этому пути;
– переходить путь под прямым углом, предварительно убедившись в отсутствии на опасном расстоянии подвижного состава;
– не становиться на стрелочном переводе между остряком и рамным рельсом и в желоб электропривода;
– при переходе через путь, занятый стоящим подвижным составом, пользоваться только тормозными площадками, предварительно проверив надежность подножек и поручней, при сходе с тормозной площадки держаться за поручни и спускаться лицом к вагону;
– переход через пути в районе стрелок нужно осуществлять, не доходя до предельного столбика не менее чем на 20 метров;
– обход стоящего подвижного состава разрешен на расстоянии не ближе 3 метров, а разрыв между вагонами должен быть не менее 5 метров.
– знать значение действующих звуковых и световых сигналов, установленных в местах таможенного оформления транспортных средств и предусмотренных инструкциями по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.
Запрещается:
– садиться на ходу поезда и спрыгивать с тормозной площадки вагонов при движении поезда до полной его остановки;
– ходить внутри колеи путей и по концам шпал;
– переходить пути по централизованным стрелкам, наступать на рельсы и крестовины, становиться между рамным рельсом и остряком, в промежуток между рельсом и контррельсом;
– перебегать путь перед движущимся составом, переходить междупутье в тех местах, где располагаются различные детали конструкций, кучи мусора, снега, шлака, ледяные покрытия;
– переходить на другую сторону состава под вагонами, автосцепкой и в местах растяжек, если расстояние между вагонами менее пяти метров;
– садиться на рельс и шпалы, а также прятаться под вагоном во время дождя или снегопада;
– находиться на междупутье при безостановочном проследовании поездов по станции;
– находиться на расстоянии не менее 2 метров от ближайшего рельса пути, по которому следует поезд;
– становиться на буксу, держаться за борт и в таком положении передвигаться с поездом;
– передвигаться на подножках локомотивов;
– дотрагиваться до оборванных проводов контактной сети, независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций, а также дотрагиваться до каких-либо предметов, находящихся на проводах контактной сети.
Необходимо соблюдать Правила техники безопасности на железнодорожном транспорте, не экономить время в ущерб самим себе и помнить о старом верном принципе «выиграешь минуту – потеряешь жизнь».
Пожарная безопасность
Основными причинами пожаров и взрывов на железнодорожном транспорте является неосторожное обращение с огнём, искры локомотивов, котлов отопления пассажирских вагонов, а также технические неисправности. На эту группу причин приходится более 60% всего количества пожаров и взрывов. Примерно по 10% приходится на нарушения государственных стандартов и правил погрузки (вызывающие самовозгорание, трение упаковочной проволоки и т.п.), на попадание источника зажигания внутрь вагонов и контейнеров или на открытый подвижной состав. Далее по степени убывания идут неисправность электрооборудования, недосмотр за приборами отопления и их неисправность, аварии и крушения, искры электросварки и прочие причины.
Пожары наносят громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей.
Пожарная безопасность – это состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения используются необходимые меры по устранению негативного влияния опасных факторов пожара на людей, сооружения и материальные ценности.
Пожарная безопасность может быть обеспечена мерами пожарной профилактики и активной пожарной защиты. Пожарная профилактика включает комплекс мероприятий, направленных на предупреждение пожара или уменьшение его последствий. Активная пожарная защита - меры, обеспечивающие успешную борьбу с пожарами или взрывоопасной ситуацией.
Пожар – это горение вне специального очага, которое не контролируется и может привести к массовому поражению и гибели людей, а также к нанесению экологического, материального и другого вреда.
Горение- это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением теплоты и света. Для возникновения горения требуется наличие трех факторов: горючего вещества, окислителя и источника загорания. Окислителями могут быть кислород, хлор, фтор, бром, йод, окиси азота и другие.
Наибольшая скорость горения наблюдается в чистом кислороде. При уменьшении содержания кислорода в воздухе горение прекращается.
Процесс возникновения горения подразделяется на несколько видов:
Возгорание- возникновение горения под воздействием источника зажигания.
Воспламенение - возгорание, сопровождающееся появлением пламени.
Самовозгорание - явление резкого увеличения скорости экзотермических реакций, приводящее к возникновению горения вещества при отсутствии источника зажигания.
Самовоспламенение - самовозгорание, сопровождается появлением пламени.
Взрыв – процесс чрезвычайно быстрого, под влиянием внешнего источника воспламенения, химического превращения вещества, сопровождающегося выделением газов и большого количества тепла, нагревающего эти газы до высокой температуры, в результате чего газы совершают работу.
Температура воспламенения (Твоспл) – наименьшая температура вещества, при которой в условиях специальных испытаний оно выделяет горючие пары и газы с такой скоростью, что при воздействии на них источника зажигания наблюдается способность воспламениться при поднесении внешнего источника воспламенения.
Температура вспышки (Твсп) – наименьшая температура конденсированного вещества, при которой в условиях специальных испытаний над его поверхностью образуются пары, способные вспыхнуть в воздухе при поднесении к ним внешнего источника зажигания (пламени или нагретого до высокой температуры тела).
Горючиминазываются вещества, способные самостоятельно гореть после изъятия источника загорания.
По степени горючести вещества делятся на горючие (сгораемые), трудногорючие (трудносгораемые) и негорючие (несгораемые).
К горючим относятся такие вещества, которые при воспламенении посторонним источником продолжают гореть и после его удаления.
К трудногорючим относятся такие вещества, которые не способны распространять пламя и горят лишь в месте воздействия источника зажигания.
Негорючими являются вещества, не воспламеняющиеся даже при воздействии достаточно мощных источников зажигания (импульсов).
Горючие вещества могут быть в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном.