Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 21. Деловая адаптация кадровых ресурсов в трудовой среде



21.1. Сущность, цели и содержание деловой адаптации

Приспособление кадровых ресурсов к условиям трудовой деятельности в организации представляет собой длительный и достаточно сложный процесс. Поэтому руководство организации заинтересовано в сокращении сроков адаптации и снижении потерь производительности труда новых работников.

Сложность интеграции в новый трудовой коллектив обусловлена, чаще всего, несовпадением реальности и ожиданий новичков, недооценкой руководством их эмоционального состояния в первые несколько месяцев работы, а также естественным настороженным отношением членов трудового коллектива к новому сотруднику.

Немало трудностей встречается в процессе приспособления трудового коллектива к новому руководителю или опытному специалисту с непривычными подходами к организации труда и межличностным отношениям.

Деловая адаптация - это процесс взаимного приспособления нового работника к условиям внешней и внутренней среды организации, а также трудового коллектива к особенностям личности нового руководителя или опытного специалиста.

На процесс адаптации существенное влияние оказывают многочисленные факторы производственной среды, включая сложность технологий и уровень интеллектуального напряжения, высокая степень ответственности за результаты труда, особенности режима труда, необычная эргономика рабочего места[45].

Немаловажное значение имеют также субъективные личностные данные работника, такие как пол, возраст, его профессиональные и психофизиологические характеристики, уровень образования, стаж работы, частота смены трудового коллектива, коммуникативные качества.

Цели деловой адаптации кадровых ресурсов:

проверка соответствия профессиональных данных нового работника требованиям рабочего места в период испытательного срока, сокращение времени освоения своих должностных обязанностей и роста производительности труда до установленных нормативов;

снижение неопределенности и более быстрое освоение устоявшейся организационной культуры, налаживание межличностных отношений как равноправного члена трудового коллектива;

содействие в постепенном привыкании к условиям и режиму труда, предупреждение аварийности и травматизма, развитие позитивного отношения к выполняемой работе, выработка ощущения соответствия занимаемой должности и удовлетворенности трудом;

сокращение текучести кадровых ресурсов в первый период работы, когда они еще не могут в полной мере осознать свою значимость в решении задач организации;

экономия времени руководителя и сотрудников при планомерном освоении занимаемой должности и передаче новым работникам передового опыта работы руководителем или добровольным наставником.

Содержание деловой адаптации существенно различается в зависимости от условий появления нового работника в организации. Обычно различают особенности первичной и вторичной адаптации.

Первичная деловая адаптация имеет место, когда молодые люди впервые включаются в постоянную трудовую деятельность в организации и им приходится осваивать особенности коллективного труда. Первый положительный опыт обычно оставляет глубокое впечатление и запоминается на долгие годы, а недостаточное внимания руководства к их естественным трудностям вызывает глубокую озабоченность, ощущение своей неполноценности как работников и желание покинуть трудовой коллектив в первые недели или месяцы работы.

Вторичная деловая адаптация по своему содержанию не менее сложная, но при смене места работы необходимо отказаться от старого опыта, так как различия на прежнем и новом месте работы могут быть существенными. В первую очередь оказывают влияние на опытного работника особенности новой и прежней должности, стиля руководства и взаимоотношений в трудовом коллективе, режиме труда и отдыха, что нередко становится серьезным барьером для желания сменить место работы.

На Западе существует также понятие так называемой «адаптации после увольнения».Так в начале 80-х годов в США отмечались волны увольнений и досрочного выхода на пенсию. Чтобы каким-то образом поддержать увольняемых, большинство крупных компаний не просто увольняли работников, а пытались помочь им найти новые рабочие места, организовывали программы переподготовки и повышения квалификации.

Адаптация нового руководителя трудового коллектива, качества которого подчиненные невольно сравнивают с его предшественником, заметно осложняется, если он по уровню компетентности уступает ему. Если же он значительно превосходит подчиненных по уровню мышления, то может возникать проблема непонимания идей и планов нового руководителя.

Во многих организациях руководителей выращивают, то есть назначают на руководящие должности своих наиболее перспективных сотрудников, профессиональные и личные качества которых известны, он знаком со стратегией развития и не будет устраивать “революции”, адаптация проходит менее болезненно. Но возникает проблема его привыкания к новой должности, так как вначале трудно управлять вчерашними равноправными коллегами, которые обижаются на появление начальственных интонаций и приказную форму общения.

При решении кадровых проблем в организации и формировании коллектива нужно учитывать, что закрепление кадров во многом зависит от результатов взаимной адаптации. Поэтому в последнее время стали говорить не только об адаптации работника, но также о приспособлении работы к человеку.

Здесь можно упомянуть не только выращивание руководителей в своей среде, но и создание соответствующего рабочего места, коррекцию графика под индивидуальные особенности личности, индивидуализацию системы поощрений и наказаний. Так, все больше организаций предоставляют сотрудникам гибкий график работы, премируют на основе рейтинговой системы.

Уровень и длительность процесса адаптации новых работников в составе трудового коллектива могут оказывать существенное влияние на творческую активность уже работающих сотрудников организации, а по ее результатам и по текучести молодых работников можно судить о степени зрелости и сплоченности коллектива.

Взаимное приспособление человека и организации связано с процессами освоения профессиональных обязанностей, положительного восприятия нового работника в трудовом коллективе как равноправного и полезного сотрудника, а также выявления соответствия состояния организма и индивидуально-психологических качеств индивида условиям трудовой деятельности и специфике конкретного рабочего места.

Наиболее успешно сложный и длительный процесс приспособления к труду протекает при совпадении природных задатков и способностей индивида с особенностями профессии, осознанном ее выборе, стремлении и настойчивости человека к достижению профессионального мастерства. Таким образом, результаты приспособления человека к труду в той или иной сфере деятельности во многом зависят от осознанного и обоснованного выбора профессии еще на этапе профессиональной ориентации.

Выбор профессии молодыми людьми осуществляется индивидуально и добровольно при целенаправленном управленческом воздействии со стороны семьи, общества и специалистов организации. Психологическая наука и практика здесь могут сыграть определяющую роль, решая специальные проблемы в таких сферах, как семья и брак, воспитание детей, здоровый образ жизни, выявление природных задатков и склонностей, оценка состояния интеллектуальных возможностей, профессиональная предрасположенность.

Семья, различные институты общества, средства массовой информации призваны с детства готовить молодых людей к реализации естественной активности, преобразовывать ее в потребность и готовность к трудовой деятельности с учетом сочетания трех факторов: желания заниматься любимым делом - «Хочу»; уровня индивидуальных способностей – «Могу»; потребности общества – «Надо».

Направленность человека на определенный вид трудовой деятельности является условием успешного формирования знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе обучения или непосредственно в трудовом коллективе. Первичную роль здесь играет семья. Семейные традиции, пример родителей и родственников, их рассказы о своей работе и профессии могут оказывать самое существенное влияние (как положительное, так и отрицательное) на отношение к труду и сам профессиональный выбор молодого человека.

Общество через свои официальные институты (административные, экономические, идеологические, образовательные, здравоохранительные), а также через традиции и верования стремится максимально обеспечивать реализацию индивидуальных возможностей каждого человека и согласовать их с общественными потребностями.

Специальные институты общества организуют профессиональное просвещение, профессиональную пропаганду и агитацию, создают условия наибольшего благоприятствования для овладения требуемыми специальностями. Профессия должна отвечать интересам человека, но ее выбор должен быть обоснован, так как неудачный выбор имеет неблагоприятные последствия и для человека, и для общества. Для общества – это экономические потери, для человека - чувство социального дискомфорта, потребность смены профессии. В ряде случаев формируется своего рода группа риска с повышенной вероятностью асоциальных поступков, пьянства, наркомании.

Главной задачей профотбора является выявление индивидов, наиболее пригодных для успешного овладения профессией, а также исключение тех людей, которые не пригодны для надежного и безопасного осуществления деятельности, ибо они могут быть непосредственной причиной несчастных случаев, аварий и катастроф. Процесс включения нового работника в трудовой коллектив начинается с профессиональной ориентации или профотбора в кадровой службе при приеме на работу и может включать несколько видов адаптации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.