Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теория роста черной идентификации



Джексон выдвинул четырехступенчатую теорию развития, которая описывает рост и изменение сознания черных. Он счи­тает, что если консультант хочет эффективно работать с клиен­том независимо от того, одной ли они расы, он должен опреде­лить уровень сознания клиента. Из теории Джексона явно сле­дует, что многие терапевты, не принадлежащие к черной расе, не смогут эффективно работать с некоторыми черными клиен­тами. Даже черные терапевты могут иметь трудности с черными клиентами, мировоззрение которых отличается от их взглядов. Сами члены определенных групп — расовых или национальных меньшинств — смогут извлечь пользу для себя, изучив данные теории.

Стадия 1. Принятие. На этой стадии черный клиент думает о себе как о “небелом”. Личная идентификация определяется как “другой”. Образ жизни белых представляется как единственно пра­вильный. При работе с белым консультантом такой клиент мо­жет вести себя услужливо и приниженно. На этой стадии самым разумным будет обратиться к черному консультанту. Чтобы опи­сать эту теперь довольно редкую форму черного сознания, ино­гда используется стереотип “дяди Тома”, угождающего белым.

Стадия 2.Сопротивление. Черный американец переживает критическую стадию и начинает признавать, что быть черным — это есть идентификация, сама по себе ценная. Человек пережи­вает феномен своей принадлежности к черной расе и его значе­ние. На этой стадии некоторые клиенты испытывают негатив­ные эмоции по отношению к белому и могут отказаться рабо­тать с белым консультантом. Задача развития на этой стадии — достижение личной и культурной идентификации.

Стадия 3.Рефреймировние. Развитие черного сознания про­должается. На второй стадии черное сознание фокусировалось на отделении черных от белых, а не ориентацией на культуру черных. На стадии 3 черный американец может отойти от белой культуры и заняться историей черной расы и черного населения Америки. В этом периоде белые мало интересуют черного кли­ента. Задача развития здесь — восстановление черного сознания в полном объеме.

Стадия 4.Интернациализадия. Человек становится лично­стью, гордящейся своей принадлежностью к черной расе, и соз­нающей ценность других рас. Он использует все лучшее из всех стадий своего развития, тем самым признавая и принимая все ценные аспекты белой культуры, борется с проявлением расизма и угнетения, разделяет самомнение и чувство собственного дос­тоинства и интегрирует все стадии в трансцендентное сознание.

Джексон утверждает, что каждая стадия имеет свое значение в развитии личности. Он утверждает, что все стадии, кроме пер­вой, достойны того, чтобы черный американец находился на них всю жизнь. Хотя четвертый уровень сознания имеет видимые преимущества. Он подразумевает такое сознание, с которым трудно действовать в расистском обществе, по сравнению с другим уровнем. При том расизме и угнетении черной расы, существующих в США и во всем мире, мы должны признать ценность не только одной позиции.

Для консультирования, независимо от того, к какой расе от­носится терапевт, важно сознавать различия в развитии культур­ной идентификации. Понятия, введенные Джексоном, оказались в высшей степени полезными для понимания различий между отдельными людьми и группами.

Феминистская терапия

Считаем ли мы проблему индивидуальной или рассматрива­ем в контексте общества, культуры? Стремится ли терапия добиться независимости или взаимозависимости? Является ли те­рапевт авторитетной фигурой для клиента или они равны? Будет ли клиент приспосабливаться к миру, каков он есть, или он(она) будет принимать участие в борьбе против угнетения? В каждом случае вторая альтернатива говорит об идеологии феминистской терапии.

В феминистской терапии считается, что традиционные сис­темы психотерапии страдают недостатками, которые происходят из традиционного отношения к женщинам. Тем самым нет пол­ного доверия принципам исследования, теориям личности, кли­нической практике. Феминистская ориентация в терапии явля­ется эклектичной. Здесь отдается предпочтение теоретическим позициям, которые постулируют первичность и причинность внешних факторов. Подчеркиваются сильные, а не слабые сто­роны клиентки. Феминистическая терапия требует отношений полного равенства между терапевтом и клиенткой.

Можно легко заметить, что многие конструкты и теории, ко­торые обсуждались ранее в этой книге, открыты для феминист­ской критики. Кроме того, легко проследить структурные парал­лели между феминистской терапией и движением развития, идентификации черной и цветной рас. И те и другие испытыва­ют угнетение и потребность найти для себя новую группу и ме­сто в обществе. Однако, нужно отметить, что движение за жен­ские права имеет свой собственный облик и существует отдель­но от движения народов за равные права и справедливое отно­шение.

Основные области действия феминистской терапии таковы:

1. Отношения равенства. Терапевт-феминистка считает, что они находятся с клиенткой в партнерских отношениях. Она це­нит женщин и их потребность во взаимной поддержке. Само­раскрытие своего собственного опыта как женщины — особенно важная часть терапевтического процесса.

2. Использование ресурсов общества. Терапия не заканчива­ется с окончанием интервью. Многие практики направляются в женские группы поддержки, включаются в работу по месту жи­тельства, ими оказывается юридическая помощь и другие услуги.

3. Активный стиль консультирования. Чувствам придается большое значение, но также важно обозначить конфронтацию противоречивых факторов в самой клиентке и между ней и об­ществом. Примером этого может быть клиентка, переживающая сильный конфликт. Терапевт работает с клиенткой, стараясь понять ее эмоции, но также вступает в конфронтацию с ней в целях развития и решения проблем. Терапевт может работать в мягкой манере, но одновременно добиваться движения к неза­висимости мысли. Терапевт может использовать для этого мно­гие методики, описанные в этой книге, но она будет это делать в контексте феминистских принципов.

4. Снабжение информацией. В феминистском консультирова­нии присутствует сильный обучающий компонент. Терапевт может рассказать клиентке об исторических корнях неравнопра­вия женщин и о влиянии на это культуры.

5. Личная валидизация. Многие женщины пережили ситуа­ции угнетения, когда они почти или совсем не сознавали своей значимости. В феминистской терапии терапевт стремится соз­дать у клиентки отношение к себе как к уникальной и ценной личности.

Ценностный конфликт внутри феминистской теории фоку­сируется вокруг вопроса о том, когда и как женщина вступает в конфликт по поводу неравноправия. Внезапно столкнувшись с социальным неравноправием, женщина может испытать серьез­ное потрясение. Брак может разрушиться из-за того гнева, кото­рый появляется, когда клиентка переходит на более высокий уровень феминистского сознания. Некоторые терапевты счита­ют, что традиционная терапия более подходит для “традиционной” женщины, а феминистская терапия должна подключаться позже, когда клиентка уже продвинулась по пути равноправия. Другие терапевты считают, что боль и трудности — необходимая часть этого пути, и поэтому они пытаются привес­ти по нему всех женщин.

Теоретики феминизма, как и общество в целом, имеют раз­личные взгляды на проблему аборта, на степень необходимости различных общественных и политических акций, о месте лес­биянок в феминистском движении и на то, какие отношения между мужчиной и женщиной можно назвать правильными.

Фрагмент интервью, приведенный ниже, иллюстрирует те­рапевтический подход, используемый в данной ориентации. Обратите внимание на взаимоизучение терапевта и клиентки и на то, как отражаются на интервью культурные факторы.

Консультант: В прошлый раз вы рассказали мне о вашей ис­тории, нынешней ситуации, о том, что более всего беспокоит в целом, о взглядах на жизнь. Мы выяснили вашу феминистскую ценностную ориентацию и ваше желание исследовать конфликты на работе и в семье и многое другое. Я рассказала вам о моей ориентации в консультировании и о моих личных феминистских взглядах. Мы договорились провести вместе 6 сеансов, а затем произвести ревизию. Мне очень интересно, какая реакция была на первый сеанс, и как вы чувствовали себя в промежутках меж­ду сеансами.

Клиент: Реакции были сложными и разными. Мне было легко с вами. Я поняла почему вам была нужна именно эта информация и мне было легко рассказывать о своей истории, росте и нынешних трудностях. Я почувствовала облегчение от того, что вы не видите во мне боль­ную или недалекую. Мне помогло то, что вы сказали, что у многих женщин бывают подобные ситуации и что решать их можно по-разному. Я почувствовала поддержку и понимание и что вы не своди­те мой случай к схеме, как это было раньше. И еще я ощутила уве­ренность в том, что я не буду одна при решении моих проблем, но решение это будет мое.

Консультант: Все эти реакции позитивные. А были реакции менее яс­ные или внушающие тревогу?

Клиент: Да, не могу пока понять, что думать о наших с вами отно­шениях. Не похоже на консультирование, которое было несколько лет назад, тогда терапевт держался в отдалении, я чувствовала, что разговариваю с профессионалом, а с другой стороны это не похоже на разговоры с подругами из группы поддержки.

Консультант: А могли бы вы все же подумать, на какие отношения это больше всего похоже?

Клиент: Может быть, похоже на сотрудничество с коллегами на ра­боте, но здесь больше внимания уделяется моим проблемам. Но я не уверена, как мне вести себя с вами. Можно ли пригласить вас на ланч, задавать вопросы из вашей личной жизни, или все же отно­ситься к вам как к эксперту или начальнику?

Консультант: Итак, не очень ясна роль и границы поведения и это беспокоит, если я правильно поняла.

Клиент: Да, и то и другое.

Консультант: Трудно чувствовать комфорт, когда не определены роли, границы и ожидания. Это похоже на появление на чужой террито­рии. Если вам это будет полезно, давайте поговорим о наших отно­шениях и об их границах.

Клиент: Да, будет, я думаю.

Консультант: Хорошо, но сначала нам надо на некоторое время сфоку-сироваться на процессе нашей беседы, потому что я думаю, что это относится к общим проблемам жизни и вашего брака. Интересно, вы бы сказали сами об этом, если бы я вас не спросила ? И еще мне интересно знать, является ли для вас стереотипом задержка чувства смущения и неловкости в отношениях с людьми.

Клиент: Это наблюдение очень точное, для меня является стерео­типом задержка чувства дискомфорта в отношениях с людьми и желание удовлетворить потребности других членов семьи.

Консультант: Таким образом, наше взаимодействие воспроизвело ваш обычный стереотип — придавать большое значение чувствам, по­требностям, просьбам других. Каковы ваши чувства по отношению к этому?

Клиент: Это меня смущает. Думаю, мне не надо так делать, но так уж сложилось.

Консультант: Вы усматриваете в этом какую-нибудь связь со сте­реотипом женской роли в обществе?

Клибнт: Я еще не связала этого. Конечно, если я это сделаю, это скажется на моих паттернах общения.

Консультант: Это важно, и об этом можно поговорить еще, но я вас прервала, вернемся ли мы к выяснению наших отношений, границ и ожиданий?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.