Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие культурной идентификации



Может ли белый психотерапевт консультировать черного клиента? Может ли мужчина консультировать женщину? Ответ на эти часто задаваемые вопросы не просто “да” или “нет”. Ре­шающим при выборе ответа будет здесь способ идентификации культурно различных людей и их мировоззрение. Черные психо­логи и психологи азиатского происхождения разработали луч­шие модели культурной идентификации.

Аткинсон, Мортен и Сью разработали пятиступенчатую мо­дель культурной идентификации, которая описывается ниже. Многие ученые полагают, что женщины и даже белые этниче­ские группы действуют по одним паттернам. Здесь мы приведем стадии, через которые проходит женщина или группа женщин в процессе роста своего самосознания.

Стадия 1. На этом уровне группа верит в доминирующие в данном обществе культурные ценности. Так, женщины могут поддерживать идею о том, что современный мир существует для мужчин. Клиент негритянского или азиатского происхождения может думать, что белые правы всегда и отрицательно относить­ся к своему происхождению (например, “Мы негры — плохие работники”).

Стадия 2. Диссонанс. Группа или отдельный человек обна­руживает, что ситуация не такова, как принято считать. Становятся очевидными несоответствия между тем, что человек может делать, и тем, что ему позволяется из-за расизма, пренебрежи­тельного отношения к женщине, старикам, молодежи и т. д. Человек может начать подвергать сомнению ценности, которые он раньше поддерживал, и почувствует необходимость противо­поставить себя застывшим истинам, диссонирующим с живой жизнью.

Стадия 3. Сопротивление и погружение в проблему. Чело­век или группа людей синтезирует в своем сознании мысль о неконгруэнтности общества и реагирует ненавистью и недовери­ем. Для этой стадии характерны значительные усилия женщин или меньшинств в борьбе с угнетением. Может проявиться не­нависть к мужчинам или белым. Группа начинает фокусировать внимание на своих собственных культурных интересах.

Стадия 4. Углубление взглядов. Человек снова встречается с неконгруэнтностью (несоответствиями) жизни. Женщина может обнаружить, что некоторые мужчины отзывчивы и надежны. Количество и качество общения возрастает и человек может испытать чувство близости к противоположным группам. Внут­ренняя и внешняя группы, к которым принадлежит человек, могут прийти в противоречие друг с другом.

Стадия 5. Четкое выражение своей позиции и осознание се­бя в мире. Человек находит удовлетворение в культурной и половой идентификации: “Я — негр и горжусь этим”, “Я — женщина!” Человек исходит из чувства удовлетворения собой и группой, к которой принадлежит, для того, чтобы плодотворно действовать в доминирующей системе и противостоять ей.Испаноязычное меньшинство, гордящееся собой, работает с боль­шинством исходя из самоощущения силы и гордости. Женщины могут по-прежнему с симпатией относиться к мужчинам, но они имеют и свое собственное жизненное пространство и принима­ют свои собственные решения.

Если вы работаете с клиентом другого пола или расы, он уже каким-то образом идентифицируется в рамках системы иден­тификации и в условиях ее развития. Очевидно, что вы не смо­жете работать абсолютно эффективно, будучи чужаком по отно­шению к группе, находящейся на стадии сопротивления (ста­дия 3), и будут некоторые трудности при работе с клиентами, находящимися на стадиях 2 и 4. Некоторые специалисты сомне­ваются, разумно ли вообще консультировать клиента другого пола или расы, если он находится в первой стадии (конформизм по отношению к системе) — они считают, что для ускорения нужных изменений клиента нужно направить к психотерапевту, имеющему с клиентом общее происхождение или одного с ним пола. По-видимому, с клиентом, находящимся в стадии 5, может работать любой психолог. Сью, однако, считает, что здесь ре­шающую роль играют взгляды самого терапевта. Терапевту, на­ходящемуся в стадии 1, было бы трудно работать с клиентом, находящимся в стадии 3. Если вы в перспективе собираетесь работать с клиентом, отличающимся от вас по полу или расе, вы должны изучить материалы по этой группе, меньшинствах и т. д.

Короче говоря, нужно иметь в виду общие взгляды клиента на жизнь. А когда вы получите представление о них, задайте себе вопрос: “Готов ли я как личность, профессионал работать с этим человеком? Знаю ли я его культуру?” Ответ на этот вопрос зависит от вашей культурной и половой идентификации и от того, как она отражается в ваших взглядах.

Сью (1981) уделяет особое внимание, считает ли клиент свою проблему личной или он считает, что в его трудностях виновато общество и его окружение. Исследования показывают, что многие небелые клиенты и женщины считают причиной своих трудностей внешний мир — они остро осознают общест­венное значение своих проблем. Понятие фокусировки (глава III) как микротехники помогает понять проблему и работать над ней. Например, Берман сравнивал, как черные и белые консуль­танты смотрят видеозаписи бесед с клиентами. Тренеров попро­сили сказать, что они говорили вслед за клиентами. Мужчины-белые обычно задавали вопросы, белые женщины отражали чув­ства и переформулировали идеи, черные консультанты давали консультации и директивы. Что еще более важно, черные кон­сультанты считали проблему общественной, а не индивидуаль­ной, в то время как белые считали ее индивидуальной. И те и другие по-разному использовали микротехнику фокусировки (бе­лые фокусируют внимание на личности, небелые — на контек­сте культуры и окружающей среды).

Таким образом, вы можете предполагать, что ваши клиентки и клиенты другой расы по-разному будут истолковывать проис­хождение (проблемы?). Используя микротехнику фокусировки, вы сможете определить, как клиент локализует свою проблему — как внеш­нюю или как внутреннюю.

Сью считает, что микротехники должны использоваться по-разному с клиентами разных культур и с клиентами различных уровней сознания относительно их половой или этнической идентификации. Вообще говоря, методы пассивного выслуши­вания могут быть восприняты подозрительно клиентами других культур, отличных от североамериканской. Честное самораскры­тие, директивы и советы могут стать альтернативой этим мето­дам. Указания на противоречия и помощь клиенту в выяснении противоречий их мышления могут быть особенно полезными, но терапевт должен иметь прочный контакт с клиентом и пони­мать конкретное культурное окружение этого клиента. На ран­них стадиях консультирования может быть полезным присоеди­ниться к клиенту, фокусируясь на культурных или бытовых во­просах. Однако, в конечном счете вы работаете с личностью и вам не стоит замыкаться на культурных или теоретических сте­реотипах. Полезно сфокусироваться на том, как ваш клиент как личность относится к своему окружению. Успешная терапия повышения уровня сознания обычно требует, чтобы личная и групповая идентификация не противоречили друг другу.

До сих пор мы обсуждали общие направления, следующий раздел посвящен черной расе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.