Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ



Сильной стороной ТА является разработка языковой систе­мы, эффективно коммуницирующей с людьми, а не прячущейся за неясными теоретическими конструкциями. Эта способность демистифицировать процесс консультирования, является осо­бенно сильной стороной ТА.

Общее мировоззрение ТА можно охарактеризовать следую­щим образом: транзактный анализ — это рациональный подход к пониманию поведения, он основан на предположении, что каждый может научиться понимать себя, доверять себе, думать за себя, самостоятельно принимать решения и выражать чувства. Принципы ТА можно применять на работе, дома, в школе — в любом месте, где люди контактируют друг с другом. (Джеймс и Йонгервард, 1971 г.).

Этот основной подход к помощи людям иллюстрируется хо­рошо известными состояниями Я — родителя, взрослого, ребен­ка. Проявления нашего поведения можно привести к одному из трех состояний. Например, исходное состояние Я-родителя представляет собой то, что мы включили в свою собственную личность от наших родителей и что выражается обычно в сло­весных формах “нельзя”, “не следует”. Это состояние приблизи­тельно соответствует супер-эго в психодинамической психоло­гии и также многим культурным предписаниям относительно того, каким должно быть наше поведение. ТА часто говорит о двух типах родителя: воспитывающий родитель, любящий людей и критикующий родитель, который пытается перекраивать нас. Напротив, Я-состояние ребенка более свободно и спонтанно и во многом соответствует психоаналитическому Я. Психологи различают в состоянии ребенка “естественного ребенка” (свободное, спонтанное выражение) “маленького профессора” (интуитивное творческое мышление), и адаптированного (измененного) ребенка (естественный ребенок, измененный под влиянием требований окружения). Я-состояние взрослого (приблизительно соответствующее ЭГО в психодинамической психологии) обрабатывают в себе данные, поступающие из мира и из состояний родителя и ребенка, и принимает решения. Взрослый не эмоционален и делает свое дело хорошо.

Я-состояния познаются в транзакциях (взаимодействиях) с окружением. Стили транзакций следующие:

1. Я о'кей — ты о'кей. Ребенок считает, что он самоценен в этом мире, может формировать концепцию, признается другими как личность и имеет положительную самоидентификацию и положительный образ окружающих.

2. Я о'кей — ты не о'кей. Ребенок считает, что он самоцен­ная личность, имеет положительный образ себя, но полагает, что мир и окружающие его люди враждебны ему и угрожают его существованию. Ребенок мог быть разлучен с родителями, нахо­диться в детском доме. Он мог когда-то воспринимать родителей как любящих и добрых, но теперь считает их враждебными и жестокими. Наконец, он мог пережить множество других влия­ний среды.

3. Я не о'кей — ты о'кей. Ребенок принимает на себя вину за неверный ход событий, является реципиентом негативных со­общений родителей, отягощен чувством вины и т. д. Ребенок полагает, что он плох и не достоин положительной обратной связи со стороны значимых взрослых, членов семьи и прочих. Ребенок такого типа часто совершает правонарушения, проявля­ет саморазрушающие паттерны поведения и испытывает депрес­сию.

4. Я не о'кей — ты не о'кей. Ребенок имеет негативный об­раз себя и испытывает враждебные чувства по отношению к другим и к окружающему миру. Ребенок получил сообщения, что он не заслуживает похвалы, и не любит тех, кто лишает его внимания и положительного подкрепления. Ребенок такого типа часто мрачен, ироничен, труден в общении как в школе, так и дома, не добр к окружающим.

Если мы вернемся к работе Мэри Айви с клиентом (гла­ва VII), мы увидим, как она использовала эту рамку для облег­чения понимания. Клиент Чарльз демонстрировал типичные отношения критического родителя. Психолог переформировала эту позицию воспитывающего родителя, обеспечив положитель­ную основу мышления, на которой могли базироваться даль­нейшие изменения.

Поскольку Я-состояния познаются через транзакции с ок­ружающей средой, Чарльз вывел свою основную жизненную позицию из своего окружения. Если мы посмотрим на пример из главы 7, мы увидим, что Чарльз относится к четвертому типу транзактного стиля поведения и понимания: “Я не в порядке – ты не в порядке”. В такой позиции человек склонен винить как себя, так и других. Целью терапевта в данном случае было сдви­нуть Чарльза в позицию “Я в порядке — ты в порядке”, и можно заметить, что ей это удалось, переформировав критического родителя хотя бы частично в воспитывающего родителя.

Все мы входим в ту или иную жизненную позицию ТА по сценарию, написанному нашей семьей и нашей культурой. Штайнер говорит о системе “поглаживаний” в семье и культуре. Поглаживания это подкрепления, которые мы получаем от се­мьи и от культуры, направляющих наше поведение. Мы получа­ем поглаживания, когда мы делаем что-то хорошо или это одоб­ряется другими. Мы так крепко оплетены паутиной этих погла­живаний, что иногда приходим к жизни по сценариям, в кото­рых сами не ориентируемся. Жизненные сценарии начинаются с младенчества (“Какой славный малыш!”, проходят через детство (“Не делай этого — это грязь”) к школьным годам (“Выполняйте работу”, “Обратите внимание”, “У вас получится”) к сверстни­кам (“Ну ты чудак!”), к работе (“Приходите вовремя”). Многие люди, придавленные повседневной жизнью, живут по стерео­типным сценариям, которые они повторяют постоянно. Анали­зируя сценарии, можно освободить человека для творческой деятельности. Можно легко заметить параллели между анализом сценариев и анализом паттернов детства у Фрейда.

Штайнер говорит об “эмоциональной грамотности” как спо­собе изменения прошлых сценариев. Его систематические шаги к эмоциональному пониманию включают в себя: — попросить клиента разрешить исследовать его чувства, — обеспечить по­глаживания (поиск положительных качеств), — заявить о чувст­ве/действии, где эмоции и действие тесно связаны, — создать условия для того, чтобы клиент услышал о чувстве/действии. В настоящее время эта модель используется многими теориями.

Имеется большое количество альтернативных способов ис­пользования анализа сценариев. Таким примером может слу­жить книга Гулдинга и Гулдинг (1979) “Изменение жизни с по­мощью терапии изменения решений”. Авторы указывают, что дети рано начинают принимать решения относительно себя. Задача терапии (или самораскрытия) — узнать старые сценарии, а затем принять новые решения. Авторы приводят различные упражнения, с помощью которых можно отследить прошлые сценарии и, главным образом, как они влияют на современное положение. В эти методы могут входить упражнения гештальт-терапии, упражнения принятия решений, а также непосредст­венный тренинг и инструктаж для клиента. Иногда в переписы­вание сценариев может быть вовлечена вся семья.

Транзактный анализ — это исследование игр, в которые иг­рают люди, разыгрывающие свои жизненные сценарии, это ис­следование транзакций между людьми, которые могут функцио­нировать в нескольких Я-состояниях. “Игра” — это набор спо­собов поведения и отношений, которые личность проявляет в направлении другой личности. Анализу игр, жизненных сцена­риев и Я-состояний посвящены несколько книг по транзактному анализу, поэтому приведем только один пример варианта анализа. Заметим, что мы в основном заинтересованы в иденти­фикации Я-состояния, в котором каждый способ поведения проявляет себя во взаимодействии между матерью и ее дочерью.

1. Дочь: “Мама, давай поиграем в куклы”.

2. Мать: “Давай, здорово!” Такое взаимодействие описывает­ся в ТА как дополнительная транзакция, так как стороны до­полняют друг друга своим поведением.

1. Дочь: “Мама, давай поиграем в куклы”.

2. Мать: “Ты всегда все вверх дном переворачиваешь и не убираешь”. Это пересекающаяся транзакция, где в матери берет верх критичный родитель. Воспитывающий родитель мог бы сказать так: “Хорошо, давай, только я тебя сначала обниму”. Поскольку транзакция между матерью и ребенком работает, это могла быть дополнительная транзакция. Пересекающиеся тран­закции получаются там, где между сторонами имеется конфликт или инконгруэнтность на внешнем уровне. Чтобы второй ответ был полностью дополнительным, ребенок должен был обра­щаться к родителю, а не к ребенку в родителе.

1. Дочь: “Мам, давай поиграем в куклы”.

2. Мать: “Давай поиграем, только сначала я обниму тебя и мы приберем в твоей комнате”.

Это пример того, что в ТА называется скрытой транзакцией, поскольку тут явно имеется двойное сообщение и скрытые мо­тивы. В этом случае мать говорит и как ребенок, и как родитель.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.