Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СЕАНС СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ



В приводимом примере терапевт проводит свой сеанс в тер­минах ТА. Паттерн взаимодействия представлял собой игры “Фригидная женщина” и “взрыв”. В этом паттерне муж выража­ет жене свои намерения относительно секса, а жена отвечает отказом. После нескольких отказов образуется паттерн, и муж некоторое время “сидит тихо”, а жена при этом успокаивается и начинает думать, что муж интересуется ею как человеком, а не просто тянется к ее телу. Естественно, приходит момент, когда муж вновь ищет близости, она принимает его благодаря воз­никшей естественности, но когда она замечает, что он перестает думать о ней как о человеке, а только как об объекте секса, жена вновь отвергает его. При отказе возникает “взрыв”. Это легко можно увидеть в шагах 86 Бетси и 88 Дейв. Благодаря вопросам терапевта и исследованию их прошлого и нынешнего поведения, Дейв и Бетси начали понимать паттерны своего взаимодействия. Пиком этого терапевтического процесса был момент, когда Бетси осознала, что ее фригидность не была фригидностью, а была естественной реакцией на то, что Дейв использовал ее в сексу­альном смысле. Когда Дейв понял это, он осознал, что его аг­рессивное поведение и нечуткость по отношению к Бетси про­изошли из боязни за свою мужественность. Хотя ТА оказался полезен для объяснения данного случая, здесь не использова­лись язык ТА и его методы. Часто бывает, что терапевт обдумы­вает ситуацию в рамках одной теории, но использует умение и техники другой.

Следующий пример показывает некоторые возможности ра­боты на сеансе семейной терапии, для удобства здесь представ­лена только часть сеанса, в котором взаимодействуют муж и жена. Проблема — холодность и фригидность жены, а также ставится задачей признание того факта, что сложности в сексу­альности касаются двоих, а не одного.

78. Терапевт: Дейв, ты говоришь, что вы пошли в кино и что ты по­чувствовал близость с Бетси впервые за несколько месяцев.

79. Дейв: Да, мы потом сидели на диване, и Бетси так уютно свер­нулась калачиком, мне было хорошо.

80. Бетси: Да, впервые за столько времени мы коснулись друг друга.

81. Дейв: А потом я медленно потянулся и дотронулся до ее груди. Она не отодвинулась. А потом вдруг дернулась и разозлилась на меня.

82. Терапевт: Бетси, ты могла бы подробнее рассказать, что с тобой происходило?

83. Бетси: Ну, мне было хорошо, но потом, сама не знаю почему, я зажалась. Я действительно на него обозлилась.

Комментарии: В шаге 80 пара относительно конгруэнтна, а в шаге 81 обозначилась их неконгруэнтность, в шаге 82 тера­певт пытается довести смысл этой неконгруэнтности до Бетси.

Продолжение беседы:

84. Терапевт: Дейв, похоже что-то произошло внезапно, безо всякой причины. Расскажи мне, что с тобой происходило.

85. Дейв: Я помню, что когда дотронулся до ее груди и она не ото­двинулась, я подумал, что ночью будет ночка, а ночки не было.

Р6. Бетси: Ты всегда пользуешься мной только для секса. Пакость!

87. Терапевт: Вот теперь, Бетси, ты испытываешь к Дейву то же самое, что тогда — ты разозлилась.

88. Дейв: Она просто холодная и терпеть не может секса. Пошла ты... (Бетси начинает плакать.)

89. Терапевт: Вы оба сейчас сердиты и обижены. Сейчас вы в том же положении, что и вчера. Что вы ощущаете в теле?

90. Дейв: Я сжался, кишки крутит. Когда Бетси на меня так смот­рит, я совершенно теряюсь.

91. Терапевт: Скажи это Бетси и еще скажи, что ты имеешь в виду под “теряюсь”.

92. Дейв: Когда ты смотришь на меня и плачешь, я чувствую себя таким виноватым за все, что я с тобой сделал. Ты так много зна­чишь для меня, что я ужасно боюсь потерять тебя.

93. Бетси: Я тоже боюсь потерять тебя. Почему мы так глупо ссо­римся?

94. Терапевт: А что ты чувствуешь в своем теле? И что ты чувство­вала, когда я первый раз задал этот вопрос? Скажи Дейву, а не мне.

95. Бетси: Бедра были напряжены, мне казалось, что я дрожу. Когда ты, Дейв, сказал это, я испугалась. Ты мне очень нужен.

Комментарий: В шаге 87 время в интервью сдвигается с прошлого в настоящее. Оба по аналогии воспроизводят свой вчерашний конфликт. В шаге 88 проблема сдвинулась от обсуж­дения “там” и “тогда” к “здесь” и “сейчас”. Особым преимуще­ством супружеской терапии является то, что болевые точки вы­являются почти сразу. Так терапевт может увидеть действительную структуру проблемы. Открытый вопрос в шаге 89 в настоя­щем времени относительно телесных ощущений — полезная тактика, которая в дальнейшем ведет к более полному понима­нию проблемы. В семейной терапии важно, чтобы члены семьи говорили важные вещи не терапевту, а друг другу (91).

В случае с Дейвом и Бетси мы видели семейную систему, в которой два супруга взаимодействуют друг с другом в круге са­мозащиты. Этот паттерн можно рассмотреть в рамке взаимодей­ствия личность — среда. Отношения Дейва с Бетси порождается отношениями Бетси с ним. Дейв — это окружение Бетси, кото­рое она частично продуцирует своими действиями, направлен­ными на него. И наоборот. Семейная терапия отличается от индивидуальной тем, что объектом изменения является система взаимодействий, а не личность. Путем изучения своих поверх­ностных структур и глубинных смыслов супруги изучили свои неконгруэнтности и разногласия, узнали, что они представляют собой систему взаимодействия друг с другом и смогли изменить свои отношения.

В этом кратком фрагменте можно заметить, как произошло переформулирование проблемы. В то время как первой форму­лировкой была, так называемая, “холодность”, Бетси, теперь в паре поняла, что их взаимодействие — это в значительной мере часть проблемы. Фокус проблемы сдвигается от “я” или “ты” к паре вместе. Следующая задача терапевта составить процедуру изменений. Методы воздействия в семейной терапии почти так же многочисленны, как и в индивидуальной терапии. Многие методы изменения тесно связаны с индивидуальными методами, которые описывались в этой книге, но они более сложны, пото­му что система взаимодействий личностей еще сложнее самой личности. В то время как индивидуальная терапия старается воздействовать на индивидуальные объекты, семейный терапевт утверждает, что между объектами этой системы происходит те­чение. То же самое, но другим языком утверждается в главах II и VI, особенно там, где в индивидуальной терапии подчеркива­ется важность взаимодействия культуры и личности/окружения.

В этом примере вы можете видеть, как взгляды и восприятия человека испытывают изменения под влиянием взаимодействия с другими, особенно с членами семьи. Иногда стимулировать спонтанные изменения может возникшее понимание и лучшая коммуникация. В других случаях нужно использовать более сильнодействующие методики.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.