Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБРАЗЕЦ ТРАНЗАКТНОГО ИНТЕРВЬЮ



Каждый из нас проходит через множество транзакций с другими людьми в течение дня, играя роли взрослого, родителя и ребенка в различных комбинациях. Жизнь некоторых людей, прошедшая в поглаживаниях, сделала их взрослыми детьми, в то время как другие настолько социализировались, что в них жи­вой, с творческим началом ребенок почти умер.

Задачей консультанта в ТА является помочь клиенту понять, что происходит, и предпринять новые действия.

Следующее интервью иллюстрирует только небольшую часть значительной теории с интересным методом. Это интервью с женщиной 31 года (здесь ее называют Клуни), она участвовала в работе группы ТА и уже дважды встречалась с психотерапевтом индивидуально по поводу своих социальных трудностей. Кон­сультант ТА здесь назван как доктор О. Обратите внимание, что образование играет большую роль, и обращается особое внима­ние на то, как человек реагирует и живет в условиях семьи.

1. Клиент: Я все думала о том, что вы сказали мне на прошлой неде­ле — вы сказали, что мне надо вырасти. Вы и раньше мне это гово­рили, но я не слышала. Муж тоже посоветовал мне расти.

2. Доктор О.: Я не сказал “вырасти”. Я вообще никогда такого никому не говорил. Я сказал, что вам теперь позволяется быть женщиной, а это совсем другое. Рост — это движение, прогресс, а быть женщи­ной — значит, взрослый берет в вас верх, и вам хорошо. (Информация и инструкция.)

3. Клиент: Муж сказал, что когда мы только поженились, ему было нужно, чтобы я зависела от него, но теперь это ему не нужно, и он позволил мне стать женщиной.

4. Д-р О.: Как это ваш муж все так здорово понимает ?

5. Клиент: Потому что он здесь тоже был, по крайней мере, душой. Мы обсуждаем с ним все, что здесь происходит, так что он много узнал и понимает меня.

6. Д-р О.: Ваша мать была такая же, как ваш муж. Она тоже в вас нуждалась.

(Интерпретация)

7. Клиент: Совершенно верно. Я ей была нужна, чтобы быть зависи­мой от нее.

(Это озадачило д-ра О., потому что Клуни получала директивы своей матери, приказывающие, чтобы она зависела от нее. Эту ди­рективу Клуни перенесла на свой брак. Но если теория сценариев верна, тогда должен был существовать сильный контроль со стороны “ребенка” и ее матери. Пока доктор обдумывал это, Клуни сменила тему.)

8. Клиент: Потом, вы все время возвращаетесь к разговору о моем за­де, а мы знаем, что что-то произошло в ванной комнате, а что, я не помню.

9. Д-р О.: Я думаю об одной сцене, она очень распространенная. Ма­ленькая девочка входит в гостиную, где мать сидит с друзьями, штанишки ее спадают, и все говорят: “Прелесть”. (Интерпретация)

10. Клиент: Да что-то такое со мной было.

11. Д-р О.: А потом малышка очень смущается и краснеет, может, ее попка краснеет, и это усугубляет ситуацию, потому что тут все заинтересовались и говорят: “Поглядите, правда прелесть!” (Интерпретация)

12. Клиент: Так я и чувствовала.

13. Д-р О.: Это как-то связано с тем, что вы раздевались на вече­ринке. Вы знаете, что это один из способов вступить в контакт.

(В это время д-р О начинает писать на доске. В ТА принято иметь в кабинете доску, чтобы, когда понадобится, можно было чертить график).

14. Д-р О.: Этот рисунок показывает отношения между вашим Ре­бенком и Родителем вашего мужа. То же самое было, когда вы росли. Родитель вашей матери нуждался в вас, он хотел, чтобы вы зависели от него, и ваш Ребенок легко подчинялся. Так что видите, в этой части вашего брака ваш муж занимает место вашей матери. (Интерпретация и инструкция)

15. Клиент: Правильно, я вышла за него, потому что он как моя мать.

16. Д-р О.: Да, но здесь действует каким-то образом и Ребенок ва­шей матери.

17. Клиент: О, да. Она всегда улыбалась, когда случалось что-то не­хорошее или когда я или сестра делали что-то, что она считала дур­ным. При этом она говорила: “Но это же ужасно!”

18. Д-р О.: Важно знать, улыбалась ли она, а потом говорила или сначала говорила, а потом улыбалась.

19. Клиент: Вы имеете в виду, выпускала ли она сначала Ребенка, а затем извинялась перед своим Родителем или вначале говорила со своим Родителем, а потом выпускала ребенка?

20. Д-р О.: Правильно. (Поощрение)

21. Клиент: Понимаю, что вы имеете в виду. Она вначале улыбалась.

22. Д-р О.: Она хотела, чтобы вы делали то, что она делать не мо­жет. Это приятно волновало ее Ребенка, но затем ей надо было извиниться перед Родителем. Вы делаете то же самое: вы всегда изви­няетесь перед вашим Родителем. Вы срываетесь и выкидываете вся­кие штучки за свою мать — это все ее штучки — а затем вы гово­рите: “Что мне делать с чувством вины?” Точно так же, как Ребе­нок вашей матери поощряет вас что-то сделать, появляется ее Ро­дитель и зажимает вас.

23. Клиент: Да, я знаю. Да, но что мне делать с чувством вины?

В этом случае консультант ТА активно руководит. Здесь полностью отсутствуют навыки выслушивания, основной на­вык — интерпретация с высокой долей содержания инструкций в рамках теории ТА. Обучение играет важную роль в методе ТА. Хотя это интервью не является полностью типичным для ТА, оно иллюстрирует особое внимание жизненным сценариям, корням современного опыта, уходящим в прошлое, и изучению важных транзакций клиента. Современная ситуация на вечерин­ке соотносится с предыдущими событиями жизни, таким обра­зом, прошлое и будущее пытаются соединиться в сеансе психо­терапии. Консультанты ТА стараются работать по конфронтационному принципу И постоянно работают над неконгруэнтностью и конфликтами.

ТА анализ включает в себя большой набор терминов, поня­тий и новых методов. Мы представим здесь начальный набор действий, который может стать основой для работы, что, в свою очередь, поможет вам использовать некоторые понятия ТА в вашей практике консультирования:

1. Знакомство со значимыми родителями, взрослыми, деть­ми. Лучше всего это упражнение выполнять с другом, который тоже интересуется ТА. Полезно также записать свои собствен­ные ответы на приведенные вопросы.

а) Какими были ваши родители? В частности, можете ли вы вспомнить случай, когда ваши родители проявляли себя как критические Родители, как воспитывающие, любящие Родители. Вспомните другие подробности.

б) Какие взрослые вам особенно нравились? Вспомните осо­бые случаи, когда Взрослый (ваш отец или мать или кто-нибудь другой) принимал зрелые, разумные решения и разрешал про­блемы. Что вам особенно понравилось в том, что они делали?

в) Подумайте о своем детстве. Приведите примеры, когда вы были веселым ребенком с выраженными творческими началами, маленьким профессором и адаптированным ребенком. Старай­тесь быть как можно более точным и конкретным.

г) Посмотрите на свою теперешнюю жизнь. Какие люди из тех, кого вы знаете (дети и взрослые), играют роль Родителей, Взрослых, Детей? Что они делают в конкретных ситуациях?

д) Вернитесь к каждому из предыдущих вопросов. Рассмот­рите, как производятся поглаживания.

2. Знакомство с собой как с Родителем, Взрослым и Ребен­ком. Работайте с другом и со своими записями, но в этот раз изучите себя в ключевых ситуациях за последние две недели, когда вы вели себя как Родитель, Взрослый, Ребенок. Постарай­тесь быть как можно более конкретным. Видите ли вы паралле­ли между вашим нынешним поведением и поведением в про­шлом? Каков ваш арсенал поглаживания?

3. Элементарный транзактный анализ. В течение последней недели у вас наверняка были особенно приятные взаимодейст­вия и, что еще более вероятно, некоторые неприятные. Восполь­зуйтесь схемами родитель—взрослый—ребенок и посмотрите на транзакции, которые происходили между вами и другими людь­ми. Проклассифицируйте свое поведение и поведение других людей как поведение Взрослого, Родителя, Ребенка, и определи­те, какая транзакция была дополнительной, пересекающейся или скрытой. Обратите особое внимание, как производили по­глаживания и как лишали поглаживания.

4. Элементарная игра или анализ сценариев. Исследуйте важные транзакции, которые вы раньше определили. Являются ли некоторые из них повторяющимися паттернами, напоми­нающими вам взаимодействия, которые у вас были с другими людьми (или повторялись с одним человеком)? Какова последо­вательность действий? Относятся ли они к значимым Взрослым, Родителям, Детям в вашем прошлом? Каков основной паттерн ваших поглаживаний?

В итоге транзактный анализ можно определить как психо­динамическую психологию Фрейда (обратите внимание на па­раллели между Родителем, Взрослым и Ребенком и Оно, ЭГО, Супер-ЭГО, а также на подчеркивание взаимосвязи между опы­том прошлого и настоящим), плюс более позитивная гумани­стическая философия и особое внимание к изменениям поведе­ния и мышления (подчеркивание способности человека изме­нять сценарии и транзакции и действием изменять мир) плюс хорошая подача материала. Короче говоря, ТА отличный пример терапии, базирующейся на крепкой теории, которая не отрицает сложностей жизни путем сверхупрощения и открыто делится с широкой публикой своими прозрениями. Благодаря Эрику Бер­ну и его последователям мы много узнали не только о ТА, но и о необходимости учить наших клиентов справляться с жизнью.

ТА, как и вся теория психотерапии и консультирования, имеет свои ограничения. Иногда язык ТА отрывается от теории, что привело к тому, что ТА воспринимается подчас не слишком серьезно. У ТА нет крепкой традиции исследований, но его эффективность доказывается многими данными.

И, наконец, так же, как и другие теории, ТА не всегда может противостоять неумелому анализу дилетантов или чрезмерно пользующимися своей властью специалистами.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.