МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР
СВЕРДЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРОБЛЕМЫ
С. G. АЛЕКСЕЕВ
ТЕОРИИ
Курс лекций в двух томах
ПРАВА
Том первый
Основные вопросы общей теории социалистического права
СВЕРДЛОВСК, 1972
3 40.4c А-У6
ОТ РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА СВЕРДЛОВСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Настоящее пособие рассчитано в основном на студентов старших курсов и аспирантов юридических высших учебных заведений. Оно может быть использовано также практическими работниками и специалистами иных отраслей знаний, интересующимися вопросами общей теории права.
В основе курса — учебное пособие «Общая теория со-циалистическсго права», опубликованное в 1963—1966 гг. Оно переработано сучетом новых материалов, а также замечаний и пожеланий, высказанных при обсуждении этой и других работ автора.
В связи свыходом в свет пособий, специально подготовленных для студентов, начинающих изучать юридические науки, в настоящем курсе не повторяются общие исходные данные теории, а внимание сконцентрировано на слож-льг. проблемных вопросах.
Курс лекций состоит из двух томов.
Том первый — Введение. Сущность социалистического права. Нормы права и правоотношения.
Том второй — Нормативные акты. Применение права. Юридическая наука (правоведение).
Курс лекций печатается по решению ученого совета Свердловского юридического института от 6 мая 1971 г.
Научный редактор — доцент Р. К. Русинов
ВВЕДЕНИЕ
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВЫПУСК
Профессор В. М. Семенов
ЗАДАЧИ И СИСТЕМА КУРСА
1. Этапы правового обучения и общая теория права. Право — сложное социальное явление. Изучение свойств и структуры права, его закономерностей и социальной роли, его действия и применения в практической жизни является длительным и трудоемким процессом, который распадается на ряд этапов.
На первоначальном этапе правовое обучение проходит обычно в курсе теории государства и права и примыкающих к нему дисциплин (история государства и права и др.)- Здесь право рассматривается в неразрывном единстве с другой частью надстройки— государством. Этот курс нацелен на то, чтобы ознакомить обучающихся с основами марксистско-ленинского учения о государстве и праве»
Следующий — наиболее продолжительный — этап правового обучения сводится к овладению отдельными сторонами правового регулирования, государственной деятельности, отдельными отраслями права. Обучение здесь замыкается в рамках многих, конкретных, обособленных друг от друга дисциплин — уголовного права, гражданского права, трудового права, прокурорского надзора, криминалистики и т. п. Этим конкретным дисциплинам свойствен преимущественно практический уклон. Такое детализированное изучение права подкрепляется, наконец, практической работой (практикой), в ходе которой оттачиваются и обогащаются специальные знания по конкретным правовым вопрос^.
Но именно потому, что изучение права проходит в основном в пределах многих конкретных дисциплин и на практике, возникает необходимость вновь вернуться к изучению права в делом. Это — третий этап изучения права, на котором подводится известный итог всей ранее проделанной работе и ставится задача наиболее глубокого и полного изучения правовых категорий, которые наполняются многогранным конкретным содержанием. Право вновь воспринимается как цельный механизм — единый регулятор общественных отношений. Причем возвращение к праву как к целому осуществляется здесь на новой качественной основе — на базе специальных знаний, накопленных при проработке конкретных дисциплин.
Изучение общей теории права после того, как усвоены необходимые данные в рамках конкретных юридических дисциплин,— обязательный, важный этап правового образования.
2. Основные задачи курса. Изучение общей теории права имеет существенное значение во многих отношениях.
Прежде всего это способствует упорядочению, приведению в определенную систему специальных знаний по конкретным юридическим дисциплинам.
Общая теория права и сама вооружает рядом конкретных «тонких» и детализированных данных, необходимых для практической деятельности (правила применения норм, действия нормативных актов во времени, в пространстве, по кругу лиц и др.).
Общая теория права расширяет «юридический кругозор», ставит практическую деятельность, связанную с изданием и применением норм права, на прочную научную основу.
Наконец, общая теория права представляет собой решающее средство внедрения юридической культуры, а также и того, что условно может быть названо «юридическим мышлением». Только глубокое усвоение всех тонкостей и деталей механизма правового регулирования позволяет проникнуть во все внутренние связи и закономерности права как части надстройки, правильно, умело и эффективно проводить в жизнь правовую политику социалистического государства.
Высококвалифицированным юристом может быть назван не тот, кто усвоил лишь конкретное содержание многочисленных нормативных актов (нормативные акты нередко за короткий срок существенно изменяются), а тот, кто на основе глубокого понимания сущности и социального назначения права, всего механизма правового регулирования способен при помощи общих юридических понятий осмыслить любой нормативный акт
и самостоятельно принять политически и юридически правильное решение. Это и есть высокая юридическая культура, способность «мыслить юридически» *.
В развитии юридической культуры, а также «юридического мышления» и состоит то*главное, что обусловливает необходимость изучения общей теории права.
3. Объем материала и система курса. Настоящий курс посвящен социалистическому праву, рассматриваемому преимущественно на материале советского права.
Ограничение содержания курса вопросами социалистического права объясняется, главным образом, необходимостью максимального приближения его к задачам правового обучения в юридических вузах, к задачам сегодняшнего дня, к нуждам практики. В то же время такой подход позволяет рассмотреть и общие правовые понятия и, стало быть, достигнуть решения тех задач, которые обеспечиваются при помощи общей теории права в целом.
Система курса общей теории социалистического права складывается из пяти разделов: 1) право в социалистическом обществе; 2) нормы права и правоотношения; 3) нормативные акты; 4) применение норм права; 5) наука права. Эти разделы отражают последовательные ступени изучения права, постепенного раскрытия его отдельных сторон и проявлений — от социальной характеристики права (раздел первый) к его внутреннему юридическому строению (раздел второй), от этого — к внешним формам выражения права (раздел третий) и в итоге — к практической деятельности по применению права (раздел четвертый). Следовательно, используя образные — и отсюда недостаточно точные — выражения, можно сказать, что первый раздел отведен «социологии» права, второй — его «догме», третий—«юридической форме», а четвертый — «практике» действия права, т. е. праву в его практическом применении. И в заключение — характеристика юридической науки — того вида общественного сознания, который связан с изучением социалистического права (раздел пятый).
1 Французский юрист Рене Давид, касаясь юридико-технической стороны правового обучения (что, разумеется, делает его суждения односторонними), пишет: «Главное в преподавании — это не ознакомить студентов с юридическими нормами, а привить им навык к пониманию структуры, категорий и концепций права той или иной страны, обучив их словарю права; научить методам, при помощи которых можно найти нормы, необходимые для решения данной проблемы; развить у студента определенную восприимчивость, которая позволит «чувствовать» это решение в соответствии со стандартами, часто не очень ясными, а иногда и нелогичными, которые приняты в данном
Изучение общей теории социалистического права построено таким образом, чтобы последовательно охватить все основные стороны связи и проявления социалистического права, механизма правового регулирования.
4. Использование специальной литературы при подготовке курса теории права.Достаточно полное изучение теории социалистического права предполагает тщательную проработку руководящей и специальной литературы.
Правда, в настоящем пособии по возможности учтены новые данные советской юридической науки, отражено современное состояние теоретической разработки отдельных правовых проблем2. Но это ни в коей мере не может заменить всего того богатства знаний, которое накоплено советской правовой наукой.
Цель пособия — не заменить в кратком изложении существующую специальную научную литературу по вопросам теории права, а, напротив, побудить читателя постоянно обращаться к ней, выработать вкус и потребность систематического ее изучения.
Юридическое образование вовсе не завершается изучением цикла учебных дисциплин, предусмотренных программой высших юридических учебных заведений. Не завершается оно и овладением практических навыков. Практический работник становится высококвалифицированным юристом лишь тогда, когда он непрерывно пополняет свой теоретический багаж, любит и читает специальную литературу. Поэтому правовое обучение состоит не только в том, чтобы вооружить обучающихся необходимыми конкретными сведениями по праву и привить им «юридическое мышление», но и в том, чтобы развить у них органическую потребность к постоянному общению с литературой — потребность, выступающую в качестве одной из наиболее ярких проявлений высокой юридической культуры. Юридическое образование, как и всякое другое научное образование, — это непрерывный процесс пополнения знаний, который возможен лишь при достаточно развитом вкусе к научной юридической литературе.
обществе. В связи с этим вовсе необязательно, чтобы обучение базировалось на дисциплинах, кажущихся наиболее «практичными»; по нашему мнению, предпочтительнее концентрировать внимание на дисциплинах, наиболее глубоко разработанных, которые с большей ясностью... могут познакомить с концепциями, методами и общим духом рассматриваемого права» (Р е н е Д а в и д. Основные правовые системы современности. «Прогресс», 1967, стр. 36—37).
2 В пособии с известными коррективами и дополнениями использованы материалы, опубликованные ранее в работах автора, в том числе в книгах «Общие теоретические проблемы системы советского права» (Госюриздат,
I
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Главное в содержании курса.Содержанием настоящего курса является марксистско-ленинская теория права.
В нем право и другие правовые явления освещаются с тех принципиально новых позиций, которые разработаны основоположниками марксизма-ленинизма, —с позиций диалектического и исторического материализма, марксистской политической экономии, теории научного коммунизма. В курсе за основу взяты теоретические положения о праве, сформулированные в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, в документах КПСС и других коммунистических и рабочих партий, международных совещаний коммунистических и рабочих партий.
В соответствии с этим курс посвящен изложению и обоснованию диалектико-материалистических взглядов на право, на его сущность, функции и роль в социалистическом обществе. Основными идеями курса, непосредственно выражающими коренные устои марксистско-ленинского мировоззрения, являются такие фундаментальные положения диалектико-материалистиче-
1961)' «Механизм правового регулирования в Советском государстве» («Юридическая литература», 1966), «Социальная ценность права в советском обществе» («Юридическая литература», 1971),а также встатьях и других работах, посвященных вопросам общей теории права и гражданского права (работы опубликованы в журналах «Советское государство и право», «Правоведение», в сборниках статей). В последующем ссылки на эти работы в пособии не приводятся.
ского понимания права, как общественно-исторический, объективно-необходимый характер права в классовом обществе, обусловленность права экономическим базисом общества, его классовость и нераздельная связь с государством, его особенности в качестве государственной воли, возведенной в закон, и др.
Определяющим для содержания курса являются ленинские идеи о праве и законности в социалистическом обществе. В. И. Ленину принадлежит историческая заслуга разработки коренных методологических положений о месте и роли права в социалистическом обществе, о сущности и требованиях социалистической законности, о праве и культуре при строительстве социализма и коммунизма и т. д.
Современный этап коммунистического строительства в СССР — этап развитого социализма — это период наиболее полного и последовательного осуществления ленинских идей о праве и законности в социалистическом обществе. В соответствии с этим по своему главному содержанию курс опирается на данные и материалы, относящиеся к нынешнему периоду развития советского права.
2. Теоретические концепции социалистического права. На основе марксистско-ленинских взглядов на право сложилась и развивается особая область общественных знаний — социалистическое правоведение.
Социалистическое правоведение спаяно идейным единством. Всех марксистов-правоведов объединяют единство методологической, основы, революционного пролетарского долга, последовательное служение интересам народа, строительства социализма и коммунизма.
Идейное единство социалистического правоведения не исключает, однако, творческого разнообразия в исследовании права. Марксизм-ленинизм — враг всякого'" шаблона, мертвечины в науке, закостенелых, догматических схем и постулатов. Творческое применение законов и категорий материалистической диалектики при исследовании конкретного фактического материала в ряде случаев приводит правоведов к неодинаковым результатам, к различным теоретическим выводам. Нередко в ходе исследования вырабатываются своеобразные теоретические концепции, объясняющие правовые явления. В советской юридической науке сложилось несколько творческих школ, которые объединяют ученых-правоведов известной спецификой в подходе к объяснению правовых явлений, особой творческой манерой истолкования фактов.
Существенную роль играет здесь углубление теоретического
ю
анализа. Новые явления, вскрытые при таком анализе, могут получить своеобразное теоретическое истолкование, которое в рамках марксистско-ленинской методологии будет означать попытку продвинуть разработку общетеоретической правовой проблематики на новую ступень. Все это и создает возможность, а точнее необходимость существования на базе единых диа-лектико-материалистических предпосылок теоретических концепций социалистического права.
В последние годы социалистическое правоведение на основе завоеванных, прочно вошедших в науку методологических положений сосредоточило внимание на регулятивной, активно-созидательной стороне права. Исследовательская работа в указанном направлении еще не завершена. Но, на мой взгляд, накопленные в результате такого углубленного исследования понятия и идеи объединяются в теоретическую концепцию социалистического права как регулятора общественных отношений.
3. Развитие философии и общая теория права. Общая теория права как наука представляет собой такую часть социалистического правоведения, которая непосредственно связана с философией, диалектическим и историческим материализмом. Углубление и развитие философских знаний отражаются на состоянии разработки общетеоретических правовых проблем и во многих случаях определяют тот своеобразный «поворот» в понимании правовых явлений, который и характерен для теоретических концепций.
В настоящее время происходит довольно интенсивное развитие философской мысли. На основе фундаментальных положений марксистско-ленинской философии в последние годы выдвинут ряд перспективных идей, разрабатываются конструктивные направления в исследовании философской проблематики. Для общей теории права, как и для других отраслей социалистического правоведения, особо существенное значение на данном уровне развития науки имеют:
а) системный («механизменный») подход — направление в исследовании явлений, когда они рассматриваются в качестве элементов цельных систем, единых, сложных «организмов»;
б) структурный подход — направление исследований, когда внимание концентрируется на связях и соотношениях элементов, образующих те или иные объекты;
в) функциональный подход — направление исследований, когда более глубокое проникновение в сущность явлений дости гается при помощи исследования их функций в данной системе и функций системы в целом;
It
г) аксиологический (ценностный) подход — такое направление исследования, когда явления общественной жизни рассматриваются в качестве ценностей, благ, т. е. таких явлений, которые не только необходимы, но и способны принести выигрыш в общественной жизни, связаны с духовными идеалами людей, классов» общества.
Все эти направления развития философской мысли, представляющие собой специфические формы конкретизации диалек-тико-материалистического взгляда на мир, органически связаны друг с другом, являются ступенью в общем потоке развития философских знаний. И именно они (взятые в единстве) предопределяют то своеобразие концепции социалистического права как регулятора общественных отношений, которое, по замыслу автора, определяет на базе единых диалектико-материалистиче-ских предпосылок марксистско-ленинской методологии содержание настоящего курса.
4. Специальные, «сквозные» идеи курса. В соответствии с концепцией социалистического права как регулятора общественных отношений курс содержит ряд специальных, «сквозных» идей.
Конечно, в настоящей работе прежде всего ставилась задача последовательно провести общие диалектико-материалистиче-ские положения о праве, обобщить и в систематическом порядке изложить общетеоретическую правовую проблематику, попытаться определить объем и систему самостоятельного курса па общей теории социалистического права. Но именно потому, что при написании работы преследовалась цель с максимальной полнотой использовать новейшие достижения юридической науки, ее современный «дух», курс общей теории социалистического права отразил и указанную выше теоретическую концепцию. К тому же автор в порядке постановки вопроса предпринял попытку свести воедино основные положения этой концепции,, уточнить ее отдельные положения, проверить ее на всем материале общей теории социалистического права.
Каковы же специальные, «сквозные» идеи курса? Укажу на те из них, которые прямо соответствуют упомянутым выше направлениям развития философской мысли и которые поэтому представляются особо важными для современного «видения» права, его сущности и роли в жизни социалистического общества.
1) Положение о механизме правового регулирования. Право» правоотношения и все другие правовые явления рассматриваются в курсе как звенья единого механизма, обеспечивающего юри~ дическое воздействие на общественные отношения. Это не толь-
ко позволяет объединить все правовые явления в единую, целостную картину, отражающую единство и целостность правовой части надстройки, но и выяснить те особые функции, которые выполняет каждое из звеньев механизма в процессе юридического воздействия.
2) Положение об единстве структуры права. Для права ха рактерна «системность» — сложное строение составляющих его норм, институтов, отраслей, связанных в прочное единство. В курсе предпринята попытка показать, что учет сложной струк туры социалистического права предопределяет решение многих общетеоретических вопросов.
3) Положение о регулятивных (динамической и статической) и охранительной функциях права. Это одна из ключевых идей работы. Разграничение между функциями права оказалось на столько существенным, что оно выступило в качестве одного из главных оснований классификации юридических норм, диффе ренцированного подхода к определению функций правоотноше ний, их содержания, объектов и т. д. Иными словами, в зависи мости от специфических функций определяется внутреннее строе ние права, правового регулирования.
4) Положение о социальной ценности права. Это также одно из главных теоретических положений курса. Социалистическое право представляет собой существенную социальную ценность, которая является завоеванием социализма и дальнейшее утверж дение которой (как ценности) способствует укреплению социа листической законности, успешному решению задач строитель ства коммунизма.
Указанные идеи (положения) объединены мыслью о своеобразии правовой формы общественного регулирования. Опираясь на марксистско-ленинские взгляды о соотношении содержания и формы, в курсе показано специфическое содержание права, составляющих его норм, всего механизма правового регулирования. Упомянутые выше теоретические положения и призваны раскрыть различные стороны и проявления специфического содержания юридической формы общественного регулирования, обусловленного его классово-волевым, политическим содержанием. С этой точки зрения в курсе предпринимается попытка осветить многоплановость правовой жизни общества, правовой действительности (и, в частности, сделано ударение на роль индивидуального поднормативного правового регулирования).
И еще одна существенная (правда, только лишь намеченная) «сквозная» идея, определяющая теоретическое содержание кур*
са. Это освещение управленческой природы права, его роли как элементасистемы социального управления.
Не всегда, быть может, специальные, «сквозные» идеи изложены в последующем с надлежащей выпуклостью (так как изложение подчинено общей системе и профилю курса). Но как раз по этой причине целесообразно с самого начала проследить их влияние нахарактер и направление решения соответствующих теоретических вопросов.