Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗАДАЧИ И СИСТЕМА КУРСА



МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР

СВЕРДЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРОБЛЕМЫ

С. G. АЛЕКСЕЕВ

ТЕОРИИ

Курс лекций в двух томах

ПРАВА

Том первый

Основные вопросы общей теории социалистического права

СВЕРДЛОВСК, 1972


3 40.4c А-У6


ОТ РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА СВЕРДЛОВСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА


 



Настоящее пособие рассчитано в основном на студен­тов старших курсов и аспирантов юридических высших учеб­ных заведений. Оно может быть использовано также прак­тическими работниками и специалистами иных отраслей знаний, интересующимися вопросами общей теории права.

В основе курса — учебное пособие «Общая теория со-циалистическсго права», опубликованное в 1963—1966 гг. Оно переработано сучетом новых материалов, а также за­мечаний и пожеланий, высказанных при обсуждении этой и других работ автора.

В связи свыходом в свет пособий, специально подго­товленных для студентов, начинающих изучать юридиче­ские науки, в настоящем курсе не повторяются общие исход­ные данные теории, а внимание сконцентрировано на слож-льг. проблемных вопросах.

Курс лекций состоит из двух томов.

Том первый — Введение. Сущность социалистического права. Нормы права и правоотношения.

Том второй — Нормативные акты. Применение права. Юридическая наука (правоведение).

Курс лекций печатается по решению ученого совета Свердловского юридического института от 6 мая 1971 г.

Научный редактор — доцент Р. К. Русинов


ВВЕДЕНИЕ


 



ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВЫПУСК

Профессор В. М. Семенов


 


ЗАДАЧИ И СИСТЕМА КУРСА

1. Этапы правового обучения и общая теория права. Пра­во — сложное социальное явление. Изучение свойств и структуры права, его закономерностей и социальной роли, его действия и применения в практической жизни является длительным и тру­доемким процессом, который распадается на ряд этапов.

На первоначальном этапе правовое обучение проходит обыч­но в курсе теории государства и права и примыкающих к нему дисциплин (история государства и права и др.)- Здесь право рассматривается в неразрывном единстве с другой частью над­стройки— государством. Этот курс нацелен на то, чтобы озна­комить обучающихся с основами марксистско-ленинского уче­ния о государстве и праве»

Следующий — наиболее продолжительный — этап правового обучения сводится к овладению отдельными сторонами правового регулирования, государственной деятельности, отдельными отрас­лями права. Обучение здесь замыкается в рамках многих, кон­кретных, обособленных друг от друга дисциплин — уголовного права, гражданского права, трудового права, прокурорского надзора, криминалистики и т. п. Этим конкретным дисциплинам свойствен преимущественно практический уклон. Такое детали­зированное изучение права подкрепляется, наконец, практиче­ской работой (практикой), в ходе которой оттачиваются и обо­гащаются специальные знания по конкретным правовым во­прос^.


Но именно потому, что изучение права проходит в основном в пределах многих конкретных дисциплин и на практике, возни­кает необходимость вновь вернуться к изучению права в делом. Это — третий этап изучения права, на котором подводится изве­стный итог всей ранее проделанной работе и ставится задача наиболее глубокого и полного изучения правовых категорий, которые наполняются многогранным конкретным содержанием. Право вновь воспринимается как цельный механизм — единый регулятор общественных отношений. Причем возвращение к праву как к целому осуществляется здесь на новой качественной основе — на базе специальных знаний, накопленных при прора­ботке конкретных дисциплин.

Изучение общей теории права после того, как усвоены необ­ходимые данные в рамках конкретных юридических дисциплин,обязательный, важный этап правового образования.

2. Основные задачи курса. Изучение общей теории права имеет существенное значение во многих отношениях.

Прежде всего это способствует упорядочению, приведению в определенную систему специальных знаний по конкретным юридическим дисциплинам.

Общая теория права и сама вооружает рядом конкрет­ных «тонких» и детализированных данных, необходимых для практической деятельности (правила применения норм, действия нормативных актов во времени, в пространстве, по кругу лиц и др.).

Общая теория права расширяет «юридический кругозор», ставит практическую деятельность, связанную с изданием и при­менением норм права, на прочную научную основу.

Наконец, общая теория права представляет собой решающее средство внедрения юридической культуры, а также и того, что условно может быть названо «юридическим мышлением». Толь­ко глубокое усвоение всех тонкостей и деталей механизма пра­вового регулирования позволяет проникнуть во все внутренние связи и закономерности права как части надстройки, правильно, умело и эффективно проводить в жизнь правовую политику со­циалистического государства.

Высококвалифицированным юристом может быть назван не тот, кто усвоил лишь конкретное содержание многочисленных нормативных актов (нормативные акты нередко за короткий срок существенно изменяются), а тот, кто на основе глубокого понимания сущности и социального назначения права, всего механизма правового регулирования способен при помощи об­щих юридических понятий осмыслить любой нормативный акт


и самостоятельно принять политически и юридически правильное решение. Это и есть высокая юридическая культура, способ­ность «мыслить юридически» *.

В развитии юридической культуры, а также «юридического мышления» и состоит то*главное, что обусловливает необходи­мость изучения общей теории права.

3. Объем материала и система курса. Настоящий курс посвя­щен социалистическому праву, рассматриваемому преимущест­венно на материале советского права.

Ограничение содержания курса вопросами социалистического права объясняется, главным образом, необходимостью макси­мального приближения его к задачам правового обучения в юри­дических вузах, к задачам сегодняшнего дня, к нуждам прак­тики. В то же время такой подход позволяет рассмотреть и общие правовые понятия и, стало быть, достигнуть решения тех задач, которые обеспечиваются при помощи общей теории права в целом.

Система курса общей теории социалистического права скла­дывается из пяти разделов: 1) право в социалистическом обще­стве; 2) нормы права и правоотношения; 3) нормативные акты; 4) применение норм права; 5) наука права. Эти разделы отра­жают последовательные ступени изучения права, постепенного раскрытия его отдельных сторон и проявлений — от социальной характеристики права (раздел первый) к его внутреннему юри­дическому строению (раздел второй), от этого — к внешним фор­мам выражения права (раздел третий) и в итоге — к практиче­ской деятельности по применению права (раздел четвертый). Следовательно, используя образные — и отсюда недостаточно точные — выражения, можно сказать, что первый раздел отве­ден «социологии» права, второй — его «догме», третий—«юри­дической форме», а четвертый — «практике» действия права, т. е. праву в его практическом применении. И в заключение — характеристика юридической науки — того вида общественного сознания, который связан с изучением социалистического права (раздел пятый).

1 Французский юрист Рене Давид, касаясь юридико-технической сторо­ны правового обучения (что, разумеется, делает его суждения односторонни­ми), пишет: «Главное в преподавании — это не ознакомить студентов с юриди­ческими нормами, а привить им навык к пониманию структуры, категорий и концепций права той или иной страны, обучив их словарю права; научить методам, при помощи которых можно найти нормы, необходимые для реше­ния данной проблемы; развить у студента определенную восприимчивость, которая позволит «чувствовать» это решение в соответствии со стандартами, часто не очень ясными, а иногда и нелогичными, которые приняты в данном


Изучение общей теории социалистического права построено таким образом, чтобы последовательно охватить все основные стороны связи и проявления социалистического права, механиз­ма правового регулирования.

4. Использование специальной литературы при подготовке курса теории права.Достаточно полное изучение теории социа­листического права предполагает тщательную проработку руко­водящей и специальной литературы.

Правда, в настоящем пособии по возможности учтены новые данные советской юридической науки, отражено современное со­стояние теоретической разработки отдельных правовых про­блем2. Но это ни в коей мере не может заменить всего того богатства знаний, которое накоплено советской правовой наукой.

Цель пособия не заменить в кратком изложении сущест­вующую специальную научную литературу по вопросам теории права, а, напротив, побудить читателя постоянно обращаться к ней, выработать вкус и потребность систематического ее изу­чения.

Юридическое образование вовсе не завершается изучением цикла учебных дисциплин, предусмотренных программой высших юридических учебных заведений. Не завершается оно и овладе­нием практических навыков. Практический работник становится высококвалифицированным юристом лишь тогда, когда он непре­рывно пополняет свой теоретический багаж, любит и читает спе­циальную литературу. Поэтому правовое обучение состоит не только в том, чтобы вооружить обучающихся необходимыми конкретными сведениями по праву и привить им «юридическое мышление», но и в том, чтобы развить у них органическую по­требность к постоянному общению с литературой — потребность, выступающую в качестве одной из наиболее ярких проявлений высокой юридической культуры. Юридическое образование, как и всякое другое научное образование, — это непрерывный процесс пополнения знаний, который возможен лишь при достаточно раз­витом вкусе к научной юридической литературе.

обществе. В связи с этим вовсе необязательно, чтобы обучение базировалось на дисциплинах, кажущихся наиболее «практичными»; по нашему мнению, предпочтительнее концентрировать внимание на дисциплинах, наиболее глу­боко разработанных, которые с большей ясностью... могут познакомить с кон­цепциями, методами и общим духом рассматриваемого права» (Р е н е Д а в и д. Основные правовые системы современности. «Прогресс», 1967, стр. 36—37).

2 В пособии с известными коррективами и дополнениями использованы материалы, опубликованные ранее в работах автора, в том числе в книгах «Общие теоретические проблемы системы советского права» (Госюриздат,


I


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Главное в содержании курса.Содержанием настояще­го курса является марксистско-ленинская теория права.

В нем право и другие правовые явления освещаются с тех принципиально новых позиций, которые разработаны основопо­ложниками марксизма-ленинизма, —с позиций диалектического и исторического материализма, марксистской политической эко­номии, теории научного коммунизма. В курсе за основу взяты теоретические положения о праве, сформулированные в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, в документах КПСС и других коммунистических и рабочих партий, международных совещаний коммунистических и рабочих партий.

В соответствии с этим курс посвящен изложению и обосно­ванию диалектико-материалистических взглядов на право, на его сущность, функции и роль в социалистическом обществе. Основными идеями курса, непосредственно выражающими ко­ренные устои марксистско-ленинского мировоззрения, являются такие фундаментальные положения диалектико-материалистиче-

1961)' «Механизм правового регулирования в Советском государстве» («Юри­дическая литература», 1966), «Социальная ценность права в советском общест­ве» («Юридическая литература», 1971),а также встатьях и других работах, посвященных вопросам общей теории права и гражданского права (работы опубликованы в журналах «Советское государство и право», «Правоведение», в сборниках статей). В последующем ссылки на эти работы в пособии не приводятся.


ского понимания права, как общественно-исторический, объек­тивно-необходимый характер права в классовом обществе, обус­ловленность права экономическим базисом общества, его клас­совость и нераздельная связь с государством, его особенности в качестве государственной воли, возведенной в закон, и др.

Определяющим для содержания курса являются ленинские идеи о праве и законности в социалистическом обществе. В. И. Ленину принадлежит историческая заслуга разработки коренных методологических положений о месте и роли права в социалистическом обществе, о сущности и требованиях социали­стической законности, о праве и культуре при строительстве со­циализма и коммунизма и т. д.

Современный этап коммунистического строительства в СССР — этап развитого социализма — это период наиболее пол­ного и последовательного осуществления ленинских идей о пра­ве и законности в социалистическом обществе. В соответствии с этим по своему главному содержанию курс опирается на дан­ные и материалы, относящиеся к нынешнему периоду развития советского права.

2. Теоретические концепции социалистического права. На основе марксистско-ленинских взглядов на право сложилась и развивается особая область общественных знаний — социалисти­ческое правоведение.

Социалистическое правоведение спаяно идейным единством. Всех марксистов-правоведов объединяют единство методологи­ческой, основы, революционного пролетарского долга, последова­тельное служение интересам народа, строительства социализма и коммунизма.

Идейное единство социалистического правоведения не исклю­чает, однако, творческого разнообразия в исследовании права. Марксизм-ленинизм — враг всякого'" шаблона, мертвечины в науке, закостенелых, догматических схем и постулатов. Творче­ское применение законов и категорий материалистической диа­лектики при исследовании конкретного фактического материала в ряде случаев приводит правоведов к неодинаковым результа­там, к различным теоретическим выводам. Нередко в ходе иссле­дования вырабатываются своеобразные теоретические концеп­ции, объясняющие правовые явления. В советской юридической науке сложилось несколько творческих школ, которые объеди­няют ученых-правоведов известной спецификой в подходе к объ­яснению правовых явлений, особой творческой манерой истолко­вания фактов.

Существенную роль играет здесь углубление теоретического

ю


анализа. Новые явления, вскрытые при таком анализе, могут получить своеобразное теоретическое истолкование, которое в рамках марксистско-ленинской методологии будет означать попытку продвинуть разработку общетеоретической правовой проблематики на новую ступень. Все это и создает возможность, а точнее необходимость существования на базе единых диа-лектико-материалистических предпосылок теоретических концеп­ций социалистического права.

В последние годы социалистическое правоведение на основе завоеванных, прочно вошедших в науку методологических поло­жений сосредоточило внимание на регулятивной, активно-сози­дательной стороне права. Исследовательская работа в указан­ном направлении еще не завершена. Но, на мой взгляд, накоп­ленные в результате такого углубленного исследования понятия и идеи объединяются в теоретическую концепцию социалистиче­ского права как регулятора общественных отношений.

3. Развитие философии и общая теория права. Общая теория права как наука представляет собой такую часть социалистиче­ского правоведения, которая непосредственно связана с филосо­фией, диалектическим и историческим материализмом. Углубле­ние и развитие философских знаний отражаются на состоянии разработки общетеоретических правовых проблем и во многих случаях определяют тот своеобразный «поворот» в понима­нии правовых явлений, который и характерен для теоретических концепций.

В настоящее время происходит довольно интенсивное раз­витие философской мысли. На основе фундаментальных поло­жений марксистско-ленинской философии в последние годы вы­двинут ряд перспективных идей, разрабатываются конструктив­ные направления в исследовании философской проблематики. Для общей теории права, как и для других отраслей социа­листического правоведения, особо существенное значение на дан­ном уровне развития науки имеют:

а) системный («механизменный») подход — направление в
исследовании явлений, когда они рассматриваются в качестве
элементов цельных систем, единых, сложных «организмов»;

б) структурный подход — направление исследований, когда
внимание концентрируется на связях и соотношениях элементов,
образующих те или иные объекты;

в) функциональный подход — направление исследований,
когда более глубокое проникновение в сущность явлений дости­
гается при помощи исследования их функций в данной системе
и функций системы в целом;

It


г) аксиологический (ценностный) подход — такое направление исследования, когда явления общественной жизни рассматри­ваются в качестве ценностей, благ, т. е. таких явлений, которые не только необходимы, но и способны принести выигрыш в обще­ственной жизни, связаны с духовными идеалами людей, классов» общества.

Все эти направления развития философской мысли, пред­ставляющие собой специфические формы конкретизации диалек-тико-материалистического взгляда на мир, органически связаны друг с другом, являются ступенью в общем потоке развития философских знаний. И именно они (взятые в единстве) пред­определяют то своеобразие концепции социалистического права как регулятора общественных отношений, которое, по замыслу автора, определяет на базе единых диалектико-материалистиче-ских предпосылок марксистско-ленинской методологии содер­жание настоящего курса.

4. Специальные, «сквозные» идеи курса. В соответствии с кон­цепцией социалистического права как регулятора общественных отношений курс содержит ряд специальных, «сквозных» идей.

Конечно, в настоящей работе прежде всего ставилась задача последовательно провести общие диалектико-материалистиче-ские положения о праве, обобщить и в систематическом порядке изложить общетеоретическую правовую проблематику, попы­таться определить объем и систему самостоятельного курса па общей теории социалистического права. Но именно потому, что при написании работы преследовалась цель с максимальной полнотой использовать новейшие достижения юридической науки, ее современный «дух», курс общей теории социалистического права отразил и указанную выше теоретическую концепцию. К тому же автор в порядке постановки вопроса предпринял попытку свести воедино основные положения этой концепции,, уточнить ее отдельные положения, проверить ее на всем мате­риале общей теории социалистического права.

Каковы же специальные, «сквозные» идеи курса? Укажу на те из них, которые прямо соответствуют упомянутым выше на­правлениям развития философской мысли и которые поэтому представляются особо важными для современного «видения» права, его сущности и роли в жизни социалистического обще­ства.

1) Положение о механизме правового регулирования. Право» правоотношения и все другие правовые явления рассматривают­ся в курсе как звенья единого механизма, обеспечивающего юри~ дическое воздействие на общественные отношения. Это не толь-


 


ко позволяет объединить все правовые явления в единую, цело­стную картину, отражающую единство и целостность правовой части надстройки, но и выяснить те особые функции, которые выполняет каждое из звеньев механизма в процессе юридиче­ского воздействия.

2) Положение об единстве структуры права. Для права ха­
рактерна «системность» — сложное строение составляющих его
норм, институтов, отраслей, связанных в прочное единство.
В курсе предпринята попытка показать, что учет сложной струк­
туры социалистического права предопределяет решение многих
общетеоретических вопросов.

3) Положение о регулятивных (динамической и статической)
и охранительной функциях права. Это одна из ключевых идей
работы. Разграничение между функциями права оказалось на­
столько существенным, что оно выступило в качестве одного из
главных оснований классификации юридических норм, диффе­
ренцированного подхода к определению функций правоотноше­
ний, их содержания, объектов и т. д. Иными словами, в зависи­
мости от специфических функций определяется внутреннее строе­
ние права, правового регулирования.

4) Положение о социальной ценности права. Это также одно
из главных теоретических положений курса. Социалистическое
право представляет собой существенную социальную ценность,
которая является завоеванием социализма и дальнейшее утверж­
дение которой (как ценности) способствует укреплению социа­
листической законности, успешному решению задач строитель­
ства коммунизма.

Указанные идеи (положения) объединены мыслью о своеоб­разии правовой формы общественного регулирования. Опираясь на марксистско-ленинские взгляды о соотношении содержания и формы, в курсе показано специфическое содержание права, со­ставляющих его норм, всего механизма правового регулирова­ния. Упомянутые выше теоретические положения и призваны раскрыть различные стороны и проявления специфического со­держания юридической формы общественного регулирования, обусловленного его классово-волевым, политическим содержа­нием. С этой точки зрения в курсе предпринимается попытка осветить многоплановость правовой жизни общества, пра­вовой действительности (и, в частности, сделано ударение на роль индивидуального поднормативного правового регулирова­ния).

И еще одна существенная (правда, только лишь намеченная) «сквозная» идея, определяющая теоретическое содержание кур*


са. Это освещение управленческой природы права, его роли как элементасистемы социального управления.

Не всегда, быть может, специальные, «сквозные» идеи изло­жены в последующем с надлежащей выпуклостью (так как изло­жение подчинено общей системе и профилю курса). Но как раз по этой причине целесообразно с самого начала проследить их влияние нахарактер и направление решения соответствующих теоретических вопросов.

Раздел первый


 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.